Про «Манюню» и не только
"Фильм vs Книга"Большая часть текста далее от 31 мая 2022 года. Часть про второй сезон сериала написана 10 августа 2023 года. Часть про третий сезон и «Новогодние приключения» - 19 июня 2024 года
ПРО «МАНЮНЮ»
Сериал «Манюня» я посмотрела сразу же после его выхода, сиречь в самом начале года, на длинных новогодних выходных (то, что руки до отзыва у меня дошли только сейчас, история отдельная, но, вроде бы, это заключительный «хвост»; надеюсь, новых не появится, и в мифологического девятихвостого лиса я не превращусь). Честно говоря, даже не знаю, что можно сказать об этом сериале, кроме того, что он добрый, солнечный, смешной и мне понравился (потому что глоток детства не понравиться не может). Были непривычны очень короткие - примерно двадцатиминутные - серии: из-за этого условный сериал смотрится даже не быстро - мгновенно, так как его общий хронометраж оказывается хронометражом полнометражного фильма.
Истории для экранизации выбрали отменно, героев, включая неразлучных девчонок и колоритнейшую Ба, подобрали органично. Впрочем, там все колоритные, включая пейзаж, и смотрятся в кадре, как родные. Меняющийся голос рассказчиц тоже не удивляет, потому что подобные истории советского детства происходили, пожалуй, с каждым, кто подходит по возрасту, а значит, рассказать подобные истории могли многие, мог любой. Голос рассказчицы здесь явление соборное.
Удивительно, что я не нашла у себя отзыва на литературный первоисточник, хотя целиком и полностью все книги о Манюне читала как минимум дважды, а отдельными кусками и кусочками - без счёта.
Прекрасно помню, как во время первого прочтения (в маршрутке; моя культурная жизнь вообще по большому счету проходит именно в курсирующих по городу маршрутках - по пути на работу и, соответственно, обратно), когда я широко и счастливо улыбалась, некая дама протянула с пониманием:«Аааааа, Донцову читаете...».
Цитаты
1 сезон
1. Любая обида лечится только смехом.
2. - Кто посмеет отказать Ба? Никто. Жить хочется всем. (Манюня)
Сезон 2 (написано 10 августа 2023 года)
Второй сезон периодически тоже очень - очень! - смешон, но почему-то некоторые места оставляют чувство горечи. Думаю, это от того, что тон повествования смещается от лирического к саркастическому. В принципе, отчасти это даже оправданный приём, потому что девочка, глазами которой показана эта история растёт и взрослеет, а подросткам свойственен не всегда добрый юмор. С другой стороны, для меня «Манюня» по первому впечатлению - история бесконечно добрая, так что мне хотелось бы сохранить именно это впечатление. Новая, так сказать, «Манюня» смещает акценты и заставляет, например, испытывать всё нарастающее раздражение в сторону Ба с ее непрошибаемым самодурством. Кстати, в реальной жизни эта дама однозначно раздражала бы меня до конфликта, но я не хочу «как в реальной жизни», я хочу сказочную историю про город безоблачного детства, где персонажи, даже не совсем положительные, даже гротескно-утрированные вызывают смех.
В общем, первый сезон однозначно лучше, но если случится третий я, хоть и предполагаю нарастание отрицательных тенденций, всё равно посмотрю, потому что любопытство губит кошку.
Сезон 3 (написано 19 июня 2024 года)
Ожидала худшего, но оказалось, что третий сезон по духу ближе к первому, чем ко второму. Сарказм здесь сведён к минимуму, так что перед нами снова весёлые истории безоблачного и бездумного детства. Снято близко к тексту книги, истории, собственно, тоже из книги, так что посмотрела быстро (что там смотреть-то: 10 серий по 18-20 минут под гордым названием «сезон») и с удовольствием. Ба, конечно, иногда хочется прибить без суда и следствия, но меньше, опять-таки, чем во втором сезоне. Странно, но книга такого желания не вызывала, там меня удивляла разве что история с бритьём налысо постороннего ребёнка, а сериал триггерит в каждой серии. Причем, вряд ли дело в опыте и возрасте: книгу(книгИ) я читала несколько раз и с солидным интервалом между прочтениями, просто, видимо, в экранизации всё однозначнее и отчетливее.
Полнометражный фильм «Манюня: Новогодние приключения» мне НЕ понравился. Он, несмотря на все приключения и, вроде как, забавные события, какой-то неуютный и унылый. Не могу понять, почему, но львиная доля отечественных новогодних фильмов производят на меня такое впечатление (при этом зарубежные рождественские - это обычно весёлая неразбериха, романтика и в целом хрустяще-праздничный настрой).
Здесь семья Наринэ и семья Манюни выезжают на празднование Нового года в загородный дом неких друзей, который оказывается запущенной развалюхой. Пока взрослые пытаются привести дом в относительно приличное состояние, девочки делают снеговика из картона, поскольку зима выдалась бесснежной и грязной. Потом по стечению обстоятельств к компании (хотя так и тянет написать «к стае») прибивается пожилой знакомый с внуком. Дети сперва враждуют, да и Ба принимает новоявленных гостей в штыки. Однако спустя короткое время становится ясно, что между двумя пожилыми людьми зарождается искра взаимного чувства, но тут в дело вступают дети, которых не устраивает возможное изменение семейного положения бабушки и деда соответственно. Заканчивается все хорошо, все же новогоднее кино, но смотрится как-то тяжеловато, разве что под вышивку с чаем (но в таком сочетании я и из жизни крокодилов, в принципе, могу, и наверное, даже футбол).
Мне слегка интересно, повиснет ли любовная линия с Ба (ого, как звучит) в воздухе или будет иметь дальнейшее продолжение, потому что франшиза явно набирает обороты, выходя за пределы книжных сюжетов, что, на мой взгляд, совсем нехорошо. Кроме того, не понравились топорные намеки на волшебство: все эти чарующие звоночки и непонятные огоньки, разруливающие всевозможные проблемы. Прием «бога из машины» изжил себя ещё в античности, однако некоторые, с позволения сказать, режиссеры его до сих пор с удовольствием пользуют.
«Приключения в Москве», однако же, планирую посмотреть, когда появится, например, на Окко, хотя трейлер не впечатлил опять таки совершенно. Судя по трейлеру, это какое-то подражание не самым умным американским комедиям да ещё и с товарищем Петросяном в одной из главных ролей, что, видимо, обещает просто феерию искрометного юмора, да...
Полнометражный фильм «Манюня: Приключения в Москве» я всё-таки посмотрела, когда он вышел на Окко. До написания отзыва добралась спустя почти месяц после этого... хмммм... светлого момента.
В общем, впечатление от трейлера обманчивым НЕ оказалось: перед нами комедия, где все куда-то несутся, теряются, ищут друг друга, не так понимают происходящее и периодически встречаются со знаковыми личностями эпохи, в которой собственно и развивается сюжет.
На летних каникулах Ба привезла известных зрителю девочек (то бишь, родную внучку Манюню и её ближайших подружек Наринэ и Каринэ) из армянского Берда в Москву. Туристическая группа остановилась у давнего воздыхателя Ба (в полнометражных фильмах Ба вообще внезапно оказалась знойной женщиной и мечтой поэта (с)), которого исполняет Евгений Петросян. Несколько забегая скажу: фильм, в котором наиболее адекватного персонажа исполняет Петросян, очень специфическое зрелище для очень терпеливых зрителей. В Москве юные барышни очень быстро теряются в прямом смысле слова: отбиваются от стаи и оказываются один на один с мегаполисом. Точнее, девицы решают, что воздыхатель Ба шпион, начинают шпионить за ним, покинув квартиру, а затем теряются. Адреса они не знают, разумеется, кто же заставляет детей выучить адрес временной дислокации в абсолютно чужом городе... Где была в это время Ба? Исследовала единственную столичную достопримечательность, которая ее интересует в принципе, - ГУМ.
Кстати, девочки от сюжета к сюжету ведут себя все более странно, а в этой части уже практически полностью оправдывают звание дегенераток, которым с завидной регулярностью их честит Ба.
Далее идет быстрая смена локаций и событий. События, впрочем, практически бессмысленны и представляют собой череду счастливых случайных совпадений, которые, видимо, должны сделать эту поездку незабываемой. Неразлучная троица и в цирке на Цветном выступает, и группе «Земляне» аккомпанирует. История с цирком, такое ощущение, введена исключительно для того, чтобы гордо продемонстрировать зрителю нарисованного нейросетью Юрия Никулина.
Концовка, разумеется, демонстрирует счастливое воссоединение потерявшихся персонажей.
Общее впечатление: бестолково, оторвано от первоисточника, о котором создатели, такое ощущение, забыли вообще. Ключевые сквозные персонажи все дальше и дальше уходят от своих литературных прототипов, история все больше и больше высасывается из пальца. Сюжета как такового, как я сказала ранее, нет.
В общем, я порадовалась только одному - тому, что посмотрела это позорище дома за чаем и вышивкой, а не пошла на него в кинотеатр (с походами в кинотеатр в нашем приграничном регионе сейчас вообще крайне сложно).
В сухом остатке: мне жаль, что историю выводят за пределы книжного сюжета, бездарно паразитируя на узнаваемых образах, но, видимо, тут торопятся ковать железо, покуда девчата - исполнительницы главных ролей не успели совсем уж вырасти.
Для чистоты эксперимента и чтобы не терялось на бескрайних просторах сети, решила собрать здесь то, что я писала о произведениях Наринэ Абгарян (потому что у меня есть стойкое ощущение, что про «Манюню» я тоже когда-то, конечно, писала, но вот отыскать не могу... или это ложное чувство).
Решить-то я решила, но в процессе сбора выяснилось, что не только о «Манюне» у меня ничего толкового нет, но и о «Понаехавшей», с которой началось мое случайное знакомство с автором и которую я аналогично «Манюне» читала дважды. О «С неба упали три яблока» и «Люди, которые всегда со мной» остались разрозненные заметки, датированные январём 2016 года.
Оттуда я смогла почерпнуть только, что читать дальше
«СИМОН» (мой текст от 23 августа 2021 года)
Эта книга - анфилада зеркал. Бесконечная вереница чужих судеб, в которых видишь отражение своей. Не повторение, нет - отблески, схожие ситуации, что разрешились совсем по-иному, то, что могло бы быть, но теперь никогда не будет, ассоциации, надежды и чаяния.
Я ожидала другого - совсем. Юмора на грани фола, комедии положений. Ведь - надо же! - в небольшом армянском городке скончался от, как писали ещё классики, удара немолодой местный ловелас Симон, а его любовницы заявились его провожать, при живой-то жене: Сильвия, Софья, Элиза, Сусанна (Жанетта, Жоржетта…). Из всего этого, из описания весьма пожилых ныне возлюбленных Симона ждешь фарса, уморительных романчиков с местным колоритом, настраиваешься на весьма игривое легкое чтиво…
…и с размаху налетаешь на историю Сильвии, читаешь ее, захлёбываясь несправедливостью. Понимаешь, что ошибся, что лёгкого чтения не случилось и вряд ли случится дальше, осознавая одновременно, что перед тобой редкостный образец текста, где превосходный язык передает события так, что в это веришь. Перед тобой собственно кусочек бытия, и ты его живешь здесь и сейчас вместе с Сильвией, Элизой, Софьей, Сусанной.
Четыре очень разные женщины, четыре очень разные судьбы, разное детство, разные мотивы, разные характеры, разные трагедии. И очень по-разному случившийся с ними Симон, ставший в итоге краеугольным камнем каждой из этих жизней.
Четыре женщины, которые хранят четыре вещицы - по одной на каждую - квинтэссенция отношений, изменивших запланированный ход событий, точка бифуркации, воплощенная в жемчужных бусах, кулоне, духах, рисунках: Симон каждой оставил на память эдакий якорь, зарубку, зацепку, что сохранит память о былом.
… в конце концов, ни одна не ушла обиженной, ни одной он не бросил, спасителем себя не считал, но и пошлым местечковым казановой не был; любил каждую, а что не сбылось сказочной любви до последнего предела, так это жизнь, ее хитросплетения. Все очень просто. Все очень сложно.
Восприятие усложняет нелинейность повествования. Перед читателем четыре истории, озаглавленные именем вещи, что связывала одну из женщин (Сильвия... Сусанна... Элиза... Софья...) с Симоном, но даны они нам не в хронологии. Понять, что было раньше, а что потом не так уж сложно, но выстроить из этого череду событий, приведших Симона к браку с Меланьей и ведших их - Симона, Меланью и других четырех - все дальше и дальше требует определенных усилий. Текст завораживает, увлекает, головоломка складывается лишь к концу повествования, когда понимаешь вдруг, что помимо Симона здесь была еще одна константа, еще одна женщина, обделенная мужской любовью, но одаренная неимоверной способностью любить, хранить и защищать. Нет, не жена; она-то как раз весьма ярко фигурирует везде, сумевшая сохранить свое право и место, явно и зримо вплетшая свою судьбу в это пестрое полотно.
Заключительная часть кажется явной мистикой, воспринимается сказкой, но от этого не меркнет реализм того, что было раньше. В нескольких главах, что предстают сперва несвязанными отрывками, законченными рассказами, но вырастают в летопись, отражается и преломляется любая жизнь, но что там за последней гранью, отделяющей мир от зазеркалья смерти, неведомо никому. Для Симона случилось море. Однажды узнаем и свой удел.