ЛитераТула - 2020. Начало.
мероприятияСтартовала пятая ЛитераТула. Проходим, не стесняемся)
И прямо с порога проваливаемся в эту неповторимую атмосферу книжной ярмарки, встреч, окололитературных разговоров...
Да, народу не то чтобы много. Но все-таки будний день. Завтра, конечно, будет гораздо больше.
Я пришла в начале второго и сразу попала на семинар Анны Годинер про книги об "особом детстве".
Народу было ну вот совсем мало. Но компанию читателям)) составили Ольга Дробот и Алёна Васнецова.
Рассказывать и увлекать Анна умеет. Прямо зацепила несколькими книгами. А показала она их просто море. Основное в её выступлении: долгое время особые дети в произведениях художественной литературы если и были, то либо фоном, либо на вторых ролях. В их внутренний мир никто особо не лез. Картина начала меняться годов с 70-х, особенно стала заметна эта перемена в 90-х, ну и сейчас, понятное дело, тема очень раскрученная и развитая. Главное отличие от предыдущего периода - в первую очередь рассматривается взаимодействие детей с нормой и детей с ОВЗ. Не опека, не жалость, не взгляд со стороны. Взаимодействие. Когда каждый из детей может поделиться с другими своим миром. И попытаться понять и принять мир другого. Вот под таким девизом: "Я покажу тебе свой мир! А ты покажешь мне свой?" - Анна предложила познакомиться с некоторыми из книг об особом детстве, вышедшими за последний год.
И сразу после этой встречи начался круглый стол с тоже сложной тематикой: детские книги о смерти. Здесь гостей было больше: редактор издательства "Поляндрия" Юлия Тризна, писатель Светлана Нагаева и аж целых 2 психолога: Ирина Лесскис и Светлана Сурова.
Кроме всего прочего, на встречу привели подростков, которые внимательно слушали и даже вступали в беседу. Когда их просили)
Начала беседу Светлана Нагаева, которая представила свою новую книгу "Навсегда?"
Эту книгу она написала специально для своих детей, чтобы поговорить с ними о смерти дедушки, Светланиного отца. По ее мнению, такие книги должны читаться взрослыми вместе с детьми и быть психотерапевтичными не только для ребенка, но и для взрослого.
Юлия Тризна рассказала, что в издательстве "Поляндрия" неожиданно буквально с апреля было издано сразу несколько книг о смерти для подростков. Говорит, они сами были в шоке, потому что получалось, что "Поляндрия" - прямо какое-то "издательство про смерть". Но они-то знают, что на самом деле это "издательство про жизнь"! Но ведь смерть - это не антоним жизни, а её часть. Поэтому получается, что все изданные книги - про жизнь! Вот такая сложная философия)))
Юлия представила несколько книг. Мне по её описанию очень понравилась книга К.Зорн "Под защитой". Девочка-изгой перестает быть изгоем после гибели своей старшей сестры, звезды школы, которая при жизни тоже отпихивала ее от себя. А теперь героиня оказалась словно под её защитой.
Разговор о смерти в детской литературе продолжился с психологами и подростками. Причем мнения у ребят были разные. Кто-то говорил, что не хотел бы читать книги, в которых умирают герои, другие рассказывали о том, как переживали смерть родственников и даже домашних питомцев и считали, что книги вполне могут помочь это пережить. Психологи сошлись в том, что книга, конечно, помочь может. Но гораздо лучше и книг, и психотерапии общение с друзьями. Понравилось высказывание: "Нельзя низвести литературу до таблетки".
А что касается того, что смерть - часть жизни...посмотрите, какая жизнерадостная футболка у Светланы Нагаевой на круглом столе, посвященном теме смерти)))
После этой встречи в центральном зале началась нудная церемония объявления короткого списка лауреатов литературной премии "Ясная Поляна" с кучей умных мужчинок на сцене. Вон, Толстой посередке в микрофон вещает)
Мне стало тоскливо, и я пошла совершать обход территории. Нашла много интересного)
Выставка иллюстраций Алексея Капнинского к переизданию легенд о тульском мастере Тычке
Книга у меня есть (с другими только иллюстрациями), она, если честно, не очень мне нравится, поэтому переиздание покупать не стала. Чуть позже была презентация этой новой книги, которая вышла в "Нигме".
Но на тот момент я была в более интересной компании. В какой - чуть ниже расскажу)
Еще посмотрела выставку иллюстраций Татьяны Кормер. К книге "Собака Пёс"
И к "Каштанке", причем к Чехову - в разных техниках:
Ещё кругом много всяких городушек по "Транссибу":
Ну и по книжным рядам прошлась.
Поприкалывалась над историей России от Мариэтты Чудаковой
И не удержалась, купила 2 книги "Абрикобукса". Единственное, по моим наблюдениям, издательство, у которого здесь книги дешевле, чем в интернет-магазинах.
Ну и пошла туда, где ждала интересная компания))) А именно, создатели и некоторые авторы проекта "Война и мир в отдельно взятой школе"
Короче, рассказываю..Жили-были Анна Хрусталева и Анастасия Скорондаева. И пришла им в голову идея. Но пришла она не просто так. В 20-е годы прошлого века, в период всеобщей коллективизации, собрались тогдашние писатели и решили написать коллективный роман (почему бы и нет, раз везде всё общее и коллективное). Но чтобы он действительно получился коллективный, пусть каждую следующую главу пишет другой автор. Начал Александр Грин, подхватили Каверин, Зощенко, Бабель, Катаев...в общем, весь литературный цвет того времени. Каждая глава печаталась в очередном номере "Огонька", и к концу года получился роман. Но опубликован он тогда не был, поскольку к концу написания часть его авторов оказалась репрессирована. А опубликовали его только в начале 2000-х, с предисловием Дмитрия Быкова. Назывался роман "Большие пожары".
И вот Анна Хрусталева и Анастасия Скорондаева решили собрать, по их словам, 24 сумасшедших автора-авантюриста и с их помощью создать такой же роман-буриме, но только суперсовременный. Начал роман Денис Драгунский, именно он предложил сделать героев похожими на героев "Войны и мира". И потом новые авторы писали дальше свои главы. Предлагали стать авторами многим. Кто-то отказывался, кто-то сначала отказывался, потом быстро менял свое мнение и соглашался. В процессе пришла идея привлечь и разных художников, то есть каждую из 24 глав иллюстрировал свой художник. Разные главы писали Эдуард Веркин, Анастасия Строкина, Нина Дашевская, Антон Соя, Сергей Лукьяненко, Серафима Орлова и много кто ещё. На встречу пришли четверо
Справа - автор 2 главы Игорь Малышев. Он утверждает, что воспринял эту работу как игру в команде, к которой нельзя подходить серьезно. Да, конечно, многое получилось в итоге нелогично, но все авторы старались вжиться в героев.
В центре вы, конечно, узнали Нину Дашевскую. Это автор 5 главы.
Предполагала ли она, чем закончится роман? "Если знать, чем всё закончится, - сказала Нина, - не стоило в это и ввязываться". Процесс работы над этим проектом был для нее гораздо важнее и интереснее результата. Считает слабой стороной то, что в романе действуют практически герои-вундеркинды. По ее словам, таких героев любит Веркин, только у него их чаще всего один, а здесь все) На вопрос, всем ли будет интересно читать этот роман, ответила честно: "Я не представляю себе текст, который будет интересен всем".
Александр Григоренко (который крайний слева) отличился тем, что в своей главе вывел героев из Москвы аж в Сибирь. "Война и мир" требует простора", - сказал он. - Что такое провинция? Можно быть провинциалом и в центре Москвы!"
А вот этот сильно бородатый дядька - Владимир Березин - оказался самым многословным.
Он стал говорить, что надо было изначально придумать правила для авторов, в частности, заставить всех авторов писать про Толстого. А так получилось ужасно. Потому что у Толстого в "Войне и мире" было много безумства, например, он показал войну такой, какой она никогда не была, то есть у него вот совсем всё неправда. А у современных авторов безумства оказалось маловато. И ещё он сказал такую вещь: "Мировая литература живая, это существо, из которого можно надёргать ниток и сплести свой узор. Не верьте, что классику трогать нельзя!"
Что же это получилось за произведение? Повествование, в котором каждый автор пытается перетянуть одеяло на себя? Или просто каждый хочет рассказать свою историю?
Я не знаю, кому как, а мне уже безумно хочется прочитать этот роман! Находится он на сайте "Хочу читать"! Но говорят, достаточно вбить в поисковике: "Война и мир в отдельно взятой школе" - и сразу всё выскочит)
Ну а потом тема Толстого продолжилась лекцией Юрия Сапрыкина "Толстой тут рядом"
Известный журналист и критик рассказывал о совершенно стихийной волне увлечения и интереса к Толстому в последние 10 лет. Пишутся книги, снимаются фильмы, в которых мы видим великого русского писателя не бронзовой статуей, а живым человеком, очень близким по духу нашим современникам.
В Ясной Поляне проходят театральные фестивали и интерактивные экскурсии; в соцсетях появляются профили писателя. Он сходит с пьедестала, на который был возведен, и становится человеком. Почему именно Толстой сейчас на такой волне интереса? Никто не знает. Вот, вроде бы, готовятся к 200-летию Достоевского, деньги выделяют, проекты готовят под это дело, а тихо в этом направлении. А с Толстым - стихийно, без гос. проектов и особых средств. Неожиданно Юрий среди слушателей нашел какую-то девушку и сказал: "Смотрите, это же Катя Гущина! Она придумала графический роман о путешествии из Москвы во Владивосток! И то, что сейчас издал "Самокат", хуже, чем у нее в тетрадке! А теперь она придумала новый проект - "Сто вещей, над которыми плакал Лев Толстой!" Вот примерно так это выглядит:
А так выглядит та самая Катя:
Очень хочется, чтобы ее графический роман издали. Я бы купила)
Очень много, с большим интересом и любовью, Юрий рассказывал о Толстом. Ко мне присоединилась сначала одна моя подруга, которая приехала из Питера всего на 2 дня, и сейчас, я думаю, уже на пути к вокзалу. Она ещё накануне говорила: "Это очень крутой лектор, надо сходить на него обязательно. В Питере это стоит денег, а тут - бесплатно"))) Потом другая подруга. Лекция затянулась почти на 2 часа. Вопросы всё задавали и задавали. Последний вопрос был совершенно неожиданным: с чем у Юрия Сапрыкина ассоциируется 2020 год. Юрий посмотрел в окно, за которым на протяжении всей лекции ездили 2 небольших экскаватора, и сказал: "С балетом вот этих двух экскаваторов с абсолютно непредсказуемой траекторией движения".
Пусть уже траектория эта выровняется) А мы, впечатленные и культурно обогащенные, вышли с фестиваля, слопали пиццу и отправились домой по родному вечернему городу. Хороший он у нас все-таки...
Вот такой взрослый день на детском фестивале) До встречи завтра!