4 месяца отходили в детсад. Первые впечатления, успехи, претензии
Детские сады, клубы, центры
Воспоминания о саде оказались на редкость живучи, такое впечатление, что сверстники гнобили меня там совсем недавно. А этим летом в возрасте 2,3 лет в садик пошел уже мой малыш… Мы выбрали ему хороший частный садик недалеко от дома, с малочисленной группой, чтобы ему уделяли больше времени. И начали его туда водить.
Мое отношение к этому заведению претерпевало постоянные метаморфозы. И только сейчас, через 4 месяца, я могу более-менее объективно судить, хорошо там ребенку или нет.
Начну с плюсов.
Первое. Егор стал больше болтать. Соответственно, я лучше его понимаю, что не может не радовать.
Второе. В саду его научили, что птицы - персонажи положительные. Раньше ребенок пугался и лез мне на руки, завидев поблизости голубя, но теперь все скорее наоборот)). Не так давно мы ходили в парк кормить птичек, и теперь ни одна из них наверняка не вспоминает Егорку без нервного тика.
Эстетически-созерцательные настроения ребенку чужды, ему бы погладить и пощупать мягкую зверушку. «Эй, тити, идём да!» («Эй, птицы, идем сюда!») - кричал он и бросался в самую гущу голубей, рассчитывая кого-нибудь поймать и потутушкать.
3. Далее. У Егора прибавилось самостоятельности, и ему это ужасно нравится. В садике с ними часто рисуют, лепят и так далее. Всякий раз он с гордостью тащит нам свою очаровательную мазню или пластилиновые конгломераты, стучит себя ладошкой в грудь и говорит: «Это я, я сям!» Сам сделал, мол! Мы тоже гордимся, улыбаемся, хвалим.
Все другие достижения он нам тоже обязательно рекламирует. Успешно надел носки - «я сям», налил чашку в воду, ничего не пролив - «я сям». Довольный, капец. Особенно прикольно, когда он встает с горшка, показывает свое произведение и радостный такой: «Это я, я сям!»
Еще теперь он проявляет большую тягу к искусству. Слушает книжки, танцует, рисует. Последнее делает при помощи любых «чернил», от зубной пасты до тюбика горчицы, и на любых поверхностях, от стены до пододеяльника.
Ничего, пусть. Мы с сестрами, будучи мелкими, тоже любили настенную живопись. Мама ругалась, и мы придумали выход: рисовали на двери в зал, которая всегда была открыта. Разумеется, на той ее стороне, что была обращена к стенке. И еще раскрашивали днища диванов и кроватей снизу. Эх, когда-то я могла залезть под кровать и не застрять!
А мой Егорка особенно полюбил рисование на стеклах. Сейчас холодно, вечером окна запотевают, и на них можно выводить всякие каляки-маляки. У них с папой даже сформировалась традиция: перед сном они лазают по подоконникам и рисуют на окнах. Оба. Красиво!
Есть в детском саду, конечно, и минусы.
1. Во-первых, Егор как губка впитывает манеры, алгоритмы поведения, слова от других детей. А они не всегда подают только идеальные примеры.
Так, недавно мы с ним стукнулись лбами во время игры, и он меня такой спрашивает: «Ти тё, сисем?» («Ты что, совсем?»). Я аж опешила. Человек знает от силы 30 слов, половину не выговаривает, а уже на мать обзывается…
Стал копировать других, полюбил один жест - грозить кулаком. Спасибо, конечно, что не фак показывает, но все равно… Как-то я поставила перед ним тарелку каши, и он начал грозно трясти кулачишком - типа, что это за фигня, давай что-нибудь вкусное!
Меня утешает лишь то, что у некоторых других детишек еще менее изысканные манеры. Например, этим летом к нам на детской площадке подошел какой-то малец и плюнул на Егорку(…
2. Вечерами Егор все время хочет есть. Каждый раз, когда мы только выходим из сада, он сразу начинает просить «Нямняму». Мне не жалко еды, просто опасаюсь, а вдруг он там весь день голодный? Скорее всего, он недостаточно быстро или недостаточно умело расправляется с обедами и ужинами. Дома же его никто не торопит. А может, ему просто требуется много энергии. Воспитатели говорят, ест хорошо… Загадка, в общем.
3. В саду он вновь пристрастился к соске. Я ее принесла на всякий случай, но, похоже, там ее ему давали при первом писке. Приходишь за малышом вечером - ребенок с соской… И теперь еще выучил, как она называется, и постоянно просит ее дома. Я этим не очень довольна, но всегда ржу от того, как смешно он произносит ее название.
Спасибо воспитателям, в последнее время они начали лишать его этого младенческого удовольствия.
4. За время посещения сада он болел 5 раз. То неделю, то две… Кошмар какой-то. Говорят, это нормально, становление иммунитета и т.д., но все равно неприятно, что ребенок все время болен. В октябре решили с мужем: еще раз подцепит вирус - заберем из сада. Весь месяц, тьфу-тьфу, был здоров.
В целом мы пока довольны. Думаю, будем ходить дальше, хотя муж что-то бубнит про другой сад, где детей воспитывают по Монтесори. А мне кажется, что лучшее - враг хорошего. И ребенку все нравится, и нам удобно, зачем что-то менять? Думаю, супругу просто слегка грустно, как и мне.
Когда я еще в роддоме смотрела на новорожденного спящего Егора, мне казалось, что это какое-то неземное создание, по нелепой случайности попавшее в наш мир. Его лицо было таким мирным, спокойным и одухотворенным, будто он постиг какую-то великую мудрость, мне покуда неведомую, а может, просто уже забытую со времен моего собственного младенчества. Пророк, Учитель, весь Мир в этом маленьком совершенном тельце. Прекрасное, невинное, чудесное существо.
Мне казалось, что я буду растить его в любви и заботе, защищу от всех опасностей, привью ему любовь к ближнему, милосердие, способность сопереживать и далее по списку. Все только самое лучшее. Мне казалось, что теперь, рядом с ним, я и сама стану лучше, добрее и мудрее.
Прошло время. Малыш все так же любим и совершенен, а я как была злобной занудой, так и осталась). И, конечно, весьма печально, что я ошибалась еще в одном. Оказывается, я не могу оградить его от окружающего мира. Часть его жизни, что он проводит не дома, скрыта и уже не протекает под моим неусыпным наблюдением.
Понимаю, что это необходимо, что это - благо. Но все равно немного грустно. Детский сад, пожалуйста, научи моего ребенка быть хорошим человеком.