Штампы для фантазии
Художка ( красим, рисуем , придумываем новые способы рисовать)Однако сегодня я намерена поломать немножко стереотип и рассказать о двух-трех играх со штампами для развития фантазии малыша.
Сразу оговорюсь, что речь пойдет НЕ о сюжетных штампах, а о детских орнаментальных. Они же "печати одноразовые" и "фигурные фломастеры".
Купила я однажды в
Называлось "двусторонние смываемые маркеры". Дома разочаровалась страшно! Во-первых, одна стороны в форме штампа, а вторая... в виде попы фломастера, наглухо закупорена, ничем и никак не пишет. Во-вторых, оказалось, что отмыть от рук, одежды и стола даже специальный перманентный текстильный маркер и то проще, чем эти детские смываемые, вот подстава! В-третьих, качество самих штампов очень грустное: даже у меня хороший и правильный оттиск получается в среднем один раз из 10! Что уж говорить про двухлетку...
Тем не менее, девице идея понравилась и выбрасывать мы не стали. Как же фантазировать с ними? Начала осваиваем технику штампования, изучаем получившееся, называем, рассматриваем, обсуждаем. Закрепляем навык печати. И ломаем усвоенный алгоритм.
1. Ломаем стереотип "один штамп - одна фигура". Штампик в форме губ/поцелуя не обязан быть поцелуем! И сердечко может быть не только сердечком.
А. Напрягаем ассоциативное мышление и делаем из губок лепестки цветка. Из сердечка вполне получается бабочка. Из божьих коровок - гусеница. Дополняем рисунки тонкими взмахами черной ручки для детализации
Б. Осваиваем легкий намек на пуантилизм. Выстраиваем правильные отштамповки в линии... Получаем буквы (моя обожает буквы, потому их в пример и привожу) из машинок и уточек, так же никто не мешает рисовать "закат в море" при помощи звезд и машинок в качестве моря, божьих коровок с сердечками в качестве солнца и смайликов с уточками в роли отблесков на облаках.
Ну или попроще, домик, например, классно же построить дом не из киприча, а из... Поцелуев :) или улиточную лягушку... Не забываем снабжать сказками с сюжетом вроде: "Жила была улитка, было ей скучно-грустно, решила она позвать друзей. Позвала всех на ужин, приползли три улитки, посадила она их листики есть тут... Еще пять подружек разместились там... А потом улитки все съели и превратились... В кого?! В лягушку! КВААА! И попрыгала веселая лягуха по болоту..." Превращения всегда впечатляют (только ориентируйтесь на своего ребенка, а то моя, впечатлившись, как-то ревела на тему "куда же улиточки делись, верни улиииитоооок")
В. Частичный штамп. Учимся видеть часть в целом. Для мелких штампов плоховат метод, разгуляться негде, но если вдруг получится или есть штампы побольше - обязательно пробуем! Например, закрыть "лишней бумажкой" половину смайлика и получить луну! Точнее месяц.
Закрыл половину следа - мини-ёжик вышел. Напрягаем фантазию, что, где и как прикрыть, чтоб получилось значимая часть.
А потом можно наоборот играть: отпечатать штампы на стыке двух листочков, разрезать на карточки и искать половинки. Или отчпокать их в разной последовательности и искать среди разных полос с половинками пары.
Г. Просто рисуем ими. Это ж те же фломастеры, только толстые. Просто рисуем. Или дорогу, бежит-бежит что-то зеленое, бежит, торопится, уффф! Добежала! Кто это был?! А! Улитка! А это кто такой зигзагом скачет, вверх-вниз, прыг-скок, скачет, скачет, прискакал! Машинка! Вот это да, какая она прыгучая!..
Это неплохое занятие для тренировки руки по типу прописей для малышей, особенно для нехочух. Моя всякие готовые задания типа "нарисуй, как идет дождик из тучки" или "проведи кошку по дорожке" в книжках саботирует не по-детски, а тут сама с удовольствием подыгрывает и загадки загадывает, кто там прямо бежал? Кто зигзагом? Кто по кругу носится?.. И веселье обеспечено. Кроме того, учимся нестандартному применению предметов и, осваивая намеренное размазывание чернил, изучаем свойства предмета, чтобы тоньше владеть им (другими словами, смотрим, что если не чпокать, а рисовать неотрывно, и избегаем расстройств от неожиданного "аааа, смазалось, ыыы")
2. Ломаем стереотип "печать = статичность". Штампуем сказку. Не забываем про черную ручку для деталей. У нас однажды была такая:
Вот мост "над рекою, полной звезд" (цитата из
Надо вернуть ей сердечко! Как? Кто поможет? Машинка-машинка, поможешь? Не могу, не умею я на башни забираться... Уточка, поможешь? Не могу, утята без меня пропадут. Тут прилетела Божья коровка и предложила помочь, привязала сердечко на ниточку и отнесла Принцессе. Все рады и счастливы.
Это краткое примерное содержание, на деле все прибаутки заняли не менее получаса, а потом был дождь, государство божьих коровок, лужи, радуга, короче вот:
А всего десяток незатейливых фигурок. По-моему, фантазию весьма неплохо мы потренировали.
3. Ломаем стереотип "сердечко должно быть розовым". Игра с цветом. Одна из наших цветных забав, но носит более вербальный характер, нежели рукотворный.
А. Берем штамп, печатаем и обсуждаем, почему он такой и из чего может быть сделана такая фигура. След - коричневый. Может, лапа в грязи измазалась? По сырой земле ходила? А может по шоколаду? Или это след на кожуре переспелого банана? А что еще бывает коричневым?.. Машинка синяя, почему? Она небесная машина? А, вечерне-небесная. Или морская? Или из папиных джинсов такую можно сделать? Или из твоего мячика?.. Заодно тренируем память, вспоминая все, что может быть такого цвета. Здесь тоже можно не ограничиваться стереотипами типа "синее - небо" (к слову, в Москве реально синим небо не бывает вообще; вот серым, сизым, голубым, серым, белесым, оранжевым, розовым, серым, желтоватым, черным, я серый упоминала?.. А вот чисто ультрамариновым - неа, это только втемяшивание в ребенковую голову общепринятых стандартов. Равно как и "голубая вода" - голубая она только на фотографиях моря, да и то невсякого, и бассейнов с голубой плиткой %))))), но и сравнивать с реальностью и ощущениями повседневности. Например, футболка у ребенка может быть и синяя, и белая, и розовая... А вот желтой быть не может, нету такой в гардеробе %))) в общем, цветовое пространство - полезный полигон.
Б. Берем штамп, отпечатываем и обсуждаем не цвет, а саму фигуру. Утка - желтая. А еще какая бывает? Настоящая? А если игрушка?.. Для наглядности можно нарисовать карандашом рядом такой же символ такого же размера, но другого цвета.
В общем, не могу сказать, что открыла Америку, конечно =) И занятие в бооооольшей степени напрягает мамину фантазию, чем ребенковую, но дитя ж должно тоже учиться, на примере, с подсказками, эдак посмотрит, посмотрит, а потом из лягушек дом строить пойдет %)
Чего делать с такими штампомаркерами НЕ стоит:
1. Смешивать цвета и оттенки. Чернила сохнут быстро и смешаться не успевают, зато светлые фломастеры впитывают темные краски на ура! В итоге светлый пачкается и печатает бог знает каким оттенком (не бог тоже, впрочеи, знает, если вмазать желтый в синий, желтый станет зеленым)
2. Технику "целующиеся штампы" не применять! Это когда лицом друг к другу припечатывают для формирования "изображения в изображении", по той же причине.
3. Рисуя ими как простыми фломастерами, сильно не давить: риск деформации печатающей поверхности.