Келли Барнхилл "Великанша и сироты"
подросткамМудрая, загадочная, завораживающая сказка для подростков
На книгу обратила внимание, потому что мне просто жутко понравилась предыдущая сказка Келли Барнхилл - "Девочка. которая пила лунный свет". Писала несколько лет назад о ней вот тут .И эта новая книга тоже оказалась очень достойной, причем проблемы, поставленные в обеих книгах, перекликаются.
Действие сказки происходит в небольшом городе под названием Камень-в-Лощине. Когда-то, всего несколько десятилетий назад, это был прекрасный цветущий город, утопающий в зелени.
Добрые, открытые горожане всегда спешили на помощь друг другу. Они умели трудиться - и умели отдыхать, гуляя по огромному парку, разговаривая о философии, политике, искусстве, читая и обсуждая книги, взятые в Библиотеке (именно так, с большой буквы!) Они всегда были вместе, умели слушать и слышать друг друга. Но однажды всё пошло наперекосяк. Произошла серия пожаров, в которых сгорела школа, некоторые дома, а главное - Библиотека. Потом погибли все деревья и парк. Постепенно люди перестали без необходимости выходить их дома и выпускать детей на улицу, каждый закрылся в своем жилище. А потом они разучились доверять друг другу, зато научились подозревать, обвинять, искать виноватых, делать гадости. Только одного человека любили все горожане - мэра, пришедшего неизвестно откуда, якобы победившего дракона, красивого, блестящего мэра, который очень умело манипулировал ими...
На окраине города стоит Дом сирот. В благословенные дни город заботился о них, каждый считал своим долгом помочь детям. Но сейчас двое пожилых людей и 15 детей от 0 до 13 лет просто выживают, голодные и оборванные, хотя старшие работают не покладая рук. Но именно здесь сохранилось то, чего лишились другие: в Доме царит любовь и взаимопомощь,здесь один за всех и все за одного.
А на другом конце города, в горбатом домишке, поселилась Великанша. Её не понимают, а потому не любят и опасаются. А между тем именно она живет по правилу "чем больше отдашь добра, тем больше его у тебя останется". Благодаря своей природной магии и трудолюбию Великанша имеет возможность практически каждую ночь оставлять у домов горожан вкусные подарки: овощи, сыр, пироги...
И вот однажды из Дома сирот пропадает одна из девочек. Больную заблудившуюся девочку в беспамятстве подбирает, выхаживает и возвращает домой Великанша. Но горожане вбили себе в голову (или кто-то вбил им это в голову), что Великанша - это зло, что она крадёт детей, что вообще она виновата в том, что город перестал быть прекрасным. Они находят козла отпущения - и от слов и скандирования лозунгов переходят к действию: дом Великанши надо разрушить и сжечь, саму ее надо прогнать. Только сироты знают правду (и много чего еще, например, вороний язык...), но детей никто не хочет слушать. Да они и друг друга слушать не хотят, эти горожане...
Что же из всего этого выйдет? Смогут ли люди разобраться, кто друг, а кто враг? Получиться ли у них снова стать добрыми соседями и сделать свой город вновь прекрасным? Вспомнят ли они, как это здорово, просто разговаривать, делиться мыслями - и пирогами)), доверять друг другу и любить? И кто (или что?) им в этом поможет?
Книга очень классно выстроена. Читатель практически в самом начале уже в курсе, кто злодей. Но по ходу повествования накапливаются всё новые подробности. Про жителей, про Великаншу, про ее воронов, про Дракона. Как будто сначала картина нарисована в карандаше - и постепенно раскрашивается разными цветами. И всё оказывается закольцовано: все беды начинаются со сгоревшей Библиотеки, с отсутствия книг - и закончиться должны они книгами. И умением слушать друг друга, прислушиваться друг к другу.
Друг к другу - и к тому загадочному рассказчику, со слов которого мы узнаем всю эту историю, который не раз напрямую обращается к читателю со словами: "Слушай!" Знаете, ведь я так и не поняла до самого конца, кто же это был, хотя старалась, честное слово. А всё было так очевидно! Просто до гениальности просто и очевидно))
В книге нет иллюстраций, только заставки перед главами с воронами, которые играют далеко не последнюю роль в этой истории
И еще не могу не сказать про послесловие автора, в котором она сама обращается к читателю
Как это верно сказано! Да, история всегда больше автора, и здорово, когда автор это понимает, принимает и радуется, если читатель нашел в ней что-то такое, о чем автор и не подозревал. Потому что странно и печально читать высказывания писателей о том, что они хотели сказать своим произведением, и о том, что не так поняли читатели...