Земля стала тесной , несмотря на ее просторы
2.5. Изучаем жизнь Пророка Мухаммада (СоляЛлаху аляйхи ва саллям) и его сподвижниковАллах простил троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный.
Передают, что Кааб б. Малик рассказывал о том, как он не принял участие в походе на Табук: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поход, я никогда не отставал от него, кроме похода на Табук. Правда, я не принял участия и в битве при Бадре, но мы не упрекали никого из тех, кто не принял в ней участия, потому что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправился для того, чтобы захватить караван курайшитов. Аллах же свел их и их противника в том месте, о котором они не договаривались. Я принимал участие и в принесении присяги ночью в местечке аль-Акаба, когда мы обещали не отступать от ислама. И я не хотел бы, чтобы вместо участия в этой присяге я принял участие в битве при Бадре, хотя люди вспоминают о ней чаще. Итак, я не принял участия в том походе, хотя я никогда еще не был так силен и обеспечен. Клянусь Аллахом, до этого я никогда не мог позволить себе содержать сразу две верблюдицы, но перед этим походом их у меня было сразу две. Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собирался отправиться в поход, он всегда делал вид, что имеет другие намерения. Но в этот поход посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, решил отправиться в сильную жару. Их ожидали долгий путь, пустыня и многочисленный противник, и поэтому он открыл мусульман свои намерения, чтобы они могли подготовиться к походу, и даже сообщил им о том, куда он хочет направиться. Мусульман тогда вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было так много, что всех их невозможно было переписать, и если кто-либо хотел скрыться из виду, то он полагал, что это останется незамеченным, если только по его поводу не будет ниспослано откровение от Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, задумал отправиться в этот поход, когда поспели плоды и позеленели растения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мусульмане начали приготовления к походу. Каждое утро я собирался готовиться вместе с ними, но возвращался домой, так ничего и не предприняв. Я говорил про себя: «Я справлюсь с приготовлениями». Это продолжалось со мной до тех пор, пока люди не приступили к активным приготовлениям.
И однажды утром посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мусульмане вместе с ним выступили в поход, а я так и не собрал провиант и снаряжение. Тогда я сказал себе: «Ничего, я соберусь за день или за два дня, а затем догоню их». После того как они уехали, я пошел готовиться к походу, но опять вернулся, так ничего и не сделав. На следующий день я опять отправился готовиться и опять вернул ни с чем. Это продолжалось до тех пор, пока они не ушли далеко, и так я пропустил поход. Я вдруг так захотел сесть верхом и догнать их. Эх, лучше бы я так и поступил, но мне не суждено было сделать это. После отъезда посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я вышел в город и обошел людей, и мне стало очень грустно от того, что я встречал только тех, кого обвиняли в лицемерии, или слабых людей, которым Аллах позволил не участвовать в походах. Посланник Аллаха же, мир ему и благословение Аллаха, не вспоминал меня до тех пор, пока не добрался до Табука. Сидя среди людей, он спросил: «А что сделал Кааб?». Один человек из племени Бану Салама сказал: «О посланник Аллаха, он задержался оттого, что любовался своей красотой и одеждой». Тогда Муаз б. Джабал сказал: «Скверно же то, что ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, мы не знаем о нем ничего плохого».
Посланник Аллаха же, мир ему и благословение Аллаха, смолчал. Когда до меня дошла весть о том, что он возвращается, меня одолело беспокойство, и ко мне стали приходить мысли о том, как солгать. Я говорил себе: «Как же мне избежать его гнева завтра?». Для этого я даже прибег к помощи всех членов семьи, которые могли дать мне дельный совет. Когда же сообщили, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, уже почти прибыл, меня покинули все мысли о лжи, и я понял, что я никогда не смогу избежать этого, если солгу. Тогда я твердо решил сказать ему правду. Наконец, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся, и когда он возвращался из поездки, он в первую очередь посещал мечеть, чтобы совершить в ней два раката. Затем он уселся перед людьми, и тогда те, кто отсиживался у себя дома, пришли к нему и начали оправдываться перед ним и клясться. Их было восемьдесят с лишним человек.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, согласился с тем, что они сказали, принял от них присягу, попросил для них прощения и вверил Аллаху то, что они скрыли. Когда же я подошел к нему и поприветствовал его миром, он сердито улыбнулся и сказал: «Подойди!». Я подошел и сел перед ним. Он спросил: «Почему ты не принял участия в походе? Разве ты не купил верблюда?». Я сказал: «Купил. Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, если бы я сидел рядом с любым другим человеком на этом свете, то я сумел бы оправдаться и избежать его гнева. Клянусь Аллахом, мне даровано умение вести споры. Но клянусь Аллахом, мне известно, что если сегодня я солгу тебе, чтобы ты остался доволен мной, то очень скоро Аллах сделает так, что ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, то ты убедишься, что я надеюсь на прощение Аллаха. Клянусь Аллахом, у меня нет оправдания. Клянусь Аллахом, я не принял участия в походе, хотя никогда еще не был так силен и обеспечен». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот этот сказал правду! Вставай же и подожди, пока Аллах не вынесет тебе приговор». Я встал, и люди из племени Бану Салама тоже поднялись на ноги и последовали за мной. Они сказали мне: «Клянемся Аллахом, мы не знаем, чтобы до этого ты совершил грех. Неужели ты не мог оправдаться перед посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как это сделали другие оставшиеся в городе. Тебе было бы достаточно того, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, попросил бы для тебя прощения». Клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня до тех пор, пока я не захотел вернуться и опровергнуть все сказанной мной прежде. Но затем я спросил их: «Кто-нибудь еще оказался в таком положении?». Они ответили: «Да, еще двое мужчин сказали то же самое, и им было сказано то же, что и тебе». Я спросил: «А кто они?». Они сказали: «Это - Мурара б. ар-Раби аль-Амри и Хилал б. Умейя аль-Вакифи». Они назвали имена двух праведных людей, которые приняли участие в битве при Бадре, с которых я брал пример, и тогда я решил ничего не менять.
Из всех, кто не принял участие в походе, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мусульманам разговаривать только с нами. Люди стали избегать нас и изменили свое отношение к нам. Даже земля изменилась для меня до неузнаваемости, и это продолжалось пятьдесят дней. Двое моих товарищей смирились, сели в своих домах и проводили дни, плача. Я же был самым молодым и самым сильным из них. Я выходил из дома, совершал намаз вместе с мусульманами, ходил по базарам, но никто не разговаривал со мной. Я даже подходил к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и приветствовал его миром, когда он усаживался на собраниях после намаза, а про себя я думал: «Пошевелил ли он губами, чтобы ответить на мое приветствие, или нет?». Я молился возле него и украдкой смотрел на него. Когда я начинал молиться, он поворачивался ко мне, а когда я поворачивался лицом к нему, он отворачивался от меня. Наконец, отчужденность людей показалась мне чересчур долгой, и я отправился к Абу Катаде. Он был моим двоюродным братом и одним из самых дорогих мне людей. Я перелез через забор его сада и поприветствовал его миром. Но, клянусь Аллахом, он даже не ответил на мое приветствие. Я сказал: «Абу Катада, заклинаю тебя именем Аллаха, скажи, веришь ли ты, что я люблю Аллаха и Его посланника». Он промолчал, а я повторил свой вопрос, заклиная его. Он опять промолчал, и тогда я в третий раз повторил вопрос, заклиная его. Он сказал: «Аллаху и Его посланнику лучше знать!». Тут мои глаза наполнились слезами, и я перелез через забор и ушел. Вскоре, когда я гулял по мединскому базару, мне повстречался один из набатеев, которые проживали в Шаме и приезжали в Медину продавать зерно. Он спрашивал: «Кто мне подскажет, как найти Кааба б. Малика?». Люди стали указывать на меня, и он подошел ко мне и передал мне письмо от царя гассанидов. В нем говорилось: «А затем… До меня дошло известие о том, что твой товарищ грубо обошелся с тобой, но Аллах не оставит тебя в доме, где тебя ждет унижение, и не даст тебе пропасть. Истина - с нами, и мы сочувствуем тебе». Прочтя письмо, я сказал: «Это - тоже часть испытания». Затем я подошел к печи и сжег его.
По истечении сорока дней из пятидесяти, ко мне подошел гонец посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха (Хузейма б. Сабит - К. Э.), и сказал: «Воистину, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывает тебе не приближаться к твоей жене». Я спросил: «Мне развестись с ней или нет? Что я должен сделать?». Он сказал: «Нет. Просто не приближайся к ней». Такие же послания получили мои товарищи. Тогда я сказал своей жене: «Ступай к своей семье, и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Свой приговор по этому поводу». Жена Хилала б. Умейи пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О посланник Аллаха, поистине, Хилал б. Умейя - пожилой бедный человек с детьми, и у него нет слуги. Не разгневаешься ли ты, если я буду прислуживать ему?». Он сказал: «Нет, но пусть он не приближается к тебе». Она ответила: «Клянусь Аллахом, он ничем не занимается. Клянусь Аллахом, он не перестает плакать с тех пор, как с ним приключилась эта беда!». Кое-кто из моей семьи сказал мне: «Почему ты не попросишь посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, чтобы твоя жена помогала тебе, ведь он разрешил жене Хилала б. Умейи прислуживать ему?». Я сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану просить об этом посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! Да и не знаю я, что скажет на это посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ведь я еще молод». После этого прошло еще десять дней, всего же с тех пор, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил разговаривать с нами, прошло пятьдесят дней. По прошествии пятидесятой ночи я совершил рассветный намаз на крыше одного из наших домов. Я сидел в состоянии душевного смятения, когда земля, как это точно отметил Аллах, казалась мне тесной, несмотря на ее просторы. Тут я услышал голос человека, который поднялся на гору Сал и кричал оттуда изо всех сил: «Радуйся, Кааб б. Малик!». Я тотчас пал ниц, потому что понял, что явилось облегчение. После рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объявил о том, что Аллах простил нас. Люди пришли к нам, чтобы обрадовать нас этой радостной вестью. Они отправились и к двум моим товарищам.
Один из них отправился ко мне верхом на лошади, а другой человек из племени Аслам (Хамза б. Амр аль-Аслами - К. Э.) побежал и поднялся на гору, и его голос опередил лошадь. Когда же ко мне пришел тот, чей голос я услышал, я снял с себя одежду и подарил ему эти два покрывало за то, что он первым обрадовал меня. Клянусь Аллахом, в тот день у меня не было другой одежды, и я взял в долг два покрывала и надел их на себя. Затем я отправился к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Люди толпами встречали меня и поздравляли с прощением от Аллаха. Они говорили: «Пусть прощение от Аллаха принесет тебе облегчение!». Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вокруг которого собрались люди. Тальха б. Убейдуллах поднялся и подбежал ко мне, пожал мне руку и поздравил меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров не подошел ко мне, кроме него, и я никогда не забуду этого Тальхе. Когда я поприветствовал миром посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его лицо сияло от радости, и он сказал: «Возрадуйся лучшему из дней, который ты прожил с тех пор, как твоя мать родила тебя!». Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, радовался, его лицо светилось, подобно куску луны, и мы видели радость на его лице. Я сел перед ним и сказал: «О посланник Аллаха! Поистине, частью моего покаяния является то, что я отказываюсь от своего имущества в качестве пожертвования ради Аллаха и для Его посланника». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оставь себе часть имущества, ибо так будет лучше для тебя». Я сказал: «Тогда я оставлю себе свой участок в Хайбаре». Затем я сказал: «О посланник Аллаха, поистине, меня спасла правдивость, и частью моего покаяния является то, что всю оставшуюся жизнь я не буду говорить ничего, кроме правды». Клянусь Аллахом, я не знаю ни одного мусульманина, которого бы Аллах подверг более прекрасному испытанию за его правдивость с тех пор, как я рассказал об этом посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И с тех пор я ни разу преднамеренно не солгал, и я надеюсь, что Аллах будет оберегать меня от этого и всю оставшуюся жизнь.
Тогда Аллах ниспослал Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, аят: «Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров…» до слов «Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (9:117-119). Клянусь Аллахом, я считаю, что самой большой милостью Аллаха ко мне, после того как Аллах привел меня к исламу, было то, что я сказал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, правду. Я не солгал ему, а не то я бы погиб, как погибли все те, кто солгал ему. Когда было ниспослано откровение, Аллах сказал об этих лжецах самые страшные слова: «Когда вы вернетесь к ним, они будут клясться Аллахом…» до слов «…Аллах все равно не будет доволен людьми нечестивыми» (9:95-96). Нам троим было отсрочено после того, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял оправдания тех, кто поклялся ему, принял от них присягу и попросил для них прощения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не стал выносить своего решения о нас до тех пор, пока Аллах не вынесет Свой приговор. По этому поводу Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено…» (9:118). Здесь речь шла не о том, как мы отстали от участников похода, а о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отложил свое решение о нас и не вынес его, когда принял оправдания от тех, кто клялся ему и оправдывался». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и другие.