Ужель та самая Татьяна?
отзывыЭта книга не давала мне покоя с момента выхода. Наконец-то я добралась до неё. Прочитала за вчерашний вечер. Но покоя она продолжает не давать и после прочтения. И я срочно хочу рассказать об этом!!!
Роман французской писательницы Клементины Бове с легко узнаваемой цитатой в заголовке. Что это? Фанфик? Нет. "Евгений Онегин" на новый лад? В какой-то мере. Но, в основном, нет. Автор называет это так:
А что там с формой? Роман в стихах? Не вполне. В прозе? Да тоже нет. Я бы назвала его романом в ритме. В ритме современности. Там, где стихи перемешаны с прозой, рифма и ритм то ломаются, то снова выстраиваются, где от возвышенности до пошлости, от "высокого штиля" до площадной брани - один шаг, где за модным цинизмом напоказ - хрупкая душевная романтика. Итак,
24-летняя Татьяна и 27-летний Евгений случайно встречаются в парижском метро. Они давно не виделись, и разговоры их напоминают песню "Привет!" Максима Леонидова. У обоих дела идут неплохо, оба состоялись в профессии. В общем, выражаясь словами вышеупомянутого Леонидова, "дела отлично, как обычно, а с личным? да вот только с личным - привет..." И после этой встречи на обоих нахлынули воспоминания 10-летней давности ("Итак, чтоб воскресить событий стройный ряд, / Мы время повернем на десять лет назад.")
Вот здесь самое время поговорить о героях. Герои - те же самые, что и у Пушкина. И характеры их очень даже похожи. Мечтатель и романтик Ленский, искренне влюбленный в Ольгу и засыпающий ее стихами собственного сочинения:
Но Ленский чувствует себя в ударе,
Стихам подыгрывая на гитаре,-
Каждый стих не то рэп, а не то - недорэп...
...Смешны анафоры, гиперболы раздуты,
А уж метафоры...от них - зубовный скрежет.
А ведь казалось, сладкие слова так нежат...
И отношения у них давно уже не платонические, и говорится об этом открытым текстом. Я еще вернусь к этой теме немного погодя.
Теперь Татьяна. Помните, как у Пушкина? "Ей рано нравились романы..." Вот что здесь:
Ирония? Стёб? Оно самое)
Евгений - уставший от жизни 17-летний, простите, засранец.
Сей юноша изящный, благородный
Страдал болезнью слишком старомодной;
Недуг хоть у него всего один,
Зато с названьем громче всех:
вселенский сплин!
[...] Курил и пил, играл и вкусно ел -
И наконец весь мир ему осточертел.
Романтичная Татьяна много времени проводит с Евгением, которого ввел в их дом Ленский. Естественно, Танины одноклассники не выдерживают никакого сравнения с ним. Татьяна влюблена. Постоянно думает о нём. Он - герой ее самых смелых фантазий. Вовсе не целомудренных.
Девушка лишается сна. Всю ночь она ходит, ходит по комнате...
И решается написать ему письмо...В стихах, конечно. И снова - ирония автора, которая так перекликается с пушкинской иронией...
Татьяна смотрит на свою поделку.
Чего кривить душою? Не ахти.
Не удается ей, как ни крути:
Всё для стиха классического мелко,
И смысла мало, а служебных слов
Хоть отбавляй...но сей прием не нов -
Он тут для соблюдения размера...
Но письмо-то она всё же пишет. И отправляет. На мейл. А перед написанием разговаривает...С кем бы вы думали? С программным роботом! Достойная замена няни для современных детей, не так ли?))) А помощник в сердечных делах он, скажем, такой же, как и старая няня.
А вот сцены объяснения Евгения с Татьяной здесь нет. И автор нас снова перебрасывает на 10 лет вперёд, туда, где
Обоих мы оставили в смятении;
Нам интереснее
Смятение Евгения.
Искусствовед Татьяна по уши в работе. Но не может не думать о Евгении.
Примерно так же обстоят дела и у него.
Он пробует писать ей сообщения, но не отправляет. А мысли - только об одном
Он грезит о ней. Она - героиня его сексуальных фантазий. Очень смелых и подробных. Внимание! Возрастной ценз книги 18+! Реально, здесь очень много интимных подробностей, от которых меня поначалу прямо коробило. Зачем это здесь? Почему именно в такой откровенной форме? Ни с того ни с сего пришла на ум фраза из "Каникул строгого режима": "Пока ты там сидел, тут произошла сексуальная революция". Стихи и цветы отменили, теперь девушке напрямую надо говорить, чего ты от нее хочешь... А потом я вспомнила девушку-одиннадцатиклассницу, с которой в прошлом году достаточно долго общалась. И она мне посоветовала...Мураками. Мол, это ее любимый автор. Я почитала - у меня волосы встали дыбом от такого количества интима. А девочка такая милая, скромная, фанатеет по "Гарри Поттеру"... Может быть, у них действительно сейчас всё по-другому. То, что для нас табу, для них вполне естественно и даже краснеть не заставляет. Ну и...Франция все-таки, Париж, город любви. И снова появилась ассоциация. На этот раз с фильмом "Ищите женщину", опять же действие в Париже происходит. Машинистка:"Я, конечно, понимаю, что каждый мужчина только об этом и думает..." Секретарша: "Неправда!!!" Полицейский (Ярмольник) с ехидной улыбкой: "Правда, правда". К чему это я? Ах да, интимных подробностей в сексуальных фантазиях здесь очень много. Не могу об этом не написать.
Но что же с сюжетом? Евгений с Татьяной встречаются. Но разговор их опять уходит в прошлое. Туда, где в день Таниного 15-летия Евгений отбил Ольгу у друга. Ольга оказалась пошлой пустышкой. А Ленский действительно ее любил... Евгений с Ленским оказываются на крыше. А потом случается трагедия. Несчастный случай? Скорее всего. Сердце-то было разбито до этого. Но до трагедии - ария Ленского. "Куда, куда вы удалились?..." Но далеко не так возвышенно. Скорее, сумбурно, коряво. Действительно как в последний раз, не выстраивая фраз, не подбирая слов.
Золотой ты была, моя юность,
Ничего на свете не было прекрасней;
Умерла моя пылкая юность
Как-то сразу, умерла в одночасье.
А ведь жил я одною любовью -
К тебе, любимая Ольга.
И дружбой - Евгений, с тобою,
Вот счастья у меня было сколько.
Жил под солнцем счастливый, влюбленный,
Мадригалы слагал и канцоны,
Забивали косячок мы на крыше.
Уплывал дым всё выше и выше[...]
И снова мы возвращаемся к сегодняшним Татьяне с Евгением. Они влюблены. Но сближения не происходит. Фантазиями всё и ограничивается. Татьяна не может переступить через себя. Ей кажется, что если позволить отношениям развиваться, они станут такими же приземленными и простыми, как у Ольги и ее мужа. А ей нужно другое.
Она улетает в Америку. Он страдает и мучается ревностью.
Да, вот таких слов в книге тоже предостаточно. Грубых. Очень грубых. Можно ли было без них? Не знаю...
Он пишет. Она не отвечает... слова, сообщения - всё в куче, хаос в голове, хаос в сообщениях...
Смятение. Это называется смятение. И об этом так круто написано:
И он надел свою печаль как капюшон
И по широким улицам пошёл,
Печаль сера, кусается, как шерсть,
Не оглядеться, вдаль не посмотреть [...]
...а по ночам на столике ночном
Лежит печаль и говорит: "Уснём?"
Евгений понимает, что именно он был когда-то глупым юнцом. Он смеялся над чувствами Ленского, Татьяны. А ведь они тогда были правы. Они оказались мудрее. Любовь есть, ради любви стоит жить. Неужели он понял это слишком поздно? Неужели он действительно тогда сказал эти слова, о которых теперь напомнила ему Татьяна?
Неужели всё закончится вот так? Ведь они любят друг друга!
Почему нет? Да, у них всё случилось. И эта единственная на всю книгу действительно постельная сцена (не в фантазиях, в реале) оказывается просто улётной, потому что в ней вообще нет натуралистических подробностей, только ассоциации, романтика, музыка...
А финал остался между тем открытым... И по-пушкински светлым)
Ох, как много я уже написала! Но ведь написать хотела еще больше! Про цитаты и параллели с Пушкиным, про крылатые фразы, которые хочется куда-то записать ("Как нежно ранят эсэмэски", "о недомерки чувств!"(как думаете, о чём это? О смайликах! И ведь не скажешь точнее), "мы всегда чувствуем себя слишком юными для ответственности", "а ты из-за зубных пластин не разглядел души, кретин"...), о языке (ведь все стихи и нестихи здесь удивительно точно характеризуют героев: хорошо зарифмованные, с правильным размером выступления профессора - научного руководителя Татьяны; неумелые, но честные и романтичные вирши Ленского; изломанные и корявые, то стихи - то проза Евгения и Татьяны...). Еще постоянно ловила себя на мысли, что если "Евгений Онегин" - энциклопедия жизни 19 века, то здесь тоже понапихано столько всего, что может служить энциклопедией современной жизни. Не говоря уж о мейлах, мобильниках, скайпе и т.п., есть отсылки к мировым музеям, писателям, художникам и другим знаменитостям ("Татьяна представила эту кузину: / Бёдра - как у Джоли Анджелины")), даже к производителям одежды и обуви (Ленский "в зеленой майке H&M, черных джинсах, кедах Bensimon").
А лирические отступления! Вот хотя бы это:
Что происходит с удаленным текстом?
Его сожрут прожорливые сервера
И переварят с помощью ферментов,
Потом спускают в интернет-клозет:
Бурлят в сливной дыре обрывки чувств и мыслей,
Так и не высказанных никогда...
Всё. Закругляюсь. Делаю выводы) Книга необычная. Книга понравится не всем. Я, пока читала, прошла несколько фаз: 1 - чё за фигня; 2 - интересненько; 3 - ну ни фига себе!; 4 - ну нафига! 5 - офигеть, как классно! Простите за лексику, навеяно книгой)))
Книга на старший школьный возраст и старше. Книга для тех, кто читал и помнит хоть немного "Онегина". Но она другая совсем. Не надо ожидать от нее того же, чего от романа Пушкина. Ожидания не оправдаются.
Ужель та самая Татьяна? Та самая, та самая. Романтичная, цельная. Мир меняется. Характеры остаются.
И можно еще пару кусочков текста?
А в Париже
жуткая холодина,
на водосточных трубах по утрам
инея седая щетина,
Потом ночная тьма отправляется на боковую, открывая
платиновое, обледеневшее, гладкое небо,
И все вещи кажутся плоскими,
а углы - острыми и жёсткими,
К полудню снегопад. Небо распахнуло белые очи,
А из них - толстые хлопья, будто щелочная пена после
стирки ночью.
***
Мы избегаем ярких шумных улиц,
Нет, нам туда, где переулок крив,
Где редки фонари...Обоим ясно -
Случайные касанья не напрасны,
Полуулыбки, паузы, - и тут
В нас тучи тёплым дождичком плюют,
Ты прикоснёшься вдруг к моей руке
И скажешь:
там...граффити вдалеке...