Три чудесные недели чтения
дневник читателяПоявилась и у меня возможность попробовать свои силы в написании детского дневника чтения. Главный герой - Влад, мой племянник. Живём мы в разных городах, летом всегда к ним приезжаю. Читают они и без меня, только не пишут об этом)))
На момент чтения возраст 3 года 10 месяцев))) Уезжала я ровно в 3 года и 11 месяцев.
Под катом много-много фотографий, впечатлений, слов - всё, как вы "любите"))) Краткость - чья-то другая сестра.
Несколько моментов, которые сделают мой рассказ более понятным.
Летом книги Влад "читает" два раза в день: перед сном в обед и вечером. Я приехала на три недели, практически 90% чтений были моими. Обычно Владику дают самому выбирать книги. Тут предлагала в основном я, но при возражениях книгу меняли.
Круг вопросов (практически по любой иллюстрации к любому произведению: А что они делают? Почему он (она, они) грустные (весёлые - но это интересует реже)?
Ситуация: взяла любую книгу и стала листать (читать) в поле зрения Владика - заканчивается одинаково: книга у ребёнка и он её налистывает (иногда может попросить почитать). Вслух сам книги "не читает". Смотрит очень долго и внимательно, озвучивать не пытается.
Все наши совместные каникулы прошли под песни "Детской площадки №1" (сборник стихов, на которые затем была написана музыка, издан был "Мир Детства Медиа" и продавался вместе с диском, сейчас переиздан Издательским домом Бурда. Очень рекомендую эти песни! Их можно найти на просторах интернета и послушать.
Две книги Юрия Дружкова давно ждали своего часа у меня дома, наконец-то я решила: пора пробовать! - и привезла.
Первая книга пошла сразу в ход! Слушал с интересом, задавал вопросы, хотел узнать, что дальше.
А я сразу прочувствовала жалобы и вопросы всех мам и пап сообщества на своей шкуре!!!
Количество иллюстраций в книге! Хотя их здесь немало, но Владу всё равно не хватало многих визуализированных моментов.
Несоответствия))) Ну почему же слон синий? (в тексте "Вот на зелёной лужайке стоит огромный слон и помахивает серым хоботом")
Забегание-отставание иллюстраций - очень неудобно(((
Опечатки - очень неприятно для читающего(((
Это издание "Приключений Карандаша и Самоделкина", к сожалению, грешит (хотя и немного) всем этим.
Предсказуемо Влада заинтересовал сразу Самоделкин, мне приходилось перечислять, из чего он сделан, почти при каждом чтении. Первый момент, вызвавший море вопросов и восторг, - машина с колёсами-подушками:
А диалог героев и после прочтения всплывал обрывочно у Влада:
Очень уж привлекает в этом возрасте такая несуразица, абсурдное словотворчество, повторяющиеся слоги и т.п. Поэтому был и ещё момент-хит:
Эти два отрывка просил перечитывать перед дальнейшим чтением приключений героев.
К этому моменту я оказалась совершенно не готова))) Племянник вначале возмутился словом "руль" применительно к кораблику: "Штурвал же! У корабля- штурвал!" Затем стал по очереди показывать на инструменты, требуя их названий и предназначений.
Капитан Буль-Буль и шпион Дырка - незабываемые личности. Пока читали, больше вопросов вызывал шпион, но после в речи постоянно возникал капитан Буль-Буль. Но главный вопрос: Почему же они ходят ночью!?
Когда к месту и не к месту от Влада стали слышать "Проклятье!", я стала иногда его заменять в тексте))) И очень уж ему понравилось обращение "голубчики")))
К этому моменту возвращались несколько дней, обсуждая, как вести себя за столом:
Ну а тут вопрос был один: "Его накажут?"
Прочитали мы "Приключения..." меньше, чем за неделю. Хотя перед сном читали не очень долго. Влад в конце сказал, что хочет быть похожим на Самоделкина, а ещё долго выпытывал о профессии сталевара, несколько дней собирался им стать)
А вот дальше меня ждал сюрприз. Почему-то была уверена, что "Волшебная школа Карандаша и Самоделкина" с иллюстрациями В. Чижикова впечатлит ещё больше. Нет! Смотрю - листает. Я обрадованно: "Ты почитать хочешь эту книжку?" - "Нет, посмотреть!"
Застыл на одном развороте (ну а как же!!! обожаемое на любимом везут)
и рассматривал долго-долго. Предложила прочитать, что происходит. С удовольствием послушал одну главу и тут же предложил поиграть в это. "Я хочу быть таким цветом как кот и говорить "мяу"!!!" Мне досталась роль экскаватора, выдающего пирожки))) А там и дальше процесс пошёл.
Дня 4 играл в такую "раздачу вкусняшек". И потом вспоминал. Книгу так и не читали. Но как только брал её в руки, сразу приставал с вопросом: "Ну где же пружинки у Самоделкина?" Видимо, образ Семёнова ему ближе.
Меня ожидал сюрприз в этот приезд. Каждое обеденное и вечернее чтение заканчивалось просьбой: "А теперь расскажи мне сказку про доброго крокодила!" Вначале я с энтузиазмом взялась придумывать истории, радуясь, что попала в эту волну, а не предыдущую - сказки "про злого танка". Но на третьей неделе запас фантазии стал иссякать... Мама Ира раскрыла секрет: сказка-то может быть одна и та же! Совершенно необязательно каждый раз придумывать новую! Но уже пришлось "держать марку" Повторилась только пару раз)))
Любовь к доброму крокодилу скорее всего пришла из вполне знакомой всем истории. С двух лет Влад любил смотреть мультфильм:
А уже после ему читали "Ма-Тари-Кари" Бориса Заходера:
Симпатичная книжечка с выразительным крокодилом. На каждой станице есть иллюстрации. История сопереживательная. Птицы-звери очень эмоциональны: веселятся, пугаются, радуются, а Владу необходимо знать про каждого: "Ну почему же он грустный (весёлый), плачет?"
Пытался поговорить как крокодил, когда птичка Тари у него в пасти чистит зубы, получилось не очень, зато повеселились - у тёти Оли-то всё получилось)
Стихотворение Юнны Мориц "Кто там?" (такое непохожее на всё её творчество) читали много раз, из всех занятий (профессий) особенно привлекла обезьянка Виолетта, посещающая студию балета. Долго цитировал.
Сказку "Гуси-лебеди" слушал не в первый раз. Мой детский кошмар - Баба Яга - никакого особого впечатления не производит, даже показалось мне, что невнимательно слушает... А в конце вдруг: "А где платочек?" Я уже успела забыть, о каком платочке речь, а он помнит: обещали же сестрице платочек привезти! Где же он на картинке?)))
Следующая группа товарищей книг приехала со мной:
Сказки Рахиль Баумволь - моя любовь. От М-П ("Друг в кошёлке") книга есть у Владика, они её читали. К "Синей варежке" присмотрелся, выбрал из стопки сам, но слушал выборочно, то одну, то другую историю. Прочитали всё в итоге, ряд историй несколько раз.
Очень интересовался, почему же не нарисована зима:
Эта история - хит. "Что такое пупырышки?", "Покажи мне у огурца пупырышки?", "Хочу, чтобы у меня были пупырышки!"
К моменту моего отъезда "Приключения в дороге" Влад цитировал кусками) Первую неделю он неизменно тащил эту "книжку про грузовик". И не кот и его пропажа интересовали ребёнка, а шофёр! Вот он, властитель детских дум:
"Почему шофёр поплёлся?" "Он курит?!!" Тема курения у Влада ух какая! На одной из прогулок подбежал к троице молодых людей, сидящих на скамейке, и стал гневно кричать на всю улицу: "Тётя Оля, они курят!!!"
Вопросы ещё вызваны были словами "косогор" и "патефон", последний нам часто встречался, надеюсь, что ребёнок запомнил, что это)))
После первых нескольких прочтений из-за сплошных вопросов и негодований Владика я решила, что саму историю он не понял, не запомнил. Но когда мы стали говорить об этом приключении, не Влад, а я перепутала братьев Петю и Серёжу.Возмущённый племянник тут же поправил)
Агния Барто "Про щенков" - послушал несколько раз. Вопросов не задавал. Особенно нравилось стихотворение "Как мне сачок помог". Потом дней 10 книга не появлялась на наших "чтениях", но зато в минуты умилительной радости, обнимаясь и ласкаясь цитировал: "Кудлатенький! Косматенький!"
Николай Носов "Находчивость". Этот рассказ есть у Владика в сборнике от М-П "На горке", но в этом издании иллюстраций много, на каждой странице рисунок, поэтому остался дубль в домашней библиотеке. Игра в прятки Владу нравится, хотя играем мы в неё ещё не совсем правильно) Поэтому массу вопросов вызвало "Палочка-выручалочка! Тра-та-та!"
"Музей беспорядка" читать не собиралась, привезла на будущее. Но Влад увидел и долго-долго сам листал-рассматривал. Впечатлили одежда и обувь из музея. Долго интересовался юбкой Робинзона. Но школьные реалии ему пока непонятны. Один раз прочитали, вопросы-вопросы, рано ещё.
Две книжки - два хита!
Вначале я решила, что мы их без конца читаем, так как они на виду. Убрала. Уже давно было у них правило: 3 книжки перед сном, но сейчас оно не всегда действует. Солидные книги читаются "без нагрузки". И тут вдруг он стал собирать тонкие, прочитали 3, "Ну всё, спать!" "- Нет!!!" Шлёпает к стеллажу, ищет и .... вытаскивает опять эти две. Как обязательную программу)))
"Человечка в коробке" слушал внимательно, вопросы стали возникать чтения после 10-ого:
"Ну где же кнопка?" Пришлось цитировать про незаметную кнопку))) И разворот, который рассматривал долго, приставая с вопросами о профессиях: Что-то мы не пришли к единому мнению, кто рядом с продавцом овощей-фруктов выглядывает из окна? Почтальон? Это стихотворение вызвало спокойный интерес, но долгий)))
А вот вторая книжка "Плыл по морю чемодан": "Нет, не всё! Ой, а как же? Ой, а где же про щуку? Где считалочки?"
Не знаю, почему "про щуку"))) Упорно читали про карася, говорили о нём же, но книжка - Про щуку!
Первой запала в душу считалочка про медведей:
"А почему он читал газету?"))) Наизусть стал её шпарить быстро, исполнялось везде, для всех, со своими жестовыми добавлениями:
"Раз ку-ку (хлопает в ладоши в одну сторону), два ку-ку (хлопает в ладоши в другую сторону), -
Оба шлёпнулись в муку".
Опа!!! (хлопок по центру)
Следующей была выучена и продекламирована про машину:
Манера подачи - агрессивно-восторженная) Вопрос один: "Почему же у машины разноцветные колёса?"
Таря-Маря вызвала тихий восторг в душе с первого взгляда. Повторить не пытался, но очень интересовался, зачем же она ела шишки.
Продемонстрировал знание считалок бабушке и дедушке и узнал тут же продолжение некоторых или другие варианты))) К моему отъезду наизусть мог рассказать половину.Хотя специально не учили.
Всяческого абсурда и вопросов по этому поводу мне хватило в считалках. Сейчас тот период,когда убраны сборники стихотворений Ренаты Мухи, Даниила Хармса, Юнны Мориц, Вадима Левина, Сергея Козлова. Не всё и не всегда там можно логично объяснить)))
Очень мне хотелось увидеть магазины сети "Читай-город",один раз вырвалась в ближайший (впечатления не произвёл), наткнулась там на давно любимого персонажа:
Они читали про Кротика, смотрели про Кротика. Именно эту историю - только смотрели. Влад вцепился в книгу сразу! Пересмотрел вдоль и поперёк.
Тут же и крокодил имеется!!!)))
С первого же просмотра не давал покоя мальчик в маске и ластах. Прочитали несколько раз.недоумение и даже какую-то обиду вызвало: "Ну почему же мальчик - чудовище!?"
А дальше - ИГРАТЬ! по мотивам) Он, конечно же, Кротик, я Краб (наконец-то что-то одушевлённое после экскаватора).
Самый любимый момент - с надувным крокодилом! И страшно, и весело. За неимением такого в доме в ход пошла лошадка-каталка. (Проблемы представить одно вместо другого нет. Две табуретки и стул, поставленные по-разному и с вариациями атрибутов,могут быть и трактором, и мусоровозом, и паровозом-поездом)
Поехали дальше...
Иногда всем требуется отдых))) И родителям,и активным тётям! Есть группа книг, которые этот отдых могут дать. Стоит невзначай положить одну из них в зоне видимости-досягаемости или демонстративно полистать самим - Влад тут же берёт книгу в руки - и "пропадает"))) Изначально по ним было много вопросов, прочитаны они не десять раз, а......... сложно представить.Точно знаю, что родители иногда прятали эти книги!
"Книжка про машинки" и "Зубная книга" часто мелькают в сообществе,поэтому сразу о той, которая здесь редкий гость. "Тело человека" из серии "Оникса" "Время моих почему". Серия переводная, книги из Франции пришли в Россию. Влад был в восторге. Впервые в жизни он был недоволен, что книгу кому-то дали почитать-посмотреть, ему была нужна она рядом всё время))) Масса вопросов,масса интереса. Несмотря на большеголовость персонажей мне книга понравилась. О многом можно узнать,о многом поговорить,затронуты самые разные аспекты. Есть задания в конце каждой главы, доступные вполне и дошкольникам
Любимый разворот Влада)))
А это мой любимый разворот! С удовольствием узнала о французских поговорках.
Ещё один хит из этой же группы - "Невероятная история о гигантской груше". Год назад я активно выспрашивала, нужна ли эта книга. Выслушав единогласное мнение сообщников - Нужна! - заказала. Не очень-то и впечатлилась... А Влад - очень! Цитирует, рассказывает, обожает эту "Грушу".
Бывают разные моменты в нашем совместном времяпрепровождении. И рассердилась как-то тётя Оля жутко,ух...рассердилась так рассердилась!!! На что ребёнок отреагировал мгновенно: "Ты же как вице-бургомистр Квист!!!" Я в тупике, сердиться бросила, пришли домой - Владик мне меня показал:
Вот она какая, тётя Оля в гневе)))
А "читать" Грушу можно в любое время в любой позе с любого места:
Про Петсона и Финдуса этот раз писать не буду. Всё без изменений: любит, читают, играют и даже готовит (мама). Сейчас чаще всего в ходу "Охота на лис" и "Финдус переезжает".
Умом я понимала, что все книги, которые привезла (даже подходящие по возрасту), мы не прочитаем за 3 недели, но стремились хотя бы к половине)))
За эту книгу могу сказать спасибо Анюте и Ксюше!!! Вначале одна ткнула, потом другая, и я купила!
Анастасия Орлова "Обожаю ходить по облакам"
В первый же день своего пребывания в Нижнем я услышала, как похихикивает сестра, её читая, вспомнилось, как и мне она доставила массу удовольствия!
Влада привлекли иллюстрации!!! Мальчишка везде, всё такое яркое и интересное! Тьма вопросов. И мы начали читать, понемногу... Те кусочки, которые могли быть ему интересны и понятны, на мой взгляд. И всё сложилось!!! Книга ему уже понравилась, ситуации многие знакомы, пытался пошутить и по поводу накрашенной мамы:
Решил повторить принцип рычага с тётей:
Веселился и пересказывал:
Я рада, что книга "пошла". Надеюсь, дальше будет ещё лучше!
А следующая книга из тех, что опять же купила, руководствуясь массовым восторгом сообщества. Оформление, качество издание очень понравились, а сама история показалась мне пресной. Но ребёнок был другого мнения.
Как только "Люди и разбойники из Кардамона" попали в поле его зрения, незамедлительно возник вопрос: "Почему тут все весёлые?"
Разбойники, их жизнь, а особенно их весёлая песенка сразу расположили Владика к этой книге. Он запел после первого прочтения: "Это Каспер, это Еспер, Это Юнатан!"
Начали читать по 2 главы, но ему быстро надоело двигаться так медленно. В один из редких дождливых вечеров принёс книгу, и мы быстро одолели половину! Уж очень Владику хотелось узнать, почему разбойников подстригают:
В очередной раз был повод поразиться детской наблюдательности. "А почему у него хвост?"
Вначале - не поняла, потом - расхохоталась, а затем попыталась объяснить))) Но "хвост" покоя ему не давал долго!
Ну а после того как дочитали, Влад попросил вытащить дудочку:
Думаю, что они ещё не раз вернутся к этой истории. И хорошо, что я ошиблась с прогнозами. Зато теперь-то я точно уверена, что "Приключения в лесу Ёлки-на-Горке" пойдёт "на ура")))
И несколько слов о том, что ещё читать "пытались":
После поста Леры тоже взяли в руки "Везучего Борьку". Несколько рассказов прочитали с удовольствием, про Веркин мячик даже несколько раз. Но рановато. Сам потом не просил и не приносил книгу.
"Алёшин год" выбрал сам. Иллюстрации привлекли. Но мало для Владика иллюстраций. Вопросов много. Отложили на потом. Думаю, что весной как раз вместе с Алёшей и начнёт)))
"Трудный вечер" выбрала для чтения я, уж очень похожая была ситуация - папа уезжал в командировку. Слушал внимательно, оживился, когда герой чистил зубы (много похожего), спрашивал про "маму беречь", но сам ни разу не выбрал для чтения потом.
Интересно наблюдать, как меняется восприятие одной и той же книги.
Раньше мы читали "Стройка, баюшки-баю" и выразительно повторяли: "Тсс... Спокойной ночи!" А сейчас: "Что такое балка? Что такое отвал?". Обидно, что в таком коротеньком стихотворении допущена грубейшая ошибка... Час - поздний всё же! Хорошо, что ошибка исправлена в доп.тираже. Видела фото уже с нормальным словом.
Играли и гуляли мы с племянником тоже очень много! За этим я туда и ехала))) Надеюсь, что когда-нибудь я напишу ещё раз дневник нашего совместного чтения!
Спасибо всем, кто прочитал, за внимание! Давно ничего не писала - вот и разошлась)))