ГлавВред. Часть вторая. Тема номера и макет.
Работа редакцииПо многочисленным просьбам продолжаю свой рассказ о буднях главного редактора детского журнала;) Рассказ сократила и украсила картинками;)
Работа моя делится на несколько составляющих. Начну, пожалуй, с самой приятной, самой интересной, самой любимой. Той части работы, ради которой я и затеяла все это приключение с детским журналом. Наполнение журнала, идея, отбор, редакция, контроль.
Как я уже рассказывала ранее, детский журнал без множественных идей и придумок существовать не может. За неимением обширной творческой команды за основную часть данной работы отвечает пока лично главный редактор.
Сначала был общий замысел с Чердаком и героями, его населяющими. Я физически ощущала, как мне это нравится, насколько это уютно и тепло. Но после теплоты надо было продумать все в мельчайших деталях. Какими должны быть герои, их характер, внешний вид, смысл нахождения на Чердаке. Оказалось, что сказочник из меня не особо великий. Кинула клич: спасите-помогите, братья-художники! Ваше художественное воображение срочно требуется. Один подсказал одно, второй - второе, третий - третье. Общими усилиями собрался образ Духа Чердака. Без помощи было не справиться никак. А итоговое, финальное решение лежит на главном редакторе - да или нет, что оставить из озвученных идей, что доработать, что вообще убрать. Терзания не одной бессонной ночи.
Кому отдать героя в прорисовку? Все талантливые, все интересные, все творческие. Выбор сложный. Но его нужно сделать и не ошибиться.
Тема номера. Простой набор бессистемной информации - это винегрет. Поэтому нужен предварительные анализ и оценка. Тема номера должна быть актуальна в данном конкретном месяце. Если в месяце особо отталкиваться не от чего (ни праздников тебе, ни событий), то есть несколько способов подбора темы. Самый простой и рациональный для начинающего журнала - выбрать ту тему, на которую в базе редактора накоплено наибольшее количество материала, а потом уже добирать недостающее.
Сейчас, когда мой редакционный портфель наполнен чудесными рассказами и стихотворениями, тему выбирать стало интереснее и проще. Все поступающие произведения я внимательно читаю и вношу в картотеку по темам.
Тема выбрана. Рисуем макет. Что значит «макет» в моем случае? Это любименькое! Распечатываю страничку с 36 прямоугольничками - по количеству журнальных полос. Журнальная полоса - это одна страница. Разворот - это две страницы рядом. Первый вариант макета я делаю простым карандашом в общих чертах: нам нужен смешной рассказ, серьезный рассказ, сказка, стихотворение, такие-то обязательные рубрики, такие-то рубрики специально для этого номера. Ну и конечно, обложка и задняя ее сторона - лицо нашего журнала.
Поначалу может оказаться, что некоторые страницы не заполнены ничем. Или наоборот, что все задуманное не умещается на 36 страничках. Ничего страшного. После второго этапа макетирования такой нехватки или перегрузки может оказаться еще больше. Второй этап - это когда рассказ становится не просто «Рассказом», а, к примеру, «Рассказом Сергея Махотина». «Рубрика про хобби» превращается в «Делаем мельницу», а «Интересности-задания» становятся «Кроссвордом», «Пословицами» и «Лабиринтами».
Выбрать авторов, выбрать конкретные их рассказы - интереснейшее дело, но дело не одной недели! Все нужно перечитать, найти одно единственное, хотя бы приблизительно прикинуть по количеству знаков - на сколько страниц поместится данное произведение. Тут я, каюсь, редактор не очень опытный, дизайнер со мной мучается. Очень ее «радуют» мои задания из серии «На лимонад у нас две полосы» и материал к лимонаду в несколько Гигов. «Не могу я это уместить!» - жалуется мой незаменимый друг, помощник и творец. Нормальный опытный редактор в таком случае перерисовал бы макет, просчитал бы все и прикинул, куда какие фото, куда какой текст. Но я пока не совсем нормальный и не совсем опытный. Поэтому я говорю просто: «Надо. Очень надо. Я в тебя верю. Ты сможешь!» И реально, она в итоге может! Я, конечно, хотела бы верить, что это сила моего убеждения работает. Но нет, просто мне гений в помощники достался. До сих пор не представляю, что бы я без нее делала. У начинающих редакторов верстать журнал должны исключительно гении, способные вытерпеть их начинающую неопытность.
Финальный макет. Редактор продумывает логическую последовательность размещения материалов - кропотливая аналитическая работа, связать несвязуемое и найти хотя бы отдаленную логическую связь там, где ее изначально не предполагалось. Иногда эту последовательность приходится изменять уже исходя из художественных соображений. К примеру, было задумано, что рядом со стихотворением мы поместим кроссворд, но увидев сверстанный разворот, я понимаю - ну никак не смотрятся они рядом: пусто, скучно и неинтересно. Меняем.
Итого работа над одним макетом занимает несколько месяцев. Например, общий макет мартовского номера я нарисовала в момент сдачи декабрьского. Во время сдачи январского я продумала более детальное наполнение, авторов, распределение материалов по художникам. А при сдаче февральского номера в печать макет мартовского уже полностью был готов. На данный момент у меня в папке лежит макет июльского номера журнала. А тему августовского уже в общих чертах продумываю.
Вот для примера почти финальный макет мартовского номера, по которому мы работали две недели назад (финальный не так интересно показывать). Синяя точка - это значит, что материал находится в прорисовке у художника. Желтый кружок - материал полностью написан, прорисован и отправлен в верстку дизайнеру. А зеленая галочка - все, страничка полностью готова!