«Смысл сказки всегда один — чудеса» Т.Маврина.
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Последние 2-3 месяца я была в настоящей книжной завязке. По ряду причин. Одна из них - это ожидание, ожидание очередной вкусности от «Речи» - «Сказочной азбуки» Т.Мавриной.
Еще по анонсу в жж Марии было понятно, что книга будет недешевая. Анонсировался офсет, но по факту сделали на меловке, что тоже не могло не повлиять на стоимость. Цену ожидала с содроганием, увы, не ошиблась. Дорого. Но…
Когда Лабиринт сделал хорошие скидки, а жаба была связана и закрыта в шкафу с кляпом во рту, я все-таки заказала себе эту книгу.
Ну что, обсудим?
Книга неоднозначная. К ней сразу просятся эпитеты - коллекционная, подарочная, с ней не оставишь малыша один-на-один. В отзывах её описывают как «книгу не для всех».
Что мы имеем на первый взгляд - красочно напечатанный альбом с картинками. И все. Текста нет, азбука - не совсем азбука, так как буквы по ней изучать нельзя. Возрастная аудитория непонятная - малышам рано, школьникам неинтересно. Взрослые через одного разводят руками - а зачем это нужно? А когда узнают цену - вообще хватаются за голову.
А если присмотреться?
Нарядная супер-обложка цвета старого золота, под ней ярко-красный твердый переплет, тиснение золотом.
Книгу уже показывали, хорошо и подробно, поэтому я покажу несколько макро-фото, расскажу о наших с сыном впечатлениях
Во-первых, самое очевидное достоинство книги - это множество русских народных и авторских сказок. Самых любимых, самых характерных. Они зашифрованы в буквах, это настоящий сказочный виммельбух, но только наш, родной.
Во-вторых, изумительная работа Т. Мавриной. Посмотрите на эти иллюстрации - здесь и дымковская игрушка, и древнерусские книжные миниатюры, и фрески древнерусских храмов, и византийская традиция, и прикладное народное творчество, и лубочные картинки…
И мне кажется, что дети интуитивно легче, чем взрослые, воспринимают эту книгу. Разве детям нужно объяснять, как играть с глиняной свистулькой? Вот взрослому, возможно, потребуется определенное самообразование. Ведь если вы сами видите динамику и объем в примитивных, на первый взгляд, картинках, то сможете помочь своему ребенку не просто посмотреть, но «увидеть» сказку в каждой букве. Золото не выглядит пошло и броско, благородные сочетания густо-синего, ярко-красного и старинной позолоты, как в иконописной традиции, приятны глазу, они живые.
Много листов, где фоном выступает золотой.
Сравните - Минологий Василия II, к. X в.
А лица какие, это не лица, а лики. Вдохновенные и, прекрасные у героев, суровые и страшные у Бабы Яги с Кащеем.
Не вижу причин убирать эту книгу от малышей. Что они, «Колобок», «Теремок» и «Репку» не знают? Представляете, какая радость для них угадать сказку? А рассказать сказку, водя пальчиком по букве? А удивиться, как же такая большая история уместилась в одну единственную букву?
Теремок
Колобок
К тому же, даже в программе детских садов есть занятия -знакомства с городецкой, хохломской росписью, дымковской игрушкой. На этом фоне книга становится вдвойне уместной.
Дымковская игрушка
Издательство со своей стороны сделало много, если не все, чтобы цвета зазвенели, чтобы кони понеслись вскачь, а звезды засияли в небе. Есть у меня сборник сказок с илл. Т.Мавриной на офсете образца 1990х годов. Ну не вызывают они никакого душевного отклика, как неудачные репродукции или фальшиво напетая партия.
Несколько фрагментов. Я намеренно не фотографировала буквы и развороты целиком.
После первого просмотра у нас с сыном - чистый восторг. Я не знаю, как часто мы будем возвращаться к этой книге, конечно, она не на каждый день. Но о покупке нисколько не жалею.
Изображение, которое меня поразило - это Царевна-Лебедь. Здесь не только красота, но и внутренняя сила. Суровая и мудрая дева будто бы говорит Гвидону: «…Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь, Да за пояс не заткнёшь…»
А визуально возникают ассоциации с херувимами и птицами Сирин и Алконост.
Элемент росписи прялки, XIXв., Северная Двина.
Архангел Гавриил. Церковь Успения на Волотовом поле, фреска XIV в.
Херувим, мозаика собора Святого Марка в Венеции (византийская традиция).
В общем, нужна ли в доме такая книга, каждый решает сам. Если кому-то мой отзыв помог принять решение - значит много букв печатала не зря!
Когда я подбирала в сети иллюстрации к этому отзыву, создала целую папку с миниатюрами из древнерусских летописей, фресками и мозаиками византийских и древнерусских храмов, деталями росписи бытовых предметов. Как же я обрадовалась, когда прочитала отрывок «Этюдов об искусстве», которые написала Татьяна Алексеевна, ведь там упоминается все то, что мне увиделось в Азбуке (даже титульный лист Изборника Святослава с пресловутыми зайчиками). Значит, шифр разгадан правильно. Позволю себе несколько цитат:
Т.А. Маврина Этюды об искусстве. О чем говорят зайчики?
…Нарисованную сказку непременно найдешь в заглавных буквах, сплетенных из людей, чудных тварей и веток (в наших средневековых рукописях); на старых Владимиро-Суздальских соборах - застывшую, высеченную в камне; Василий Блаженный расскажет ее всем своим «огородом чудовищных овощей»….
….Я никогда не пройду в музее мимо витрины с находками из раскопок. Среди черепков там попадаются бытовые вещи с магическими изображениями оленей, коней, птиц, чудищ.
То не сережки с перепелками,
То наговоры - то великие
От лихих людей незнающих…
Довольно таинственно выглядят гребни, на конские головы - на счастье: это те быстрые кони, что умчат от лихой беды. Именно такой гребешок дает Ивану-царевичу баба-яга. Если бросишь его - встанет лес от земли до неба - белке не пробежать - и остановит погоню. Попадаются глиняные фигурки коней и куколки, вроде вятских. Такие, видно, куколки посадила по углам своего терема и Василиса Премудрая, убегая с Иваном от своего грозного батюшки - Морского царя….
…Игрушки для колдовства, на всякий случай жизни. И сказки говорили раньше - чтобы отгонять злых духов и привлекать добрых. Говорили их по ночам, а кто рассказывает днем, у того выпадают волосы…..
…Вспомнишь, пожалуй, ночное жуткое лисье колдовство вокруг волка, опустившего хвост в прорубь: «Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни волчий хвост… Ловись рыбка и мала и велика!» Так же, как в заговоре рыбаков: «Идите рыба и малая рыбица в мой матер-невод, в широкую матню» (говорить три раза, опуская невод). Заговор я списала слово в слово, как положено. В устах лисы он еще короче и звонче…
…Звериной эмблемой наших русских сказок мне хочется считать знаменитых зайчиков из «Изборника Святослава» (1073 год), так выразительны их говорящие фигурки.
(зайцы в самом низу, к сожалению, изображение получше не нашла).
«Давай убежим!», или «Давай тут поселимся!», или еще что-либо другое, они говорят о своей заячьей жизни, связанной с пышной графической мозаикой в форме храмов на фронтисписах этой рукописи, только давнишним, всеобщим желаньем приглашать в свой человеческий мир и «всякое дыхание» на земле…
Лицевой летописный свод, XVIв
Радзивилловская летопись (список XV в.)
П.С. У меня нет художественного или искусствоведческого образования, я не психолог и не педагог дошкольного учреждения. Все написанное - исключительно субъективный взгляд родителя маленького мальчика и ценителя отечественной истории и культуры.