Папа, я боюсь носкоедов
Страхи[как помочь ребёнку справиться со страхами]
Летом Агния посмотрела мультик про Похитителей носков и ближе к вечеру стала периодически говорить:
- Папа, я боюсь носкоедов. Если они придут ночью? Я боюсь.
Я предложил ей сыграть в две игры:
Первая игра называлась «Кто быстрее повторяет слово».
Надо было как можно быстрее повторять слово, которое больше всего ассоциируется, вызывает испуг.
Искать такое слово тут было ненужно, потому что это было слово «Носкоеды».
И вот мы наперегонки в машине повторяли подряд «Носкоеды, носкоеды, носкоеды, носкоеды».
Если вы попробуете без перерыва повторять одно и тоже слово без пауз с быстрой скорость, оно начнёт терять смысл, привычные ассоциации и поможет изменить реакцию. Да и сам процесс очень весёлый, что тоже сильно помогает. :)
Уже после этого на слово «Носкоеды» у Агнии начала появляться улыбка и попытки повторять это слово вслух.
Вторая игра называлась «Пропеть слово как песенку».
Не знаю почему, но у меня возник в голове мотив песни «Мы весёлые медузы, так похожи на арбузы»
И в этом режиме мы начали петь «Носкоеды, носкоедыыыы, носкоеды, носкоеееды» :)
Снова веселье, смех и никакого испуга.
После этих игр тема со страхом наскоедов всплывала от силы ещё пару раз, но уже не так акцентировано, а скорее как что-то, что раньше вот в это время, в этом месте я говорила про страшных носкоедов, а теперь… теперь не очень получается :)
В чем главный принцип этих игро-техник?
Не избегать контакта с пугающим стимулом (в данном случае это мысли про носкоедов), а создать условия, где можно:
1) Контактировать с этим стимулом какое-то время, чтобы привыкнуть к нему.
2) Обнаружить то, что отношение к этому может меняться. То, что раньше пугало, может начать смешить и пр.
3) Нормализовать эмоции «бояться - это неприятно, но нормально» и не пытаться бороться с эмоциями, которые уже возникли.
Любые попытки объяснить, что «носкоедов нет и это всего лишь мультик», скорее привели бы к обратному эффекту, потому что это просто попытка в лоб отменить реакцию страха, которая уже возникла.
То, что на словах говорится «носкоедов нет, их не надо бояться», не отменяет реакцию тела на мысли, которые возникают у ребёнка.
Эти слова могут идти параллельно с реакцией и даже усиливать её в формате «Мама\папа мне говорят, что носкоедов нет, но я всё равно боюсь, я не должна бояться».
----
Больше полезных постов по детской психологии на моём канале в телеграме "Дневник папы - психолога":