Желательные действия в месяц Рамадан.
4.4. Ураза - постВсевышнийАллах сказал: «А те, которые не каются, те – несправедливые» (Худжурат49: 11).
Милостивый и Милосердный Аллах принимает покаяние от раскаивающегося всегда и влюбое время, однако горе тому, кто не заслужит прощение своего Господа в этотвеликий месяц, из-за своих пороков и грехов и отказа от покаяния.
ПосланникАллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Пришел ко мне ангелДжибриль и сказал: “О Мухаммад! Тот, кого застал месяц Рамадан, и не былодаровано ему прощение, войдет в Огонь и удалит его Аллах от Себя. Скажи:“Амин!” и я сказал: “Амин!”» Ибн Хиббан. Хадис достоверный.
Врата покаяния открыты перед тем, кто хочет покаяться до тех пор, пока его ненастигнет смерть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине,Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он неначнет издавать предсмертный хрип». ат-Тирмизи 3537. Шейх аль-Альбаниназвал хадис хорошим. Как же много людей хотело застать этот месяц, нооказалось иначе – и в своих могилах они превратились в заложников, которые немогут ни увеличить праведные дела, ни покаяться в своих многочисленных грехах.Так пусть никто не оставляет без внимания возможность покаяться, сколь быбольшими не были его грехи, ведь Аллах Всепрощающий сказал: «О рабы Мои,которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха!Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он – Прощающий, Милостивый!»(аз-Зумар 39: 53).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Покаявшийся вгрехе подобен тому, кто не совершил греха». Ибн Маджах 4250. Хадисхороший.
Поэтому человек не должен отчаиваться в милости Аллаха и говорить, что у негомного грехов и пороков и нет возможности и средства избавиться от них, и поэтой причине продолжать совершать ослушания и грехи, гневя Милостивого Господа.
Однако необходимо знать, что Господь Прощающий и Милосердный, но Свое прощениеи милость Он дарует тогда, когда выполнено определенное условие, а именно, есличеловек обратился к Аллаху Всевышнему с полным и искренним покаянием.
Покаяние предусматривает соблюдение трех условий:
Прекращение совершения греха,
раскаяние за грех,
решимость никогда не совершать подобное.
Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяниепринято не будет. В том же случае, когда совершенный грех, так или иначезатрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четыремусловиям, а именно – трем вышеупомянутым и еще одному, суть которого состоит втом, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него,попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное,если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п. См.“аль-Азкар” 321.
Многочисленноечтение Корана.
ВсевышнийАллах сказал: «Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран, какруководство для людей и разъяснение прямого пути» (аль-Бакъара 2: 185).
Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Ангел Джибрильвстречался с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночьРамадана и изучал вместе с ним Коран”. аль-Бухари 6.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на желательность собиратьсядля изучения Корана в Рамадан. Также в хадисе указание на увеличение чтенияКорана в месяц Рамадан”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 189.
Если мусульманин постится в светлое время дня, а ночью читает Коран, то в Судныйдень у него появятся два заступника: это – пост и Коран. Посланник Аллаха (мирему и благословение Аллаха) сказал: «Пост и Коран заступаются за рабаАллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья всветлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит:“Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” -и их заступничества удовлетворяется». Ахмад 2/174. Достоверность хадисаподтвердил аль-Альбани.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, а затем ихпоследователи стремились проводить дни и ночи Рамадана за чтением СвященногоКорана, проникая в его смыслы. При наступлении месяца Рамадан, они учащаличтение Корана и их примеру следовали великие имамы нашей общины. Так, например,имам Малик оставлял все свои науки в Рамадан и принимался за чтение Корана.Также поступал и Суфьян ас-Саури. Некоторые ученые из числа наших праведныхпредшественников, во время ночных молитв прочитывали Коран за каждые три дня,другие – за семь, третьи – за каждые десять дней. Также сообщается, что “Къатадапрочитывал весь Коран за каждые семь дней, а когда наступал Рамадан, онпрочитывал Коран за каждые три дня”. См. “ас-Сияр” 5/276.
Однако не следует прочитывать Коран быстрее, чем за три дня, поскольку пророк(мир ему и благословение Аллаха) сам не причитывал Коран меньше чем за три дня,и говорил: «Не понимает Коран тот, кто прочитывает его быстрее, чем затри дня!» Абу Дауд 1394. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Тем мусульманам, которые не умеют читать Коран, мы желаем обрести силу воли иосвоить буквы арабского алфавита с тем, чтобы читать Коран как в благословенныймесяц Рамадан, так и в иное время, зарабатывания за это великую награду!Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждому,прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благоедело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я неговорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям”– буква, и “мим” – буква». ат-Тирмизи 2910. Шейх аль-Альбани назвалхадис достоверным.
Са’д ибн Абу Уаккъас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если человекзавершит чтение всего Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него досамого утра, а если он завершит чтение Корана в конце ночи, то ангелы будутмолиться за него до самого вечера”. Ахмад. Сообщение хорошее. См.“аль-Азкар” 136.
Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен имАллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи иобращался к Аллаху с мольбой”. ад-Дарими 2/469. Имам ан-Науауи подтвердилдостоверность иснада.
Ибн Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и Абда ибн Абу Любаба послали замной, и когда я пришел, они сказали: “Поистине мы послали за тобой по тойпричине, что хотели завершить чтение Корана, ибо мольба после завершения Коранапринимается”. Ибн Абу Дауд. Имам ан-Науауи назвал иснад достоверным. См.“аль-Азкар” 119.
Что же касается определенных молитв, которые произносят после чтения Корана,узаконенные людьми, то это не имеет под собой никакой основы, и поэтому имамаш-Шатыби назвал это: “Добавленным нововведением”. См. “ад-Да’ифа”13/315.
Поэтому после завершения чтения Корана можно обращаться к Аллаху с любымимольбами, поскольку никаких определенных мольб для этого не существует! Речьшла о завершении чтения всего Корана, а не об отрывке из него.
Проявлять больше щедрости.
Месяц Рамадан приходит как пора щедрости и милосердия, в которую правоверные соревнуются между собой в проявлении этих качеств. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был наищедрейшим человеком, а щедрее всего он был в Рамадан. И он был более щедр на добро, чем вольный ветер». аль-Бухари 6.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину проявлять заботу о постящихся, и он говорил: «Накормивший постящегося получит такую же награду, как и он сам, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту». Ахмад 5/192. Шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “аль-Ихтиярат” говорил, что в хадисе речь идет о таком количестве еды, которую будет достаточно для того, чтобы ею насытиться.
Имам Ибн Шихаб аз-Зухри, когда наступал месяц Рамадан, говорил: “Это месяц чтения Корана и кормления людей”. Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 6/110. Многие из наших праведных предшественников, среди которых были и Ибн ‘Умар, Малик ибн Динар, имам Ахмад, жертвовали своей едой в пользу бедных, для того, чтобы их разговить. А что касается Ибн ‘Умара, то сообщается, что он разговлялся только вместе с сиротой или нищим. См. “Саб’уна масаля фи-ссыям” 19.
Давайте же и мы будем стремиться накормить постящегося, для того, что бы обрадовать его разговением, а себя – такой же наградой, какая предназначена ему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас те, кто кормит едой!» Ибн Маджах. Шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 44.
Если угощение людей является одним из лучших проявлений Ислама, что что же можно сказать о таком деянии в великий месяц Рамадан!
Аллах создал Рай для богобоязненных и тех, кто отличается стремлением прощать, расходовать, делать добро и обещал им Свое прощение, сказав: «Спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющий небеса и землю, уготованный для богобоязненных, которые расходуют и в радости, и в горе, сдерживают гнев, прощают лю-дей. Поистине, Аллах любит благочестивых!» (Али Имран 3: 133-134).
Проявлять больше усердия в поклонении.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Во время Рамадана посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлял больше усердия, чем в любое иное время, а в течение последних десяти дней Рамадана он проявлял еще больше усердия, чем в остальные дни этого месяца”. Муслим 1175.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не приказывал им этого категорически, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 37.
‘Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет среди правдивых и шахидов в Раю»”. аль-Баззар. Хадис достоверный. См. “Сахиху-ттаргъиб” 1/419
Об искуплениях и возмещении поста.
Искупление (кафара) за половой акт в светлое время Рамадана.
Искупление за нарушенный пост, требуется только за совокупление в светлое время дня Рамадан и не за что больше.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы сидели вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), к нему пришел какой-то человек и воскликнул: “О посланник Аллаха, я погиб!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Что с тобой случилось?» Он сказал: “Я переспал со своей женой во время поста”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?» Он сказал: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?» Он сказал: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?» Он сказал: “Нет”.
Абу Хурайра сказал: “После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) молчал некоторое время, и пока мы находились в таком положении, пророку (мир ему и благословение Аллаха) принесли полную, большую корзину с финиками. пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Где задавший вопрос?» Он отозвался: “Я здесь”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». Этот человек сказал: “Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи, бедней моей!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха), стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: «Тогда накорми ими членов своей семьи». аль-Бухари 1936.
В другой версии хадиса сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ешьте это ты и твоя семья. И возмести этот день и проси прощения у Аллаха». Абу Дауд 2393. Достоверность и этого хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. также “Ируауль-гъалиль” 4/91.
Из этого хадиса следует, что тот, кто сознательно вступил в половую связь днем, во время поста месяца Рамадан, должен возместить этот день и совершить также искупительные действия.
Искупительные действия – это освободить одного раба. Если у него нет такой возможности, то он должен поститься в течение двух месяцев подряд. Если же он прервет без уважительной причины двухмесячный пост, то должен начать отчет заново. Исключением являются те дни, в которые поститься запрещено. Если он не в состоянии сделать и этого, то он должен накормить шестьдесят бедняков. Если же он беден и не может накормить шестьдесят бедняков, то он избавляется от обязанности искупительных действий до тех пор, пока у него не появится такая возможность. См. “Итхафуль-Кирам” 190.
Необходимость соблюдения упомянутой последовательности в хадисе, является мнением большинства ученых. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/451, “Фатуль-Бари” 4/198.
Если человек совершил в один день несколько половых актов, то по мнение всех ученых он совершает все равно одно искупление, однако если он совершил совокупление в разные дни, то он совершает столько же искуплений. См. «аль-Маджму’» 6/370.
Совершает ли женщина вместе с мужем искупление?
Если мужчина совокупился со своей женой против ее воли, то она не должна совершать искупительные действия, о чем сказал Ибн ‘Акъиль. Ибн Таймия придерживался мнения, что это не обесценивает ее пост вообще. Однако, если женщина не была против этого, то мнение ученых разошлись, одни сказали что она не должна ничего предпринимать, поскольку в хадисе не сказано, что бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел это жене того сподвижника, а другие ученые считали, что она также совершает искупление. См. “аль-Мугъни” 3/27.
Изначально веление пророка (мир ему и благословение Аллаха), обращенное к одному или сотне, мужчине или женщине касается всех, если только конкретное доказательство сделает какое-либо исключение!
Женщина, которая знает, что ее муж не может себя контролировать, должна держаться от него подальше и не приукрашиваться в дневное время.
Совершает ли искупление тот, кто поел или попил намерено в светлое время Рамадана?
Намеренное употребление пищи без причины в светлое время Рамадана не требует искупления этого дня. Грех его настолько велик, что искупление не поможет ему, ибо такому человеку следует принести только искреннее покаяние. Что же касается тех имамов, которые обязали поевшего намерено в светлое время, совершить искупление в виде двухмесячного поста, то на это нет ни одного доказательства из Корана и Сунны, кроме аналогии, которую они провели с хадисом о том, кто совокупился с женой в светлое время дня Рамадана. Однако, аналогия в вопросах искупления не уместна. Имам аль-Багъауи говорил: “Нельзя проводить аналогию с искуплением за нарушение поста половым актом, с другими нарушениями поста, поскольку шариат указывает на искупление только за половой акт!” См. “аль-Мухаррир” 1/229.
Того мнения, что намеренно поевший во время поста не возмещает и не искупляет свой пост, придерживались такие сподвижники, как Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Ибн Мас’уд и Абу Хурайра. См. “аль-Мухалля” 6/180.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Тот, кто намерено нарушил пост или пропустил молитву, не может их возместить”. См. “Ихтияратуль-фикъхия” 65.
Следует ли возместить пост тому, кто в дневное время Рамадана по забывчивости или незнанию поел, попил или совершил половой акт с женой?
Большинство ученых, включая и четырех имамов, считает, что человек, совершивший то, что нарушает пост, думая, что еще не рассвело или же полагая, что солнце уже закатилось, должен восполнить этот день. См. “Фатхуль-Бари” 4/244.
Однако правильным мнением является то, что такой день возмещать не обязательно! Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы разговились в пасмурный день, а потом выглянуло солнце”. аль-Бухари 1959.
Ибн Хузайма сказал: “В этом сообщении нет указание на то, что им было велено возместить этот день!” См. “Сахих Ибн Хузайма” 4/200.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел им возместить этот день, то это обязательно до нас бы дошло!” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/231.
Имам Ибн Хазм сказал: “Тот, кто поел, думая, что уже ночь, или совершил совокупление пологая, что солнце уже зашло, или выпил воды в дневное время по ошибке, то их пост не нарушается, поскольку они полагали, что время поста уже завершено. И нет разницы в этом между тем, кто забыл или ошибся. И это не аналогия (къияс). Всевышний Аллах сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Ахзаб 33: 5). Также и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать». Ибн Маджах 2045. Хадис достоверный. И это мнение большинства предшественников. Зайд ибн Уахб рассказывал: “Люди во времена Умара ибн аль-Хаттаба разговились преждевременно, после чего вышло солнце, и они сказали: “Мы должны будем возместить этот день!” На что Умар сказал: “Почему?! Клянусь Аллахом, мы не желали склоняться к греху!” Также аш-Шу’ба рассказывал, что он спросил аль-Хакима ибн Утайбу о том, кто совершал предрассветную трапезу после восхода солнца, пологая, что еще ночь? Он сказал: “Пусть продолжает пост”. После чего Ибн Хазм перечислил еще слова Муджахида, Хасана аль-Басри, Джабира ибн Зайда, ‘Уруа, ‘Ата и др. кто считал, что поевшему, попившему или вступившему в половой акт по ошибке не надо возмещать пост. См. “аль-Мухалля” 6/331.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Те, кто считает, что пост в подобных случаях не нарушается, говорят, что их доводы сильней! Доказательства Корана и Сунны ближе к нашему мнению, ибо Всевышний Аллах говорит: «Господь наш, не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись!» В достоверном хадисе сообщается, что сподвижники во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) разговились преждевременно, но в хадисе не упоминается, чтобы им было велено возместить этот день. Передатчик хадиса Хишам ибн Уруа говорил: «Возмещение обязательно!» Однако его отец, который был более знающим, чем он говорил: «Они не возмещают!» Также в сборниках аль-Бахари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что некоторые сподвижники ели до тех пор, пока не могли отличить белую нить от черной. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Речь идет о белизне дня и темноте ночи». И не известно, чтобы он велел им восполнить этот день. Эти люди не знали о законоположении и поэтому были ошибающимися. Также передается от Умара ибн аль-Хаттаба, что когда они разговились, вышло солнце, и он сказал: «Мы не будем возмещать!», а в другой версии сообщается, что Умар сказал: «Мы возместим». Однако иснад первого сообщения от него достоверней. Таким образом, это мнение сильнее и преданиями и выводами, ибо оно подтверждается Кораном, Сунной и аналогией!” См. “Маджму’уль-фатауа” 20/572-573.
Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/19.
Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/105.
Должны ли возмещать пост те, кто утвердил намерение поститься уже после рассвета?
К числу таких людей может относиться тот, кто узнал о наступлении Рамадана лишь днем; или человек, принявший Ислам днем в Рамадан; или ребенок, у которого появились признаки совершеннолетия; или сумасшедший, разум которого прояснился. Эти люди обязаны поститься оставшуюся часть дня. Что касается возмещения ими поста, то относительно этого мнения ученых разошлись. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Обязательный пост с намерением после рассвета действительный, если человек не знал об обязательности поста ночью. Он должен поститься остаток дня и не должен его возмещать, даже если он кушал до этого”. См. “Ихтияратуль-фикъхия” 4/63.
Шейхуль-Ислама в этом вопросе поддержали Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.
Возмещение поста женщинами, по причине месячных или послеродового течения.
Что касается пропущенных дней поста Рамадана женщиной с месячными или послеродовым кровотечением, то их необходимо возместить, и нет другого искупления кроме этого. ‘Аиша рассказывала: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), во время месячных нам было велено восполнять пост, и не было велено восполнять молитву”. Муслим 1/265.
Возмещение поста больными и путниками.
Всевышний Аллах сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).
Таким образом, любой человек, не соблюдавший пост по уважительной причине, обязан его восполнить, как только у него появится возможность. Всевышний Аллах говорит: «...то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).
Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу?
Аиша рассказывала: “Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша’бане”. аль-Бухари 1950.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на дозволенность задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без”. См. “Фатхуль-Бари” 4/191.
Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста, и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку не спешить возместить пропущенный пост указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиша, что она не возмещала пост раньше чем в ша’бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как это сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, который сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Али Имран 3: 133).
Также Аллах отозвался с похвалой о тех, кто спешит совершать благие дела, сказав: «Они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (аль-Муминун 23: 61).
Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд?
Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: «пусть постится столько же дней в другое время», не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: “Нет проблем в том, чтобы возместить пост не подряд”. Абдур-Раззакъ 4/43. Иснад достоверный.
Анас также сказал: “Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то не последовательно”. Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный.
Что же касается хадиса: «Путь тот, на ком пропущенный дни Рамадана возместит их подряд, не прерывая их» аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим, которого назвали слабым Ибн Ма’ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана”. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 943.
Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. См. “Тамамуль-минна” 422-423.
Должен ли человек совершать искупление, если он не успел восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана?
Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: “Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!” аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Также говорили Ибн Умар и Ибн Аббас и И. Абдур-Раззакъ 4/235, 237, аль-Байхакъи 4/235.
Нужно ли возмещать пост за умершего?
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто-нибудь из его близких (уалий)». аль-Бухари 1952.
Большинство ученых считает, что это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным.
Также от Ибн ‘Аббаса сообщается, что один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным!» аль-Бухари 1953.
Эти хадисы указывают на то, что если умер мусульманин, который должен был соблюдать пост, то поститься за него следует кому-либо из числа его близких родственников. Однако мнения ученых разошлись в понимании этого хадиса. Одни считали, что веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) является обобщенным и поститься следует любые виды обязательного поста, а другие ученые считали, что речь идет только о посте по обету. Сторонники этого мнения считали, что за каждый пропущенный день поста Рамадана следует накормить по одному бедняку, а возмещать за умершего следует только пост по обету.
Сторонники же первого мнения сказали, что эти доводы не убедительны, потому что не могут противостоять достоверному хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), а указаний на необходимость кормления бедняка за пропущенный день Рамадана умершим, не существуют. Поэтому повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) распространяется на любые виды обязательного поста. См. “Фатхуль-Бари” 4/235-236. и “Субулюс-Салям” 2/580.
Однако самым сильным мнением является второе, что за умершего следует возмещать только пост по обету, поскольку веления пророка (мир ему и благословение Аллаха) нам разъяснили его сподвижники, которые не вносили в религию нечего от себя.
Сообщается, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала, что ее сестра, которая дала обет поститься в течении месяца, умерла так и не выполнив обета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Постись за свою сестру». ат-Таялиси 2630. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Ибн ‘Аббас сказал: “Если человек заболел в месяц Рамадан и не постился, а затем умер, то надо накормить за каждый пропущенный им день поста по одному бедняку и не поститься за него. Если же он дал обет поститься, то за него следует поститься кому-либо из числа его родственников”. Абу Дауд 2401. Иснад достоверный.
Сообщается, что когда умерла мать ‘Амры, не возместив пропущенные дни поста, она спросила ‘Аишу, должна ли она поститься за нее? - и та сказала ей: “Нет, пожертвую беднякам по половине са’ за каждый пропущенный ею день”. ат-Тахауи 3/143. Иснад достоверный.
Этому мнению отдал предпочтение также и имам Сунны Ахмад ибн Хнбаль. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как имам Ахмад сказал: “Не следует возмещать пост за умершего, кроме поста по обету”. См. “аль-Масаиль” 96.
Ибн аль-Къайим сказал: “С обязательным постом месяца Рамадан дела обстоят так же, как и с молитвой. Никто не может совершить молитву за другого или принять Ислам за другого, и тоже самое относится к посту. Что же касается обетового поста, то он рассматривается как долг, и человек может держать такой пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг, и все это тонкости фикъха”. См. “И’лямуль-мууакъи’ин” 3/554.
Однако, для того, чтобы возместить пост по обету за умершего, и чтобы это принесло ему пользу, он должен быть мусульманином. Сообщается, что отец ‘Амра, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твое жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу». Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, то что между двух скобок является версией Ахмада 2/182. Хадис хороший.
Что же касается того, кто именно может поститься за умершего, то исходя из приведенных хадисов, им может быть любой из его родных, а уали в первом хадисе упомянут потому, что смысл этого слова является более обобщенным, как сказал об этом Ибн аль-Къайим.
Можно ли соблюдать добровольный пост, прежде чем возместить пропущенные дни Рамадана?
Относительно дозволенности соблюдения добровольный поста до возмещения поста Рамадана, существует три мнения. Первое заключается в том, что это дозволено, поскольку нет никаких указаний на запрет этого, ибо добровольный пост не связан с постом месяца Рамадан. И это известное мнение ханафитов, которому отдал предпочтение и шейх Ибн Усаймин, сказавший: “Кто постился день Арафа или день Ашура, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то его пост действителен”. См. “Фатауа ас-сыям” 438.
Однако Ибн Усаймин говорил, что это не относится к шестидневному посту месяца шаууаль, который следует за Рамаданом, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года». Муслим 1164. Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал награду за пост щаууаля с Рамаданом, и тому, кто желает получить эту награду следует сначала возместить пост Рамадана. См. «Шархуль-мумти’» 6/448. От Саубана сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сделал Аллах вознаграждение за благое деяние десятикратным, и один месяц поста, подобен десяти месяцам, а соблюдение поста еще в течение шести дней после Рамадана, подобно году». Абу аш-Шейх в “ас-Сауаб”. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Второе мнение относительно соблюдения добровольного поста до возмещение поста Рамадана состоит в том, что это дозволено, но не желательно. И об этом говорили некоторые маликиты и шафииты.
И третье мнение состоит в том, что это не дозволено и что добровольный пост не принимается пока человек не возместит пост месяца Рамадан. Это редкое мнение некоторых ханбалитов, и их доводом является хадис, который передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто застал Рамадан, а на нем были пропущенные дни предыдущего Рамадана, которые он не возместил, то не примется от него пост! И тот, кто будет соблюдать добровольный пост, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то поистине, не примется это от него, пока он не возместит пост Рамадана!» Ахмад 8606.
Относительно достоверности этого хадиса были разногласия по причине передатчика по имени Ибн Ляхи'а. Ученые разошлись в отношении него. Среди них были те, кто полностью отвергал его хадисы. И были те, кто считал, что хадисы, которые он передавал до того как сгорели все его книги, приемлемым, а после этого - нет, поскольку он стал ошибаться и путаться после этого. Кто считал его приемлемым передатчиком, называли этот хадис достоверным, и из их числа хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир.
Однако шейх аль-Альбани считал этот хадис слабым и говорил, что большинство имамов не принимали хадисы Ибн Ляхи'и ни до того, как сгорели его книги, ни после.
И если этот хадис слабый, то наилучшим мнением является первое, которое поддержал шейх Ибн Усаймин.