А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" илл. В. Ненова
отзывыСказка Александром Сергеевичем Пушкиным была написана в 1834 году.
Сказка для детей, читается детям в дошкольном возрасте. Но о чем же "Сказка о золотом петушке?"
Первый раз я задалась этим вопросом в своём детстве. Я помню себя до школы, читающую книгу, иллюстрацию с Шамаханской царицей и свой вопрос-недоумение: о чём эта сказка? Взрослые ответили на мой вопрос невнятно и книга с вопросом были отложены.
Как известно, вопрос - это половина ответа. И вот у меня в руках новая книга, купленная младшему сыну:
Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке : Сказка в стихах. - СПб. : Акварель, "Книжная лаборатория", 2015. - 48 с. : илл. - (Волшебники кисти).
Иллюстрации Владимира Ненова.
Глядя на прекрасные иллюстрации, я предполагаю, что, наконец-то, поняла главную мысль этой сказки.
Эта сказка о о балансе и равновесии. Сказка о законе сохранения: что отдал - то и получил. Сказка о человеческих качествах (жадности), о людях из общества потребления.
И, с другой стороны, эта сказка - предостережение тем, кто хочет быстро решить свои проблемы с помощью магии.
"...Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело..."
В самом начале произведения - ключевой момент. Царь Дадон обижал соседей.
Соответственно, когда царь постарел, соседи вернули ему его обиды.
Царь делает ход конём - вызывает мудреца/звездочёта и просит его "о помоге".
Мудрец за словом в карман не лезет - у него готово магическое решение: золотой петушок. Магический золотой петушок сидит "на спице" и оказывает превентивные меры разоблачения соседей.
Соседи потыркались со своими смешными физическими нападениями, ничтожными против магии, затихли и... сделали магический ответ.
Петушок определяет Шамаханскую царицу совершенно верно - как "беду незванную". "Бьётся петушок, Обратившись на восток".
Однако как соседи ничего не могли сделать с магией петушка, так и сыновья царя Дадона бессильны против магии Шамаханской царицы.
Бессилен и сам царь Дадон. "И забыл он перед ней Смерть обоих сыновей".
Итог обращения к магии: погибают два войска, два сына царя, погибает мудрец, магию в царство внедривший, погибает сам царь.
"А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало".
Следа от магии не осталось.
Главный смысл сказки:
Прежде чем решать свою проблему магическим способом, необходимо посмотреть на себя: достаточно ли ты "прозрачен" для ответа, который будет получен в ответ. Смог ли ты преодолеть свою жадность (корни которой - в зависти (а корни зависти - в гордости)). Смог ли ты построить в своей жизни стратегию иную, нежели чем стратегию потребления?
Ведь именно на жадности и сыграла магия Шамаханской царицы: сыновья перерезали друг друга из-за первенства в обладании, царь вёз царицу тоже, чтобы ей пользоваться, и мудрец (попытавшийся спасти царя от наваждения), не был царём услышан. Разум ушёл из царского тела. «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).
Магия в сказке служит катализатором развития событий.
Школьная физика раскрывает свои секреты: действие равно противодействию. Существует закон сохранения энергии.
Мастера боевых искусств предупреждают: выходя на улицу с острым мечом будь готов встретить равного тебе по силе воина с таким же острым мечом.
Магия - это такой же обоюдоострый меч. Применяя магию определённого действия, будь готов получить в ответ магию такой же силы. Магия - это инструмент, такой же, как атомная бомба в кармане - она отрабатывает и возвращает воздействие. Магия - это сила. Магия может сделать вашу жизнь успешной, но короткой. Обращение к магии прервёт ваш род и не оставит следа от ваших потомков, если зависть и жадность не ушли из вашего сердца.
"Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок".