Я.Корчак и Т.Бабушкина
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Как-то на обзор книг у меня всегда остается мало времени и сил, но это не значит, что я не читаю сама и не читаю ребенку, как раз наоборот, накопилось много новинок и увлекательных книг, но сегодня о двух педагогических трудах - "Что хранится в карманах детства" Татьяны Бабушкиной и "Как любить ребенка" Януша Корчака....
За книгой Бабушкиной я буквально охотилась, а она все ускользала от меня...видимо тираж был раскуплен и ее долго не было ни в офлайне, ни даже на озоне и лабиринте. В тот момент, когда она ко мне попала, это было прошлой зимой, я была погружена с головой в переезд, оформление новой квартиры, плановую лежку в больнице на обследование и немного работой. Книга далась мне трудно, читала ее наверное 3 месяца урывками, а она из таких, которую надо бы залпом, в один присест, тогда останется послевкусие и новые мысли! Сложность восприятия в том, что она как бы ни о чем, о повседневности,поэтому главные мысли лежат между строк, да еще и тот факт, что дописали ее после трагической смерти автора, а значит, что-то додумали, перефразировали итд. Одним словом, она про то непосредственное детство, которое должно быть у каждого ребенка с множеством вопросов, экспериментов, иллюзий, проб, ошибок, удач...У ребенка нет неважного, нет мелочей...каждый камушек, каждая пылинка это смыслы, вселенная, взрослым со своим прагматичным замыленным взглядом, важно открывать для себя детство заново, стараться не разрушить эту ауру как можно дольше! Главный девиз книги "Тон делает музыку", а это значит, что суть в мелочах, в тоне, и тогда открываются новые горизонты. Вспоминаю свое детство, это правда вспышки того тона, что задавала моя семья, это такой мощный импринтинг, его нужно стараться дать и своим детям. Не привожу никаких примеров, тк помню мало, ведь читала урывками, но послевкусие, тон остался. Советую прочесть, но разом, залпом, и уловить какой-то свой тон, мотив, перспективу действий!
Корчак давно входил в мой маст рид лист и ждал своей очереди! Знаменитый детский врач, с невероятной судьбой, защитник детей-сирот, который принял мученическую смерть в газовой камере фашистского концлагеря, он давно стал легендой! Его книга уже стала классикой, но написана она была почти 100 лет назад, это важно осозновать при вникании в вопрос. порой его язык кажется примитивным, идеи простоватыми, но уверена, что для того времени это было инновационно! Конечно, большая часть книги у него посвящена устройству интернатов, детских домов и правил жизни там, для меня это было менее интересно,хотя многие его психологические наблюдения за детьми потрясают. Возникает множество вопросов к учителям и воспитателям. которые будут учить наших детей, их мотивы, их поведение.Наверное, главная фабула его труда в том, что педагогика это наука не о детях, а о людях, если снять условности любого возраста, то все существа на земле есть люди со своими страстями, переживаниями, настроениями итд, а значит, нет одинаковых, все уникальны. Отсюда вывод, никаких единых подходов и стандартов, а у нас же как раз наоборот! Ребенка можно сравнивать только с самим собой, да и то, ввиду разного самочувствия и настроения он может давать разные результаты и поведенческие реакции! Нужно учиться и еще раз учиться быть терпимым и гибким к своему чаду, а это архисложно! Рекомендую читать, сравнивать свои и его мысли, ну, с оговоркой на 100 лет спустя!