Поговорим о сказках
ПРИСМОТРИТЕСЬ! (модераторская)Меня попросили написать про сказки... Именно про русские.
Вытащила я свои сборники и призадумалась - книги куплены в разное время, а сейчас в книгопечатании такие дела, что угадать с изданием очень трудно. Хватаешь долгожданную книгу, а там то текст другой, то вроде бы тот же, но то пару абзацев выкинули, то число иллюстраций сократили... Тем не менее, что-то расскажу, не претендуя на доскональный разбор и сравнение. Именно сказки я предпочитаю в тонких книгах, правда, за неимением многих в таком варианте, в нетерпении нахапала разное время сборников. Какие-то брала из-за иллюстраций, какие-то из-за одной-двух редко встречающихся сказок.
Вообще задание для меня сложное - я никогда не была их большим любителем, отдавая должное тому, что знать их надо каждому - культурный код, архетипы, народные традиции, язык, уклад, история, языческие символы, все дела... Набрав когда-то в разное время кучу сборников и тонких книжек, не особенно слежу за тем, что сейчас появляется, не вникаю в содержание тех, что ничем не зацепили при первом взгляде на них.
Быстренько покажу два наших читанных-перечитанных сборника со сказками на самый младший возраст. Тот, что с иллюстрациями Елисеева, еще и потешками разбавлен.
Сколько лет жду издания сказки "Как коза избушку построила" тонкой книжечкой иллюстрирующей все повороты сюжета, но мироздание упорно молчит, не откликается ((
А жаль... Сказка хрестоматийная, для малышей такая полезная - в ней любимый ими перебор вариантов, приметы и особенности разных пород деревьев. Очень хорошо можно было бы в иллюстрациях обыграть и яблочки, и шишки, и желуди, и листочки осиновые, и колючки шиповника, и березовые веточки. Сказка-то лучше чем наборы карточек! В сказку и играть можно, особенно на даче. Ау, художники и издатели!!!
А вот эта же сказка с рисунками Елисеева - тут из упомянутых "неподходящих" деревьев одна елка с опасными шишками ))
В общем - это опять мое очередное обращение к мирозданию, запрос во вселенную ))
В книге с Рачевым самые любимые, многократно перечитанные сказки - Колосок, Крылатый, мохнатый да масленый, Как коза избушку построила, Рукавичка (лично мне надоевшая до смерти вместе с теремками и горшками для той же надобности)
Сборники сказок с иллюстрациями Рачева были во множестве переизданы под разными названиями - Колосок, Теремок и т.д. Их и сейчас переиздают очень много, есть что выбрать:
В первом сборнике Русские сказки про зверей от ИДМ - сказки на младший возраст.
Еще один сборник со сказками о животных - Летела сова - веселая голова - издательства "Речь"
Терем-теремок - большой красивый сборник от Махаона - Май-шоп / Озон
Сборник Русские народные сказки от Лабиринта еще более объемен, в нем не только самые первые, но и несколько волшебных сказок.
А сборник самых первых сказок для малышей с Репками-Колобками-Теремками и бодрыми потешками, иллюстрированный Елисеевым, переиздан Махаоном под другим названием - Идет коза рогатая - Май-шоп / Озон / Читай-город
Сказок в нем поменьше, чем в букинистике.
То же самое с другим названием и обложкой только что показали в обзоре новинок
Далее сказки на более старший возраст, начиная лет с пяти, в которых уже люди, сказочные существа, волшебство, колдовство, куча архетипов и еще бОльшая куча растущих на них предрассудков, устаревших паттернов поведения, так сильно расстраивающих многих родителей. Многие, помня вынесенный из детсада и школы интроект "сказки учат добру", открывают купленный или подаренный кем-то яркий сборник и в радостном предвкушении встречи с волшебством, читая их своему двух-трехлетке, получают мощный шокирующий заряд того самого неожиданно нанесенного добра. И, разглядывая картинки, на которых означенное добро наказывает зло коромыслами и ухватами, патетически восклицают "как можно издавать это для детей?!". В общем, относиться к сказкам нужно аккуратно, прежде, чем возмущаться, надо сопоставить события с историческим контекстом и очень сильно отличающимися от сегодняшних нормами морали и законов выживания в целом, спокойно выбрать подходящие по возрасту и состоянию нервной системы ребенка рассказы и иллюстрации, а потом уже читать. По моему мнению, время волшебных сказок - старший дошкольный и младший школьный возраст.
Начну со сказок сатирических.
У Елисеева герои выходят забавные, задорные, поэтому дубли брала, не задумываясь.
А уж обработанные им самим тексты пропустить и вовсе не могла.
Сказка "Яичко" была куплена давно. История о случайно разбитом яичке, которая есть в большом сборнике Диво-дивное (речь о нем пойдет ниже) обрывается словно на полуслове, а в текстовой и художественной передаче Елисеева обросла множеством подробностей, шуток-прибауток, отсылками к пословицам-поговоркам и другим произведениям русской культуры.
Рассматривать рисунки - непередаваемое удовольствие! В них столько смешных деталей, такие уморительные лица персонажей, так достоверно и с юмором переданы эмоции всех участников этого почти театрального в своей комичности и утрированности действа, что книга еще никого не оставила равнодушным. Очень образный язык. Сказочка небольшая, ее можно читать для подготовки восприятия таких шедевров, как "Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца". Ведь она рассчитана на куда более младший возраст.
В сборнике "Сказки-потешки" от Энас-книги - четыре сказки. Кроме того же "Яичка", еще "Лутоня", "Обижуля" и "Дыра". Все написаны ровно в той же манере рифмованной прозой, пронизаны юмором, сдобрены прибаутками, украшены такими же забавными рисунками. Истории поучительные, высмеивающие глупость, этакие русские народные фельетоны )
Сама книга очень качественная - на плотной матовой меловке, страницы слегка тонированы, динамичные смешные иллюстрации - на каждой из них, да еще плюс виньетки-завитушки. Вообще отличная книжка для первого самостоятельного чтения. Хороший привычный шрифт, достаточно крупный, межстрочный интервал, строки недлинные, что для начинающих читателей важно. И плюс весь текст разбавлен и оживлен крупно напечатанными фразами-вставками красного цвета.
Тут в правом нижнем углу заметили юродивого, перекочевавшего сюда с полотна Сурикова "Боярыня Морозова"?
Самая любимая книга русских народных сказок дочери Диво-дивное в сегодняшнем оформлении позеленела и превратилась в Чудо чудное, оставшись внутри тем же самым сборником с теми же иллюстрациями, правда добавились сказочные иллюстрированные развороты и книга стала еще нарядней.
Что я, что дочь обожали в ней рисованные затейливые буквицы, цепочки орнаментов, оценили старославянские названия букв и подачу сказок в алфавитном порядке, как и наличие сказочной азбуки с известными и малознакомыми персонажами. В конце даже перечислены старославянские буквы, не вошедшие в современный алфавит.
Можно, конечно, предъявить претензии составителю, так как есть сказки довольно жестокие, в основном взятые из сборника Афанасьева, но это как раз и есть те самые, дошедшие до нас в устной форме предания, не выхолощенные и не сглаженные многочисленными адаптациями. Можно предъявить претензии к тому, что отсутствуют некоторые известные и любимые многими сказки, но подбор здесь оправдывается именно алфавитным порядком.
В нашей семье книга проверена временем. Если при первом чтении я сама испытала некоторый шок от сказки "Разбойники", то в школьном возрасте дочь читала сказки сама, что-то пыталась срисовывать, и вообще книга была в ходу.
Иллюстрации Станислава Ковалева.
Лабиринт / Озон / Май-шоп / Бук24 /
Давно исчезнувший из продажи сборник сказок от Акварели с иллюстрациями Кочергина. Из-за них и покупала. И еще из-за сказки "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Это моя любимая сказка с детства. Одно название чего стоит! А кроме мозголомного названия меня при первом чтении в в дошкольном возрасте сильно занимало словосочетание "кабацкая теребень", козлиную бородку которого я помнила всю жизнь) Тогда у меня была книжка с иллюстрациями Милашевского, и я купила ее переиздание, но ведь любимых сказок много не бывает, как и любимых иллюстраторов ) И ладненький нарядный сборничек встал на полку.
Всегда интересно как одни и те же сюжеты показывают разные художники )
У Кочергина ковер "чтоб на ём была видна, как на карте вся страна, потому как мне с балкону нет обзора ни хрена" больше похож на карту.
А поскольку для чтения дошкольникам больше сборников я признаю формат "одна книга = одна сказка" из-за количества иллюстраций на количество текста, то дополняют этот сборник вот такие книжечки с крупными и яркими рисунками Н.Кочергина - это для чтения группе, для большей наглядности.
Сборник издательства "Речь" Иван - крестьянский сын и чудо-юдо совершенно аналогичен сборнику Акварели - те же сказки, те же иллюстрации, только формат покрупней.
Следующий - толстый и тяжелый сборник "Любимые русские сказки" с иллюстрациями Максима Митрофанова и Котом Баюном на обложке.
Очень красивая и нарядная книга. Шикарные сказочные и "богатые" иллюстрации на каждом развороте - крупные, броске, яркие! Очень детские. Вот так героев моей любимой сказки видит Митрофанов:
Волшебные сказки, действительно, самые известные, в количестве 14 штук. Шесть сказок в обработке Алексея Толстого, у остальных обработчики не указаны. Поэтому я с удивлением прочитала, что герой еще одной из любимых сказок - Летучий корабль - вдруг стал зваться Колей вместо Иванушки.
В сказке про Ивана-царевича и серого волка имена и даже отчества приобрели все герои - и братья, и цари. Но сказки интересные, с подробностями. Если кого смущает расчлененка, то - таки да, присутствует, Ивана братья "убивают до смерти" и разрубают на мелкие части. Так что присутствие в сказке мертвой воды и ее сказочного действия не притянуто за уши как в адаптированных сокращенных вариантах. Много диалогов, например, Елена Прекрасная не присутствует в сказке в качестве реквизита, молча переходя из рук в руки, а стыдит братьев и произносит гневные речи, но увидев поднесенный к груди острый меч, благоразумно умолкает, испугавшись.
Единственное, что меня смутило в работах Митрофанова - иллюстрации к сказке "Терешечка". Нет, они тоже красивые, интересные, композиционно выдержанные, но почему мальчик Терешечка стал на них деревянным гибридом Петрушки и Буратино?
Да, в начале сказки речь шла о деревянной колодочке, которую баюкала старуха, но на то она и сказка, что колодочка превратилась в живого веселого сыночка, иначе зачем тогда вся сказочная интрига с ведьмой, которая хотела поесть жареного мяса, а не обугленных поленьев?
И зачем ей было грызть дерево, ломая зубы, бегать к кузнецу за новыми, если на недогрызенном дереве сидит товарищ из той же древесины в холщёвой упаковке??? Нелогично как-то...
А все остальное меня устраивает более чем ) Тексты многих сказок повторяются из других сборников, Афанасьева, например.
У меня издание этой книги 2007 года на плотном белом офсете. Сейчас книга переиздана на меловке. Сказки и иллюстрации те же, но текст на страницах заключен в тонкие рамочки, что с одной стороны не очень нравится, а с другой - вполне оправдывается, потому что позволяет выбелить фон, что гораздо комфортнее для самостоятельного чтения. И обложка стала более вычурной.
Лабиринт / Озон / Май-шоп / Бук24
Книжка издательства "Стрекоза" бралась из-за иллюстраций Павла Пономаренко. Очень реалистичные, подробные - так захотелось разбавить ими декоративность и мультяшность множества имеющихся рисунков в других книгах, что немедленно купила.
Здесь единственная "классическая" сказка "Лисичка-сестричка и серый волк", иллюстрации к которой меня ничем не раздражают - звери без одежды, как им и положено. Эта сказка в обработке О.Капицы, остальные - Афанасьева.
Иллюстраций очень много. Поэтому книгу можно рекомендовать для начального самостоятельного чтения, как раз сейчас, летом.
Герои сказок очень выразительны, эмоциональны, они и нас "разводят" на эмоции - своим видом вызывают или безоговорочную симпатию или мгновенную антипатию. Особенно художнику удаются образы сварливых старух ))
Хотя добрые тоже хорошо получаются ))
Посмотрите на волшебные сказки:
Ведь правда волшебно?
Не понравилось только, что в сказке "По щучьему велению" царь вдруг неожиданно стал именоваться королем... Но я читаю по-старому.
Лабиринт (обложка у книги другая) / Читай-город
Летучий Корабль - во-первых, это вторая любимая мной сказка, и в этой книге ее герой никакой не Коля, а Иванушка-дурачок, как и положено давней традицией, а во-вторых, здесь хороший подбор довольно редко встречающихся волшебных сказок - Покатигорошек, Серебряное блюдечко и наливное яблочко, Марко Богатый и Василий Бессчастный , Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня, Два Ивана, Морской царь и Елена Премудрая.
Обработка сказок Ирины Карнауховой, читаются легко, для меня, во всяком случае )
Иллюстрации Виктора Бритвина - тоже реалистичные, что мне очень нравится. Сборник этот, скорее, школьный. Иллюстраций для дошкольников маловато, хотя по 2-3 есть к каждой сказке, где и по 4. Да и сами сказки уже на более старший возраст, не для малышей. И по объему довольно длинные, и сюжеты со сложными внутрисемейными и социальными отношениями, с довольно жесткими подробностями.
По поводу этой сказки сколько раз встречала разочарованные отзывы, дескать, все совсем не так, как в мультике, ждали совсем другого повествования. Интересно, создатели мультфильмов осознают свою ответственность за искажение классических народных сюжетов и образов? А то ведь скоро подрастет поколение родителей, которые и Пушкину в вину поставят, что шамаханская царица выглядит в его сказке совсем не так, как нужно...
Колдовские сказки сейчас не найти, разве только у букинистов.
В книге шесть сказок - сплошные дубли, но уж больно нравятся герои художницы Любови Лазаревой.
Вот такие братья Симеоны - добры молодцы. Семь Симеонов - еще одна актуальная на сегодня сказка, как и Летучий корабль, где герой борется с трудностями не в одиночку.
Здесь героев - целая команда! И каждый из них - мастер своего дела.
А вот девица богатырка Синеглазка. Решительная барышня, чего уж там говорить...
Русские сказки в пересказе А.Нечаева - отличный интересный сборник! Это тоже для школьников - для продолжения знакомства с миром русской сказки. Набор их незаезженный, неизбитый. Много бытовых, сатирических про то, как умные мужики или солдаты из беды выкручиваются, царей да бар своей смекалкой удивляют. Есть и знакомые названия и сюжеты, но интересные как раз этим пересказом. Меня очень интересовала раньше не встречавшаяся в книгах сказка про Еруслана Лазаревича. Пушкин - гений, разумеется, Усачев тоже хороший пересказчик, но все же с народным вариантом мне очень хотелось познакомиться.
Сказки собраны и записаны Нечаевым на русском севере. Очень интересна довольно большая вступительная статья автора. Именно школьникам надо бы ее почитать - о переработке сюжетов сказителями, о том как артистично сказки рассказывались.
Да сами почитайте - для себя, а не через призму родительского контроля за полезностью подаваемой информации. Количество иллюстраций как раз для читающего школьника.
Эту книгу надо читать после знакомства с самыми распространенными сказочными сюжетами в нарядных книжках. Эта - для углубления знаний, для более широкого охвата сказочной темы.
Умная внучка - еще один сборник сказок, интересный именно авторской обработкой.
В нем лично для меня удачно сошлось несколько моментов - в книге имеется сказка "Финист - ясный сокол", непонятно почему отсутствующая во всех других, есть Волшебное кольцо, отличающееся пересказом от привычного всем по мультфильму пересказа Б.Шергина, язык здесь более привычный, ласкающий слух глагольными окончаниями, которые у Шергина нас очень веселят, но детей вскоре утомляют.
И, кроме всего, интересны иллюстрации Михаила Ромадина, чьи работы помнились по давним публикациям в журналах, фамилия его мелькала в титрах культовых фильмов.
Опять же в содержании есть редко встречающиеся сказки. И фамилия автора обработок на обложке тоже играет свою значительную роль.
Русские солдатские сказки с иллюстрациями В.Перцова
Здесь семь сказок, три из которых в пересказе А.Нечаева (в показанном выше сборнике отсутствуют), а четыре в пересказе М.Михайлова. Все сказки о временах Петра Первого, царь фигурирует во всех сказках, кроме одной - самой последней. Даже Каша из топора, в которой по памяти детства, кроме старухи и солдата, никаких других действующих лиц, а уж тем более царей не было, тут рассказывается совсем по-другому. Такой вариант я читала впервые. Все сказки о смекалке, хитрости, выносливости, ухватистости и доблести русского солдата. Сборник ярко и декоративно иллюстрирован, рисунки на каждой странице очень удачно расположены, благодаря чему текста на страницах немного, строки с крупным шрифтом короткие, и книгу очень удобно читать неуверенным читателям-младшеклассникам.
Жаль только, что везде уже отсутствует, но в Лабиринте книга в статусе "ожидается", так что вполне возможна допечатка тиража, следите, если заинтересовались. Если хотите брать дошкольникам, то будьте внимательны - в одной из сказок доблестный солдат разбойникам головы как кочаны капусты рубит.
А вот с "Кашей из топора" вопрос для меня пока открыт. Надо искать тонкую книжку.
Сказки А.К.Барышниковой - это тоже чтение для школьников. Свои сказки она рассказывала не малышам - взрослым людям, приходившим и приезжавшим ее послушать. Поэтому просто смешно читать возмущенные отзывы на Лабиринте о жестокости сказок в книге. На книгу писала отзыв, можно прочитать его здесь.
Повторю, что это одна из любимых книг в моей библиотеке на сегодняшний день. По качеству издания - идеальный книжный макет. Люблю иллюстрации, люблю очень оригинальную, собственно-сказительную подачу знакомых сказок с вплетением незнакомых поворотов сюжета. В общем интересен именно авторский колорит, придаваемый сказкам известной сказительницей. И замечательны иллюстрации знаменитых теперь художников.
Сказки сибирских деревень была куплена сразу без сомнений, хотя с самого начала вызывала очень двойственные чувства.
Мне очень нравятся сказки! Это личное, автобиографичное, связанное с детством.
В 11 лет из далекого степного райцентра мы переехали в таежное кержацкое село, в котором жители разговаривали именно так, как герои этих сказок. Мне казалось, что из двадцатого века мы приехали даже не в прошлый, а в позапрошлый - дремучий и патриархальный восемнадцатый век! Это было тем более удивительно, что в прежнем селе за тридевять земель и паромную переправу от областного центра все жили в ногу с временем, хотя там еще не было телевидения, а здесь в каждом доме стоял телевизор! И село находилось между двумя промышленными городами - всего два часа на поезде или автобусе до областного центра!
Привыкшие к беленным саманным домам, плетням и штакетникам, мы таращили глаза на темные бревенчатые срубы с высокими крылечками, глухие высоченные заборы и ворота с огромными засовами. А язык! А какие-то совершенно дикие предрассудки! Приметы, в которые все верили... Совершенно другой менталитет. Я искала в библиотеке книги про космонавтов и путешественников, а мне на полном серьезе одноклассники рассказывали "взаправдашние" истории про своих соседей, у которых то бабка, то тетка, то свояченица умела превращаться то в свинью, то в собаку... Ааааа!!!
Ну, в общем, в этой книге как раз такие истории, которые тогда рассказывали. Не те же самые, но похожие по духу, по языку, по сплаву реального и мифического в одном повествовании. Они очень похожи на сказы Бажова - этим же сплавом сказочности и реальной жизни. Самобытные, интересные, нужные.
Но вот оформление... Совершенно дилетантское. Будто не профессионалы, не книжное издательство занималось версткой и оформлением книги, а кто-то очень далекий от этого изо всех сил старался замастрячить "покрасивше". Поля, заголовки, сноски, иллюстрации - совершенный дисбаланс абсолютно во всем, особенно раздражает выделение диалектных слов - мало того, что их зачем-то выделили красным, хотя вполне хватило бы курсива или жирного шрифта, но рядом с каждым прилеплена не привычная звездочка, а ЖЕЛТОЕ солнышко. От безвкусицы этого "покрасивше" рябит в глазах. И такие же иллюстрации - полный дисбаланс между тонкой прорисовкой деталей и композицией в целом, с нарушением пропорций, перспективы...
Страшно удивилась, что книги уже нигде нет в наличии...
Сборник Великие сказки мира подробно показывала в отдельном отзыве.
Я уже целую неделю пишу этот бесконечный пост и никак его не закончу...
А какие сборники русских народных сказок нравятся вам? Вашим детям? С какого возраста пробуете их читать? Насколько удается чтение/слушание и какие моменты вдруг вам открылись при этом?