Девочки, наверное, многие из вас хотели сделать мир лучше. И я одна из таких. Сначала помогала Благотворительному фонду – отдала очень много своих вещей, потом собирала вещи по кварталу. Отправляла десятки поздравлений для детей, покупала игрушки и подарки. Но вот теперь пришло время, когда сами в трудном положении, и денег у меня нет, и никак таким образом помочь не могу. И времени на волонтерские дела тоже нет, потому что дочка маленькая. Но я нашла третий вариант, который не требует особенных денежных и временных затрат, но который может здорово помочь ребенка. Стать шефом для ребенка из детского дома. Всего лишь 2 письма в месяц и два подарка в год! Немного внимания, и жизнь ребенка изменится! итак, что все это значит:
Шеф для ребенка как фактор повышения резилиенса, или Кое-что о жизнестойкости Зачем ребенку нужен шеф? И нужен ли шеф вообще? Все-таки, шеф – не семья. Это какой-то посторонний взрослый, который пишет время от времени письма. Присылает посылки. Его роль в жизни ребенка не совсем понятна. Да и вообще, играет ли в жизни ребенка присутствие постороннего взрослого какую-то роль? Вообще говоря, в жизни детдомовских детей много людей «посторонних». Воспитатели, учителя, весь персонал детских домов и интернатов – люди в каком-то смысле «посторонние». Ну уж во всяком случае, не родные. Но у всех вышеперечисленных людей есть какие-то определенные функции. Понятно, что учитель – учит. Воспитатель – воспитывает. Ну если и не воспитывает, то, по крайней мере, поддерживает дисциплину, и на худой конец пытается занять ребенка чем-то невредным. А вот какова функция шефа? Что, собственно, дает ребенку наличие шефа в его жизни? Если не брать в расчет интересные письма и приятные подарки? В этой небольшой статье я хочу изложить некоторые взгляды на то, почему те дети, которым повезло найти шефа, находятся в более благоприятной ситуации, чем их «неподшефные» товарищи. Почему присутствие всего-навсего одного, совершенно поначалу постороннего, и живущего вдали от ребенка человека, может самым существенным образом повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Может стать тем фактором, который сыграет весьма позитивную роль в способности ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни. В некоторых странах, например, Великобритании, США и Франции, в системе социальной помощи детям-сиротам широко используется термин «резилиенс». В сущности, вся система мероприятий по поддержке кризисных семей, и по созданию благоприятных условий для развития ребенка в трудной жизненной ситуации (каковые мероприятия заменяют в странах более социально цивилизованных запихивание ребенка в детский дом), базируется на принципе этого самого «резилиенса». Означает это красивое слово весьма простую вещь. В переводе на русский, это слово означает что-то вроде «упругости» – т.е. «способности материала возвращаться в исходное состояние». При чем же тут дети? А вот при чем. В английской, например, социальной практике есть такое понятие – «ребенок с высоким резилиенсом». Ребенок, который, несмотря на все им пережитое – потерю близких, отсутствие надлежащего ухода, пренебрежение его нуждами, иногда физические лишения, унизительное чувство ненужности и брошенности – тем не менее, сохраняет способность и, главное, желание жить дальше, желание радоваться жизни, силы для развития и свершений. Как пружинка, которая, растянувшись, и пережив напряжение порой на пределе возможностей, все же возвращается в исходное упругое состояние. Наверное, это можно назвать «жизнестойкостью». И что же, это какие-то особые дети? Откуда в них это «волшебное» качество – высокий резилиенс, эта жизнестойкость? Может быть, это заложено в генах? Или каким-то иным способом ребенок приобретает либо не приобретает это качество с рождения? Удивительно, но многолетние исследования на тему показали, что подобное качество в людях не является врожденным. Это качество – резилиенс, способность «упруго» реагировать на удары судьбы, не ломаться, не терять воли к жизни и желания что-то достигать – зависит от некоего набора внешних факторов. Какие же факторы могут сыграть свою роль? Ничего «загадочного», набор этих факторов достаточно банален. Если ребенок ходит в хорошую школу, и ему там нравится – это плюс в его копилку «жизнестойкости». Если есть хорошая инфраструктура, и ребенок с детства чем-то занимается – в секциях и кружках, тем, что ему нравится – это повышает его общую жизнестойкость, закладывает некий «запас» на будущее. Там перечисляется еще сколько-то факторов, по поводу благотворного влияния на формирование личности вряд ли кто-то станет спорить – душевная привязанность, высокая самооценка, социализированность и т.д. Прекрасный набор факторов здорового развития. Только чем же это все может помочь ребенку, который живет за забором казенного учреждения, и имеет те «факторы», которые имеет? Дело в том, что в этом списке есть один фактор, влияние которого оценивается весьма высоко. Звучит очень просто – «один поддерживающий взрослый». Всего один. Не родитель, не родственник – просто человек, который заинтересован в ребенке. Который его поддерживает. Что значит «поддерживает»? Не «тянет одеяло на себя», не старается «вытянуть» ребенка туда, куда самому нравится, а чуток и внимателен к нуждам и чаяниям самого ребенка. Тот, кто способен понять ребенка, его маленькие радости и его большую душевную боль. Тот, кто не будет ни «жалельщиком», ни «ментором», но станет другом, поддержкой, опорой и, может быть, духовным наставником. Один поддерживающий взрослый. В этом есть определенная магия. Ребенок может жить заброшенным и запущенным. Его могут игнорировать, или дразнить, или ругать. На нем могут поставить крест. Но вот чей-то взгляд упал на ребенка, как луч прожектора, выхватывающий малую толику из мрака ночи. Упал, задрожал и… вдруг – задержался. Не перескочил на что-то другое, не скользнул мимо, а остался, и продолжает светить. Сначала неожиданный свет ослепляет, и может быть, даже раздражает. Потом глаза к нему привыкают, и становится любопытно – а как это, при свете? Все немного по-другому… А потом этот свет становится необходимым и желанным. И возникает страх – а вдруг он исчезнет. И приходит злость – ну если ты исчезнешь, так исчезай поскорей! Но если этот свет не исчезает, и тот, кто взял на себя смелость, остается смелым, то свет становится уже не просто частью жизни. Он становится смыслом и насущной потребностью. И рано или поздно происходит еще одно чудо – тот, на кого упал луч света, сам начинает светить другим. Для того, чтобы стать Одним Поддерживающим Взрослым, нужно не так уж много. Всего один лист бумаги, всего одна ручка и один конверт. И уверенность в том, что для того ребенка, который получит письмо, это очень важно. Под конец – небольшая рекомендация для тех, кто мог бы стать шефом ребенку из детского дома. Иногда об этом размышляют и в целом готовы писать письма детенышу, большому или маленькому, здоровому или не очень, живущему где-то далеко. Но останавливает мысль – «а нужно ли ему это? И что я могу дать – я, не очень сильный, не очень-то, может, успешный, не очень веселый, обремененный кучей своих проблем, самый обычный человек? Я не знаю ни подходов к детям, ни методик развития, ничего особенного, чему я мог бы научить ребенка в письмах». А дело в том, что шеф не должен быть каким-то «особенным». И «давать» ничего такого, специального, он не должен. Потому что ни стокилограммовые посылки с нужными и красивыми вещами, ни диски и ни книги не дают того, что может дать человек человеку – интереса к его неблестящей, повседневной жизни, к его радостям и огорчениям. Интереса человека к человеку. Татьяна Губина, психолог, специалист по семейному устройству детей, много лет проработала в московском дд №19, а сейчас работает вдд №37. Занимается подготовкой семей до принятия ребенка, сопровождением знакомства, консультированием семей с детьми. www.invisible-children.org/
Аня расскажите вкратце как у вас проходит переписка? Какие чувства у вас по поводу этого? Даже и не знаю как задать вопрос, так как хочется услышать отзывы, так как я сама тоже хочу этим заняться, но считаю это очень ответственным делом! Заранее спасибо!
Настя, пока переписка пропадает в никуда =( Написала три письма - все потерялись! Я прямо поверить не могу. Отправила четвертое. Не знаю, в чем дело, потому что у всех шефов все идет нормально. Я говорю со своей подшефной по телефону. Она теперь ждет четвертого письма. Вы зарегистрируйтесь на форуме по той ссылке, что я давала, там можно много всего почитать на тему впечатлений и прочего. Я вообще много детям пишу, - пишу открытки, сказки, письма от лица волшебной Феи. У меня в дневнике написано про это. Вечатления всегда положительные, потому что ощущаешь, что для кого-то это делает мир лучше и светлее =)))
Аня спасибо...А как муж относиться к этому?
А съездить к своей подшефной не возникает желания...
Честно "я боюсь что ребенок оочень привыкнет, боюсь своих чувст...Не знаю даже как описать.
К переписке муж относится нормально =) Много я пишу =) Он отправляет. А подшеная моя в Братске, а я в Москве - очень далеко. Да и потом шефство не предполагает встреч, они возможны, но это не входит в обязанности шефа. Поэтому подшефный может жить где угодно. Я потому и не езжу в детские дома, например, в москве...потому что иначе захочу всех взять =( А не мсогу...
Сейчас я прочитала отзывы тех кто ведет переписку со своими подшефными+навещают их...эмоций положительных написана море...Я все больше утверждаюсь в своем решении...Думаю теперь как бы преподнести мужу...не знаю как он к этому отнесется
Если бы я стала ездить в детский дом, у меня муж не был бы рад...и он категорически против усыновления. Так что смотрите. Если домашние против, лучше не начинать. Есть много вариантов, как помочь детям, нужно выбрать такой, против которого не против домашние. Я такой вариант нашла в шефстве.
Для меня тоже шевство наиболее приемлемо. В курс дела планирую ввести только мужа, не думаю что родителей обязательно посвящать...Насчет общения вживую...да тут конечно другое дело, хотя девчонки слегкостью ездят и навещают...(несомненно дело каждого)...Сечас все больше убеждаюсь что много людей помогают вот таким образом...это прекрасно!
Извините за вопрос,надо приехать в дет дом и тебе выберут ребёнка,которому нужен шеф? или как это всё происходит? нужно где то регистрироватся,записыватся итд?
На сайте www.invisible-children.org нужно заполнить анкету (имя и.т.п.). Через какое-то время вам вышлют список детей, которые хотели бы иметь шефа, из этого списка можно выбрать любого ребенка, который понравится, и за тобой его закрепляют. Ехать никуда не нужно, все дистанционно.