Почему бесполезно лить новое вино в старые бурдюки?
Воспитательные моментыВспомнила я намедни моего университетского преподавателя, Сергея Кудина. Никогда не забуду, как мы, будучи зелёными студентами, простаивали под дверью его кафедры все вечера напролёт, перездавая ему его же лекции. Смысл такой был - слово из конспекта пропустил - "Два, приходите в следующий раз..."
А преподавал этот самый Кудин у нас очень интересный предмет - психогигиену (означает сие слово комплекс мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья, обеспечивающий наилучшие условия для психической деятельности человека - во как!). Вот теперь захотелось мне чрезвычайно поднять эти чудные конспекты, чтобы поделиться на самом деле очень полезной информацией.
Короче говоря, получится у меня несколько постов на эту тему. И я буду очень признательна всем, кто наберётся терпения и хотя бы пролистает их. Всё будет достаточно кратко - придётся размышлять и додумывать самостоятельно
Лекция №1. Что такое психическое здоровье? (Предупреждаю, начало будет несколько неожиданное)
Существует древняя каббалистическая легенда, описывающая "Образование младенца". По легенде, Бог повелел, чтобы в момент создания семя будущего человека предстало перед Ним. В это время он и решит, какой быть Душе - мужской или женской, мудрой или простодушной, богатой или бедной? Одно лишь оставил Он нерешённым - быть ли ей праведной или нечестивой? Ибо как сказанно: "Всё во власти Господа кроме СТРАХА (дальше по тексту заглавными буквами выделяю всё согласно конспекту) Господня".
И стала Душа умолять Бога не отсылать Её из этого мира высшей жизни, но ответил Бог: "Мир, в который отправляю Тебя, лучше мира" , в котором Ты была, ибо когда Я создавал Тебя, то создавал для ЗЕМНОЙ судьбы".
И повелел Бог Ангелу, правящему душами, живущими в высшем мире, посвятить ЭТУ Душу во все таинства того, иного, мира, провести ЕЁ через Рай и Ад. Так Душа постигла все секркты высшего мира.
Но в момент рождения, когда душа пришла на землю, Ангел погасил свет знания, и Душа, заключённая в земную оболочку, вошла в этот мир, ЗАБЫВ свою высокую мудрость, обречённая тем самым на вечный поиск, чтобы постигнуть забытую мудрость вновь...
Что же означает высказывание: "Всё во власти Господа кроме СТРАХА Господня"?
А означает это, что определённая судьба, определённый жизненный путь УЖЕ уготованы каждому человеку, НО
выполнить ли предначертанно, пойти ли по предназначенному пути или нет - остаётся в СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ каждого из нас.
Поэтому, "СТРАХ Господен" или ДОБРОВОЛЬНОЕ принятие Его, Божьего промысла - это элемент этического выбора, остающегося во власти человека.
Т.о., цель фиксирована, но но выбор пути и способ достижения цели предоставляется каждому ИНДИВИДУАЛЬНО (авт.- вот ответ на вечный вопрос свободного выбора)
В этом древнем мифе заложен психологический смысл о судьбе Души. Весь смысл существования Души лежит именно в её ЗЕМНОМ существовании, которое только и способно привести ЕЁ к осуществлению главной задачи. Эта задача не заключается в достижении чистого и безгрешного существования, т.к. мы живём не в идеальном мире. Задача заключается в ДОБРОВОЛЬНОМ ПРИНЯТИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ в этом, реальном, мире за каждый свой поступок.
Путь человека к мудрости и свету начинается с младенчества и лежит через раскрытие себя, через умение быть самим собой ,через развитие способности самостоятельно и ответственно действовать, полагаясь, в первую очередь, на СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ.
Помочь ребёнку в этом должны родители, помня важнейший принцип СВОЕВРЕМЕННОСТИ воспитательных мероприятий.Это означает, что нельзя упустить воспитание с момента рождения малыша до 6-летнего возраста, потому что
1) нарушения формирования характера, ЛЕГКО ОБРАТИМЫЕ до 6-ти лет, становятся труднообратимыми, а иногда и необратимыми после этого возраста
2) к 6-ти годам фундамент личности уже заложен (сли принять за 100% уровень умственного развития18-20 летнего, то 20% его имеет уже ребёнок в 1 год, 50% - 4-х-летний, 60% - 6-ти-летний)
В первую очередь, родители должны хорошо знать основне здоровые ПОТРЕБНОСТИ ребёнка, чтобы целенаправленно их удовлетворять.
Основные потребности:
В СВОБОДЕ (активном контакте со средой, причем каждый раз на новом уровне)
В ТВОРЧЕСТВЕ
БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ (духовно развиваться, быть признанным)
ВО ВНЕШНИХ СТИМУЛАХ (в информации)
Т.о. ребёнок стремится к развитию и самообновлению и обеспечиваются эти стремления ТЕМПЕРАМЕНТОМ +(здоровым интеллектом)
В СТАБИЛЬНОСТИ
В БЕЗОПАСНОСТИ
В ОТЦЕ (наставнике, пророке и ...)
В МАТЕРИ (в очаге, уюте, тепле...)
Т.о., ребёнок стремится к стабильности и постоянству и обеспечиваются эти стремления ИНСТИНКТОМ САМОСОХРАНЕНИЯ+(здоровым интеллектом)
В первоочередную задачу воспитания входит и выявление особенностей ТЕМПЕРАМЕНТА (нервных ресурсов) ребёнка. Родители, т.о., смогут определить диапозон возможностей малыша, а, значит, подобрать ДОЗУ необходимой помощи и выбрать ФОРМУ помощи, т. е. соответствующий стиль (принцип ) общения с ребёнком, особенно пристолкновении его с трудностями.
Следующая лекция о ТЕМПЕРАМЕНТЕ...