О будущем детей
Болталкавстретилось на просторах интернета:
"Спокойствие и только спокойствие!". Это я успокаиваю тех тревожных родителей, которые с младших классов готовят своих детей к выбору специальности и поступлению в престижный вуз. С 2020 года изменятся условия поступления в институты. Поступят все, кто хочет поступить, но.. не все от этого станут счастливыми и успешными.
Я все чаще вижу ребят, которые не хотят поступать в вузы. Они хотели бы получить профессиональные навыки уже после девятого или одиннадцатого классов. И эти навыки можно получить либо в колледже, либо на курсах, либо самостоятельно, обучаясь удаленно. Работодателя сейчас не интересует "корочка" об окончании вуза, ему подавай hard skills и soft skills, причем, будущее за последними. А вот на их развитие времени и сил не хватает у детей, которые завалены дополнительными занятиями, кружками, подготовкой к олимпиадам, к поступлению в престижные школы. И получается, что эти "дети- машины" не способны приспосабливаться к различным требованиям, к запросам будущего, к новым коллективам, не способны репрезентовать себя и свои достижения, не умеют работать в команде, самостоятельно решать проблемы, помогать коллегам. Далеко не все отличники, поступившие в престижные вузы, стали успешными людьми, сделали хорошую карьеру - об этом писал исследователь эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман. Я уже не говорю о том, что поступление не гарантирует того, что они станут работать по специальности. Будут ли дети счастливы, получив проходной балл - вот что должно тревожить родителей. Я вижу, как едет крыша у моих девятиклассников, которые загружены так, что даже нет времени музон послушать в наушниках. Они света белого не видят, подогревая себя риторически-истерическими вопросами:" Куда поступить, чтобы потом нормальную зарплату получать!?". Мало мотивированных студентов на гуманитарных специальностях. Большинство ребят не знает, кем будут работать по окончании вуза, не имеют представления о профессии, в которую придут. Мотивированными мы им помогаем стать уже в процессе обучения. Но не всегда у нас это получается, и особенно тяжело, когда ребенку нужен исключительно диплом, а не компетенции и навыки. Такой студент находится в капкане родительских ожиданий, но сам ничего не хочет. В такой смертной тоске и проходят четыре лучших года жизни. Потом их, конечно, куда-то пристраивают. И начинается новая мука, связанная со сменой рабочих мест и поиском себя...
Один мой ученик сейчас готовится к трудному разговору с родителями. Он не хочет поступать весной в вуз, а хочет после 11 класса либо поработать, либо получить средне-специальное образование. Он хорошо учится и, скорее всего, поступит, но он боится сделать опрометчивый шаг, так как, выбрав вуз и специальность, не уверен, хочет ли он туда поступать. Он честен перед собой и перед родителями - "бюджет" на том популярном направлении ему не светит, а платить из кармана родителей за престиж он не хочет. Я на его стороне. И волнуюсь.. Поймут ли его родители, примут ли его обдуманную точку зрения?
Родители, читая эту статью, не пугайтесь, пожалуйста. Все зависит от вас, если вы привыкли решать за детей, какими им быть и кем быть. Если выбор за вашими детьми, то вам тоже не о чем беспокоиться - захотят- поступят, не захотят - пойдут сразу работать или овладеют за два года специальностью, которая, быть может, позволит им стать уникальными, штучными специалистами. А потом, возможно, осознанно будут добирать навыки на разных курсах дополнительного образования или поступят в институт. В конце концов, за свой путь к профессии и результат будут только они сами отвечать.