Игры на освоение счета и сложения (дочке 5+)
ДидактикаКак-то я просила в сообществе дать совет по поводу игр для обучения счету. Спасибо вам, вы мне посоветовали много всего, и я хочу рассказать, что же в итоге у нас получилось.
Пост получился длинным.
Начну с широко известной игры "Халли-Галли" (или Посчитай до пяти, как называет ее дочка). Издатель рекомендует ее детям с 6-ти лет, но можно начинать и с 4, лишь бы ребенок умел считать до пяти. Играем в нее давно, она была первым этапом на пути умения дочки увидеть на картах определенное количество, причем быстро увидеть.
У нас игра самодельная - карты просто напечатаны на фотобумаге и обклеены скотчем для прочности и гладкости (фотобумага с обратной стороны шершавая,не скользит - неудобно карты брать из стопки и перемешивать). Рубашки у них нет. Звоночек купила в интернет-магазине за 100 руб, но используем его не часто (дочка любит стучать по нему по делу и без дела, а я быстро устаю от этих звуков), чаще берем маленькую игрушку, которую надо хватать в нужный момент (для этих целей у нас постоянно уже используется маленький ослик).
На картах изображены фрукты разных видов в разном количестве. Карты раздаются игрокам поровну, затем игроки по очереди выкладывают перед собой по одной карте. Как только на открытых картах оказалось 5 одинаковых фруктов, нужно тут же нажать на звонок (схватить игрушку). Кто успел первый, тот и забирает все открытые карты себе. Проигрывает тот, у кого не осталось карт.
Мы играем чаще вдвоем, игра идет с переменным успехом. Но вдвоем можно играть очень долго, поэтому я иногда поддаюсь, чтобы побыстрее закончить . Дочь рада - то ли правда верит, что она быстрее, то ли рада выиграть любой ценой )).
********
Еще одна игра, которую мне посоветовали (опять же самодельная у нас) - Капитан счета.
Коробка должна выглядеть вот так:
Внутри корабли разной вместимости (напечатано на простой бумаге, наклеила на картон для прочности) с цифрами
и ящики с грузами трех видов - древесина, фрукты и игрушки - разного веса (наклеила на декоративную пенку, чтобы удобнее было выкладывать на корабли).
В оригинальной игре используется кубик, на котором обозначены действия игроков, мы используем обычный, присвоив каждому числу определенное значение.
Ход игры: игроки перед началом игры берут себе несколько кораблей и выкладывают на стол "ящики с грузами" (столько, сколько игроков за столом). Остальные "ящики" прячут в мешок. Затем первый игрок достает из мешка один ящик (в слепую), кладет на стол и бросает кубик. Кубик предписывает одно из действий: погрузить на свой корабль один или два ящика (из тех, что лежат на столе), забрать один ящик у соперника или снять все ящики с одного своего корабля (груз утонул). На каждый корабль можно грузить ящики только с одним грузом (например, только древесину). Остальные игроки по очереди делают то же самое. Цель игры - быстрее других загрузить все свои корабли (на каждом корабле должно быть не менее двух ящиков, при этом их общий "вес" должен соответствовать числу на корабле). Игра помогает освоить состав числа, в определенной степени подводит к сложению чисел.
Игра не слишком азартная, если честно, но я не жалею, что потратила время на ее изготовление. Играем вдвоем, а интереснее было бы втроем/вчетвером, вот тут был бы азарт. Более сложный вариант игры - использовать карточки хранилищ.
Каждый игрок получает один корабль и одну карточку хранилища с таким же номером, что и корабль. С помощью того же кубика грузим на свой корабль ящики (можно разные), полностью загруженный корабль везет товары в хранилище, где нужно расположить их на свои места (полки выделены тем же цветом, что и ящики). Побеждает тот, кто первым заполнит свое хранилище. Такой вариант для детей постарше (ребенок в 5 лет вполне справляется), выглядит поинтереснее. Конечно, многое зависит от удачи (броска кубика), но есть и подумать над чем - какой вид товара погрузить, какого объема, ну и посчитать, сумму чисел на ящиках определенного вида (ведь если ящик не влезает на полку, его придется вернуть - зря потрачен ход. Примеривать ящики на корабли и полки нельзя, тут либо глазомер выручает, либо надо считать).
***********
Игра, знакомая многим, не раз упоминалась у нас в сообществе - Корова 006. Она в том числе на освоение порядкового счета. Игра известная, поэтому кратко:
в коробке карточки с числами от 1 до 104 (мы используем пока только до 53, вторую пачку даже не распечатала еще).
На стол выкладываются в столбик 4 карты - это начальные карты рядов. У игроков на руках по 10 карт. Задача игроков - выложить свои карты в эти ряды по определенным правилам, но при этом стараться не класть свою карту шестой в ряду. Если карта все же оказалась шестой, придется забрать весь ряд в качестве штрафных очков.
Для Ксюши игра оказалась сложной. Хотя мы и используем не все карты, она не всегда видит, в какой ряд ей надо положить (хотя до ста считать умеет, но одно дело устно посчитать, а другое - числа выкладывать, причем не подряд), и тем более не всегда сообразит, куда класть не надо, чтобы штрафов не огрести. Тренируемся потихоньку, но большого энтузиазма у нее нет. Надеюсь, что позже оценит.
***************
Далее тоже уже хорошо известные любителям настолок игры от "Банды умников". Фрукто10 - игра на сложение (есть вариант правил, где используется и вычитание).
Мы играем только по одному варианту пока - ищем десятки. Игроки получают по одной карте, а остальные карты располагаются стопкой в центре стола. Каждый игрок ищет десятку - сумма цифр на определенных фруктах (например, грушах) или на фруктах одного цвета (например, на оранжевых) должна равняться десяти. При этом фрукты должны находиться на разных карточках - на карточке игрока и на карточке в центре стола (то есть нельзя найти такую десятку только на своей карточке). Кто сделал это быстрее, тот забирает верхнюю карточку из стопки себе, и поиск начинается снова. Выиграет тот, кто набрал в итоге больше карточек.
На скорость у нас играть не получается, я, естественно, считаю быстрее, поэтому мы ищем десятки по очереди. Азарт в таком варианте мы потеряли, но зато есть тренировка сложения - я вижу, как дочь составляет эти десятки, прикидывая разные варианты. В общем, пока получилась скорее не игра, а дидактическое пособие, но для того я игру и покупала, польза есть.
Игра в Лабиринте, Озоне, Май-шоп.
**********
Турбосчет - эта игра, если честно, мне нравится меньше всего из тех игр от "Банды умников", что у меня уже есть.
Играется по принципу "Халли-галли", только задание всегда разное - в центр стола помещается карточка с заданием (например на фото ниже нужно выполнить условие - лягушек должно быть меньше, чем ёжиков). Игроки так же по одной открывают свои карты, как только условие выполнено, нужно накрыть рукой карту с заданием и выкрикнуть "Турбо!" (мы вместо этого хватаем ослика, как в Халли-галли). После этого в центр выкладывается карта с новым условием, и игра продолжается.
В целом игра, конечно, хорошая и полезная, но мне не нравятся некоторые условия. Например, на фото ниже условие читается как "7 меньше, чем лягушек" (я не математик, конечно, но мне слух режет такая формулировка), логичнее было бы разместить символы наоборот - лягушек больше 7-ми. А иначе условие и понять трудно и произнести, я поэтому переделываю, когда играем.
Но это моя личная придирка, игра хорошая. Можно выбрать разный уровень сложности (по точкам в правом нижнем углу карт). Мы играем со всеми картами, если что-то непонятно дочке, то я объясняю по ходу игры. Она справляется, но не так быстро, как я, поэтому и тут мне приходится слегка поддаваться (хотя я этого и не люблю, а что делать).
Турбосчет Форсаж я не покупала, у кого есть -расскажите, в чем отличие.
Игра в Лабиринте, в Озоне, в Май-шоп.
*******
22 яблока - игра, которая мне нравится очень-очень.
Игра строго на двоих. У каждого игрока по 2 корзины - для зеленых яблок и для красных. Чтобы выиграть, надо положить в каждую корзину по 11 яблок соответствующего цвета.
Пред началом игры формируем сад - фишки раскладываем в 5 рядов по 5 штук (раскладываем рубашкой вверх, потом переворачиваем). Одна фишка - это садовник, у меня он получился в центре, но может быть в любом месте.
Еще один персонаж - это собачка. В игре это такая же картонная фишка, как и остальные (видно на фото с коробкой), а мы заменили ее маленькой игрушкой. Так играть интереснее, и она отлично помещается в коробку, когда игру складываем. На сторожевую собаку не похожа, конечно .
Так вот, игроки по очереди берут фишку с яблоками и кладут себе в корзину. Взять можно только из тех рядов, на перекрестке которых находится садовник, после этого садовника надо переместить на место только что взятой фишки.
После этого надо переместить собачку, которая блокирует сопернику определенную фишку (то есть нельзя взять фишку из-под собачки).
Таким образом по очереди игроки заполняют свои корзины, строя козни сопернику. Для выигрыша в каждой корзине должно быть ровно по 11 яблок, больше нельзя. Бывает, в игре наступает такой момент, когда нужная фишка заблокирована собакой, приходится брать другую, в итоге в корзине получилось больше 11 яблок. Игрок, у которого вышел такой "конфуз", считается проигравшим, даже если соперник еще не собрал по 11 яблок.
К примеру, на фото ниже у игрока справа красная корзина полная, в зеленую корзину нужно добавить 2 яблока, но соперник заблокировал собакой нужный жетончик. Есть вариант взять жетон с одним зеленым яблоком, но в следующий ход все равно будет "перебор" в зеленой корзине.
Мне очень нравится этот способ загонять соперника в угол и не оставлять ему выбора. Дочка еще не в полной мере освоила такую игру, но уже старается считать не только свои, но и мои яблоки, чтобы заблокировать мне выигрышную фишку.
Есть вариант правил без собаки. В этом случае игра получается проще. Мы сыграли так один раз, теперь играем только с собакой - интереснее.
Счет в этой игре подается не так "в лоб", как например во Фрукто10: атмосфера (сад, яблоки, собака), хоть и простенькая, делает игру интереснее и азартнее. Берем игру часто, партии очень быстрые, играем несколько подряд, нравится нам обеим.
******************
Магия чисел - картонные жетончики с гномиками и числами от 1 до 10 разного цвета.
Насколько я понимаю, это облегченный вариант игры Руммикуб (хотя и не такой качественный и удобный).
Каждый игрок берет наугад 10 карточек, не показывает их соперникам. Из них нужно составить числовые ряды - ряд может состоять из одинаковых чисел разного цвета либо из разных чисел, выложенных по порядку, одного цвета. Есть один джокер - гномик без числа, он может заменить любой жетончик. В ряду должно быть не менее трех карточек.
Задача игроков - избавиться от карточек на руках, составляя из них ряды или добавляя их в уже существующие ряды. Если в свой ход игрок не может выложить ни один жетончик из руки, он ход пропускает и берет себе дополнительный жетон из общего запаса. Выиграет тот, кто быстрее выложит все карточки из руки. На первый взгляд, кажется очень просто, но на самом деле есть над чем подумать даже взрослому. У Ксюши пока получается не очень хорошо, она не видит возможностей выложить карточки (можно не только создавать новые ряды, но и разбивать уже существующие), поэтому не слишком ее любит. Я периодически достаю, ведь придет когда-то понимание. Игра мозголомная, здесь не надо считать и складывать, поэтому она не совсем вписывается в заявленную мной тему, но у нее большой потенциал.
Если в конце концов дочке понравится, то я куплю собственно Руммикуб. Фишки здесь пластиковые, и есть удобные подставки для них. Числа не до 10, а до 13, игра совсем не для малышей.
Магия чисел в Лабиринте, в Озоне, в Май-шоп.
************
И последняя игра, о которой сегодня расскажу, "10 свинок".
Это карточная игра, на картах числа от 0 до 10. Игрокам раздают по 3 карты, затем они по очереди их выкладывают, формируя колоду.
Если игроку удалось добавить в колоду карту, чтобы вместе с предыдущими в сумме вышло 10, он кричит "10 свинок!" и забирает колоду себе (в игре эти карты больше не участвуют). Выиграет тот, у кого в конце игры оказалось больше карт.
В общем-то все просто, но есть интересные нюансы. Карта с цифрой 5 может как добавить 5 очков колоде, так и вычесть из нее 5, это решает игрок, который ее выкладывает (в случае на фото эта карта будет "минусовать" очки, иначе сумма выйдет больше 10, и колода достанется предыдущему игроку).
Карта со значением "0" обнуляет всю колоду, то есть карты никто не забирает, но "десятку" игроки начинают собирать заново.
Если же игрок выкладывает карту, которая повторяет предыдущую, или ее значение равно сумме всех ранее выложенных карт, то он решает, прибавить новое число к предыдущим (например, в ситуации на фото ниже это игроку не выгодно, т.к. значение колоды будет больше 10) или же объявить значение его карты новым числом колоды (то есть уже не учитывать все карты, которые были выложены ранее, а начать новый счет с его карты).
Все эти нюансы делают игру интересной, на нее стоит обратить внимание. Дочка считает медленно, поэтому ей немного трудно, но все равно интересно. Ну а картинки на картах какой девочке не понравятся? Я высоко оцениваю эту игру, так же как и "22 яблока", здесь так же не "сухой" счет, а на первом месте атмосфера и азарт.
Вот так мы осваиваем сложение (немного с вычитанием), порядковый счет, соотношение количества и прочую математику. Конечно, считать можно и во многих других играх, в которых совершенно другая тема ( я уже ранее упоминала, что приходится считать в играх Спящие королевы, Лови мышей, Карта сокровищ и других). Думаю, что на этом не остановлюсь (все-таки дочке в школу скоро), присматриваюсь к играм:
Шустрый садовник
Зевс на каникулах
Суперфермер
7 на 9
Этажики
Интересных вам игр!