Продолжаем играть в книжки (от 1 до 2 лет)
Малышам от 0 до 3Для деток после года книжки по-прежнему являются такими же предметами, как и игрушки. Но в этом возрасте малыш проявляет более осознанный интерес к книгам. Он выражается ярче всего в тыкании пальчиком в иллюстрации с требованием озвучить, что это такое. И если на картинке несколько объектов, то чтение превращается в называние мамой предметов на скорость. И мама чаще всего в этом соревновании проигрывает в скорости. Этот забавный этап не длится долго, удовлетворяйте познавательный интерес малыша. Так вы сможете данный интерес бережно сохранить до более старшего возраста.
А для того, чтобы перестать соревноваться в скорости, на этот период выбирайте книги с маленьким количеством объектов на странице. В идеале книги с реальными фото объектов или очень реалистичными иллюстрациями на белом фоне. Сейчас их в продаже превеликое множество.
Вторая появляющаяся особенность этого возраста - так называемое кусочное чтение. Оно появляется и раньше, но именно в этом возрасте встает в полный рост так сказать. Это период, в котором вы будете успевать читать ребенку одну строчку или даже пару слов на странице прежде чем страница будет малышом перевернута или книжка захлопнута совсем. Далее малыш выбирает другую книгу или не хочет читать совсем. Но перебор книжек за один подход может составить немаленькую такую стопочку.
Поэтому именно в этот период наступает звездный час коротких историй со строчкой текста на странице. К слову у нас этот период длился до возраста 2,3-2,5, а книжки со строчкой текста на странице до сих пор иногда достаются.
Третий момент, который обязательно нужно учитывать в этом возрасте, - чтение по интересам. У малыша появляется любимая тема или любимая книга. Такая книга может доставаться 10 раз за день. Каждый день. Несколько месяцев подряд. Потерпите. Именно в такие моменты малыш проживает что-то очень важное для себя и закрепляет это в голове. Как только он будет готов идти дальше, он сам даст вам понять. Любимые темы могут быть самые разнообразные. У нас это были птицы, домашние животные и трактор потом части тела. А любимую книгу после 1,5 лет (Оксана Стази Жил-был Сережа) мы читали каждый день в течение полугода. И это был пункт обязательной программы два раза в день перед сном. Кстати, с этой же книги мы начали наш путь к большому чтению, оставляя кусочное чтение позади.
Какие же направления в чтении мы можем использовать в этом возрасте для поддержания интереса к книгам?
Игровые чтения. Для начала продолжаем играть в книги. Например, читая книгу Чик и Брики. Воздушный шарик на словах "Его собственный шарик. Такой большой, и красный, и круглый" возьмите пальчик ребенка и обведите этот шарик. Такие игровые элементы можно найти практически в любой истории. Можно играть в куку в книжках с клапанами, искать животных в домиках и т.п.
Эмоциональное чтение. Как и до года, так и после двух лет (в общем во все периоды детства) это является одним из главных секретов удачных отношений ребенка с книгой. Ему должно быть интересно это слушать. Монотонное чтение кстати тоже найдет свое применение - непосредственно перед сном (есть вероятность, что это успокоит малыша и настроит на сон).
Театрализация. В этом возрасте обретает новые краски такое направление, как игры по сюжетам любимых сказок, стихов, рассказов, потешек. Ведь колобка, курочку Рябу и другие любимые истории можно проигрывать в различных представлениях. На бумаге, на столе, в ванне, на улице. Полет фантазии приветствуется (только учитывайте возраст и возможности малыша, пожалуйста). В этом возрасте (после 1,5 лет) можно добавить различные пальчиковые или кукольные театры.
И последнее. Несмотря на то, что ваш малыш кажется уже таким большим и понимающим, очень важно внимательно подбирать книги по возрасту. На мой взгляд это задача и ответственность всех родителей.