Книжные разговоры 22.06.2020
Книжные чаепития (сюда не пишем)Так получается что каждый год весь май и июнь мы часто говорим о войне...
Даты начала и окончания ее недалеко разбежались в календаре и волны разговоров военной тематики накатывают одна за другой. У меня всегда плохо получалось читать к празднику, дате, юбилею. Просто старалась коснуться ненароком темы независимо от приближения праздника. Потому что в День Победы мне кажется совсем не время говорить с детьми об осознании ужаса, и все слова начинают казаться дежурными, как всякие праздничные речи. День Победы - это Весна, это Салют, это Большая Победа и обещание новой счастливой мирной жизни. Вот июнь гораздо больше подходит для таких разговоров, чтения, понимания. Самые длинные теплые дни лета вмещают в себя память поколений о пережитом когда-то ужасе.
В нашей областной библиотеке в небольшом читательском коллективе клуба с гордым названием "Симург" тема войны всплывала тоже. Прошлым летом мы прочли "Июнь" Дмитрия Быкова. К общему обсуждению мне практически нечего было сказать - три части книги жили как-то совершенно отдельно, оглушив меня каждая по своему. Мне все хотелось вернуться к обсуждению потом, но почему-то не сложилось. Но в это "потом" я настойчиво продавливала чтение "Облачного полка" Веркина. Клуб у нас возрастной, молодежь появляется эпизодически и исчезает, у них другие интересы. Мы читаем современную литературу, отмеченную разнообразными премиями литературной общественности. Поскольку состав клуба - это люди с советским прошлым, я нажимала на прочтение именно Веркина, хотя книга подростковая. Мы все достаточно читали о войне, но привыкли читать книги о ней, написанные людьми ее пережившими, ее участниками. Облачный полк написан человеком, войны не знавшим, и потому было интересно как прочтут и отзовутся о нем те, чьи родители и деды были фронтовиками. Самый активный и читающий член нашего клуба Людмила Николаевна рассказывала, что ее отец в те времена, когда День Победы еще не был объявлен официальным праздником, из медали сделал блесны для рыбалки...
Книга понравилась всем. Это было важно. Говорили немного, но эмоции были очень сильны у всех прочитавших.
Есть у меня друг, который художественную литературу раньше читал очень мало, исключая Стругацких, которых знает почти наизусть и может цитировать абзацами. А в клубе заинтересовался и начал читать. Он читает совсем по-другому, у него очень интересный взгляд на прочитанное, не обывательский что-ли... Аналитический.
И вот он решил, что надо читать о войне и спросил совета. И мы начали сыпать на него названия. Теркина он выбрал и без нас, сразу и однозначно. Я настаивала на военном цикле стихов Симонова (несколько раз в прошлые годы мы уже обменивались совершенно несовпадающими по оценке репликами в его адрес). Саша категорически отмел предложенный сразу несколькими роман В августе сорок четвертого, сказав, что это не про войну и его не интересуют тыловые операции. Нужно именно описание фронта, войны на передовой. Я предлагала "Живых и мертвых" и "Они сражались за Родину".
- Ты можешь четко обосновать почему я должен прочесть именно эти книги?
- Могу. Потому что Живые и мертвые - это самое масштабное художественное полотно о войне. Потому что здесь показан очень большой промежуток времени, потому что герои, главные герои, относятся к разным слоям. Симонова не зря называют "офицерским" писателем, герои у него именно офицеры, но здесь показаны как младшие офицеры, командиры взводов, рот, батальонов, так и высший командный состав - командиры полков, командующие армиями генералы, вплоть до Генерального штаба. Но в судьбе Синцова, оставшегося без документов, показан путь от ополченца до профессионала - командира батальона. Здесь не замалчиваются предвоенные репрессии. Здесь показан фронт и тыл. И вообще эта книга о войне - книга о жизни. Огромная книга о жизни.
- Ладно, убедила. А почему я должен читать "Они сражались за Родину"?
- Да потому что это хорошая книга! И мне она нравится!
Я знаю, что Саша терпеть не может подобных субъективных оценок, ему наплевать на то, что кому-то нравится или нет, но я не могу ему этого не сказать.
- Потому что это Шолохов, и что бы про него ни говорили, пишет он сильно. Потому что это опять фронт, это "отступательный" период войны. Потому что написана она честно и достаточно откровенно, вообще без плакатности. Потому что здесь как раз почти нет офицеров, а есть солдаты. Потому что это вовсе не солдаты профессиональной армии, которая уже была уничтожена, а обыкновенные мужики, ушедшие из домов, из семей. Не приукрашенные молодцеватые вояки, готовые встать хоть к станку, хоть к пулемету, а грубоватые пожившие на свете и много повидавшие самые разные мужики, которые сейчас воюют. Потому что это была первая прочитанная мной книга, в которой отступающим бойцам никто не торопится отдать последнюю картофелину, оторвав от своих детей, а называют их в глаза "бегунцами проклятыми"...
Я всем эти книги могу посоветовать.
А детям нашла другое. На днях я открыла свой двухтомник Алексина, мне нужно было уточнить название из серии подростковых книг. И перечитала рассказ "Домашнее сочинение". Предложите его для чтения детям. Рассказ небольшой, для этого совсем необязательно искать его в книге, можно и в электронке прочесть. Открыв книгу из домашней библиотеки, мальчик находит в ней письмо - сочинение своего дяди, старшего брата мамы, сразу после школы ушедшего на фронт...
Эта встреча с войной, с воспоминаниями о ней в сегодняшней мирной жизни - это как раз отличное чтение для введения в тему. Это очень близко, это РЯДОМ. И лучше сначала прочитать о таких встречах, а потом переходить к книгам о боях и окопах.
Именно о таких встречах пишет Юрий Яковлев в нескольких своих рассказах - Мальчик с коньками, Друг капитана Гастелло, Девочки с Васильевского острова, Учитель истории (это рассказ о мирном времени, о послевоенных играх югославских детей в войну, а особытиях, вспоминаемых в рассказе, уже был пост раньше), Память, Реликвия. Это очень хороший сборник для среднего и старшего возраста, не пропустите его. И все эти рассказы описывают именно детское восприятие давно прошедшего.
В книгах, которые сейчас в наличии я "Домашнего сочинения" не нашла, но нашла другую книгу, в которой все повести о войне - о военном детстве.
В повести, давшей название сборнику, о войне сказано лишь в самом конце буквально в одном последнем предложении, но сказано так пронзительно...
Она включена в другой "мирный" подростковый сборник Алексина
**********************************************************************************************************
А какие книги и ПОЧЕМУ вы бы посоветовали друзьям или детям?