Ребекка Дотремер. Настоящая жизнь Жакомина Гейнсборо
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Год мыши наступил, а я, уже замучив все сообщество показами своих мышей, теперь демонстрирую зайчика. Нелогично, но вот так.
Когда в сообществе периодически обсуждались Принцессы, Алисы и Театры Ребекки Дотремер, я скромно стояла в сторонке или бочком протискивалась мимо, ибо к категории коллекционеров себя никогда не относила, а для того, чтоб бурно восторгаться шедеврами признанного в Европе художника у меня, как "у некоторых граждан начисто отсутствует художественный вкус". Мне нравились некоторые фоновые иллюстрации, филигранность декораций Театра, забавные имена принцесс, но не то, чтобы к ярым, а даже к скромным поклонникам себя не относила.
Я понимаю, что утонченный знаток современных течений в искусстве книжной
иллюстрации, увлеченный собиратель необычного или хотя бы депрессивный меланхолик выглядят гораздо загадочнее и интереснее жизнерадостного идиота, но ничего поделать с собой не могу... Ну люблю я солнечные светлые книги! Не возникало у меня желания не только поставить на полку хотя бы один экземпляр книги художницы, но даже полюбопытствовать что же еще у нее есть, кроме обсуждаемого здесь и сейчас. Все казалось депрессивным и совершенно не моим.
Но вот появился новый пушистый герой с необычным именем и грустными глазами.
И именно он побудил и заставил рыться в интернете - читать биографию, смотреть аккаунт художницы, переходить с одного ресурса на другой, удивляясь то японскому разрезу глаз и татуированному носу Сирано, то черным пяткам мохнатого снежного человека, то замерзая вместе с девочкой со спичками...
И теперь я вполне могу записаться в армию поклонников, в нетерпении ожидающих следующих работ художницы. и наслаждающихся тем, что сейчас в руках.
Огромного размера книга позволяет провести долгое время с ней наедине, хотя чтения там, если только бегать глазами по строчкам, буквально на пару минут. И большая часть этих минут уйдет на перелистывание страниц. Но в этот промежуток укладывается вся жизнь героя - Жакомина Гейнсборо.
Могу сказать, что эта книга тоже не для жизнерадостных идиотов, а для тех, кто любит пребывать в состоянии задумчивости. Или же для вышибания клинически жизнерадостных идиотов из этого состояния и погружения их в философские размышления.
До слез книга меня не довела, что обещали сотрудники редакции, все как один ронявшие скупые или обильные слезы над ее разворотами, но в детальное разглядывание иллюстраций, в медитативное перелистывание страниц погрузила. Рассмотрев очередную картину (назвать по-другому язык не поворачивается) я возвращалась назад, искала в тексте отсылки и упоминания увиденного. Потом снова двигалась вперед очень медленными шагами. Я затрудняюсь определить возраст адресации книги. Это же такая медленная притча о бренности жизни, о том, что смотреть по сторонам и думать ничуть не хуже, чем нестись куда-то сломя голову.
Поскольку текста в ней совсем немного, с ней справится даже самый отъявленный нелюбитель чтения. Текст как-то странно говорит с нами так, будто мы все-все-все о жизни Жакомина и его окружения знаем. Будто мы жили среди них и помним все, о чем здесь умалчивается.
Первый форзац словно страница пьесы со списком действующих лиц. Его надо изучить, сверяя с цветным разворотом, чтоб потом легко читать следующие иллюстрации, ведь сопровождающий их текст не описывает все и всех, а дает краткие ремарки-пояснения к тому, что надо понять на рисунке.
Порой я чувствую себя как в детстве, когда меня учили плавать, столкнув в воду. Сейчас меня приобщают к визуальной культуре похожим методом погружения. Но в этой книге гораздо больше поплавков-спасательных кругов, чем в комиксах и этим она меня подкупает.
Именно в этой книге у меня нет претензий к большому формату - иллюстрации слишком многое просто бы потеряли, будь они хоть немного меньше. Некоторые развороты заменяют собой настоящие виммельбухи - ведь на них как раз можно найти всех действующих лиц.
Какие-то похожи на старинные альбомы с открытками и фотографиями.
Проходит детство...
Жакомин взрослеет, вместе с друзьями проходит через испытания, странствия, боль утрат, радость ожидания, прозу будней. Жакомин живет свою жизнь, стараясь осмыслить и понять самое важное для себя...
Сейчас среди огромного разнообразия меня радуют книги, которые раньше раздражали. Я дергала плечами, разглагольствуя о том, что детей надо приучать к книге, надо лечь костьми, но научить их читать большие тексты, ведь настоящие высокие смыслы невозможно изложить в двух словах примитивным языком.
А если не научились? Если не хотят? Если большой текст вгоняет во вселенскую тоску? Что тогда? Жирный-жирный крест? Видеоролики и демотиваторы станут нашим всем?
Но появляются книги-притчи, дорогие, хорошо и необычно иллюстрированные, которые привлекают к себе внимание и в небольшом текстике и красивых разворотах содержат важные вопросы, задаваемые в лоб. Да-да, о тех самых высоких смыслах. В них не всегда есть ответ, в этих книжках картинках, но разве каждый не сам должен ответить на него?
А если пока не ответить, то хотя бы задуматься?
Я не люблю, когда такие книги называют странными. Потому что это не сборники правил и ответов, лежащих в нормах привычной железобетонной морали. Это книги вопросов, заставляющих задуматься и начать самостоятельный поиск собственного варианта ответа.
Лабиринт / Бук24 / Майшоп /Читай-город / МИФ