Красный собор - история строительства
ЕврогеймыЕвроигра, в которой испанские авторы замахнулись на строительство одного из самых знаменитых русских соборов - Покровского, взяв за основу иллюстраций стиль опять же знаменитого и снова русского художника - Ивана Билибина. Сеттинг, естественно, не претендует на историческую достоверность хотя бы потому, что босой строитель с кувалдой разгуливает по лесам, а извозчики, доставляющие к месту строительства стройматериал, исключительно женщины. А что с геймплеем? А вот тут оказалось, что игра в своей нише отличная и моей семье подошла идеально!
Сложность Красного собора немного выше Каменного века (Stone age), но пониже Замков Бургундии (согласно данным с bgg). То есть это несложное семейное евро, за которое можно усадить разные поколения. Собственно поэтому я и пишу, что игра идеально подошла моей семье, оказалась прямо наша-наша - моя дочка на ходу поняла игровой процесс и иногда даже выигрывает (хотя она слабый евроигрок); моя мама, которая из евро знакома только с Каменным веком и Стамбулом (всё остальное для нее слишком сложно, даже вникать не хочет), с удовольствием приняла Красный собор! Поэтому я прощаю игре и босую крестьянку с коромыслом и ведрами на строительных лесах (как она туда влезла?) и женщин-извозчиков и вора, одетого богаче купца. Мне самой тоже интересно играть, моя ниша - больше семейные игры, чем сложные евро, в которые удается играть не так часто. Поэтому от Красного собора я получила даже больше, чем ожидала. Кстати, тем кто ищет отсутствующий сейчас в продаже Каменный век, я советую обратить внимание на Красный собор - он свежее, интереснее, недорогой, легко доступный. Еще один плюс - компактная коробка! Я вложила 2 маленьких модуля "мипл хаус" и места в коробке практически не осталось!
Компонентов не так много, поэтому подготовка к игре относительно быстрая (для евроигр). Поле, планшеты игроков,
несколько видов карт, ресурсов и жетонов, 5 разноцветных кубиков, а также фишки для подсчета очков в виде двуглавого орла.
Привычные деревянные ресурсы дополняют "камешки", изображающие сапфиры и изумруды.
Перед началом игры нужно выложить картами собор, который мы и будем строить всю игру. Выкладывается по схеме, в зависимости от количества игроков.
А затем все карты переворачиваются стороной с чертежом вверх. То есть собор мы видим пока только на чертежах с указанием требуемых ресурсов для строительства (в верхней части карты).
На каждой карте бонус для того, кто ее занимает.
Игроки - это артели строителей, нанятых для возведения храма Василия Блаженного. Каждая артель старается как может, чтобы заслужить расположение Ивана Грозного (=набрать как можно больше ПО). Соответственно цель игроков - выстроить храм (перевернуть все карты со стороны чертежа на лицевую сторону), заработав при этом очков больше, чем соперники.
У игрока в свой ход есть 3 варианта действий, надо выбрать один.
Первое - занять одну секцию собора своим флажком (на мой взгляд, уместнее был бы не флажок, а мипл, которого отправили на работу). Теперь эту секцию сможет построить только игрок, положивший флажок. Занимать можно снизу вверх.
Флажки хранятся на планшетах игроков, их всего 6, т.е.каждый игрок может занять не более 6-ти секций (а весь собор содержит количество секций, равное количеству игроков, умноженному на 6. Например при игре втроем - 18, чтобы каждый имел возможность построить свои 6 секций).
Занимая секцию, игрок забирает себе бонусный жетон с нее (за деньги) и получает сразу ресурс, указанный на жетоне.
Жетон размещает на планшете, он еще не раз за игру принесет бонус. Кстати, разные мелкие бонусы в игре очень полезны, нужно обязательно их использовать.
Второе возможное действие игрока - посетить рынок с ресурсами и приобрести необходимые.
Роль рабочих на рынке выполняют кубики. Любой игрок может перемещать любой кубик, независимо от цвета. Кубик перемещается на столько секторов поля, сколько изображено на верхней грани кубика. На фото игрок переместил желтый кубик на 4 секции, т.к. на верхней грани кубика четверка.
Игрок берет тот ресурс, что изображен на жетоне, возле которого кубик остановился. Этот ресурс нужно поместить на склад на своем планшете (количество мест на складе, кстати, ограничено, и не всегда получается взять всё, что положено, надо соблюдать баланс между приобретением ресурсов и их расходованием).
Играть на рынке - очень интересно, есть много способов получить желаемое, несмотря на то, что перемещение кубиков не всегда приводит туда, куда надо.
Пример. Хожу желтым кубиком, делаю 4 шага, останавливаюсь возле кирпичей. Кирпичей нарисовано два, это количество умножается на количество кубиков в секторе (белый там уже был до моего прихода). Значит я беру:
1. 4 кирпичика.
2. Золото - это мой постоянный бонус при активации желтого кубика.
3. Использую бонус на поле, который позволяет мне два одинаковых ресурса поменять на один другой. Меняю 2 кирпича на камень.
В итоге у меня за 1 ход на руках 4 нужных ресурса, которые в следующие ходы я отправлю на строительство секции.
Карт бонусов на поле 4, каждая напротив одного времени года. На игру они выбираются случайным образом и кладутся напротив каждого времени года на поле. Да-да, тут еще и времена года изображены (в стилистике Билибина, на мой взгляд, неплохо смотрится).
Например, кубики в двух секторах напротив осени дают возможность активировать карту в этом углу
И третий вариант хода игрока - построить секцию, то есть отправить со своего склада ресурсы на занятую ранее своим флажком секцию храма.
За ход можно отправить не более 3-х ресурсов. То есть если нужно для строительства 4, то придется потратить 2 хода - сначала 3 ресурса, а затем еще 1 + 2 на другую секцию. Или использовать бонус, если такой попадется на рынке.
Такие ограничения (доставка только трех ресурсов, лимитированное место на складе, которое к тому же сначала еще и флажки уменьшают), заставляет более тщательно продумывать ходы и следить за соперниками.
Построив секцию, игрок получает очки, указанные на ней, а также деньги. Кстати, деньги в игре называются рубли, а как же иначе )). Деньги могут очень помочь на рынке при наборе ресурсов. Карточка переворачивается "построенной" стороной вверх, флажок игрока остается на ней.
Это если очень кратко о ходе партии, есть разные нюансы, которые делают игру разнообразнее и интереснее, позволяют выкручиваться из разных ситуаций. Например, в игре 2 вида победных очков на одной шкале. Это тоже интересный момент, позволяющий быстрее двигаться по шкале очков.
Ну и последний важный момент (а за всеми другими подробностями отсылаю вас к правилам игры). Очки приносят не только выстроенные секции, но и все башни в конце игры.
Каждая завершенная (перевернутая на лицевую сторону) секция собора приносит 2 очка. Каждое украшение (дверь, окно или крест) - 1 очко. Сумма всех этих очков - стоимость башни. К примеру, маленькая башня на фото ниже "стоит" 6 очков, башня слева от нее - 11 очков.
Кто их получает? Тот, чьих флажков+украшений на этой башне больше. В маленькой башне 6 очков получает синий игрок (1 флажок+ 1 синий крест). Красный и зеленый игроки тоже получат очки, но значительно меньше.
За башню слева снова синий игрок получает все 11 очков (2 флажка+дверь), у красного 1 флаг+крест, у зеленого 1 флаг +окно. Красный и зеленый получат всего лишь по 3 очка (как считать - расписано в правилах).
Таким образом в игре хорошо организовано взаимодействие игроков. Только на первый взгляд кажется, что каждый строит свои секции, пользуясь любыми кубиками, ничего у соперников не отбирая. На самом деле за соперниками надо следить, рассчитывать, какие секции в башнях занимать, куда выкладывать украшения (двери, окна, кресты), их у каждого всего 4, не разбежишься.
Нужно следить за темпами "работы" соперников - как только один игрок перевернул свою 6-ю секцию, наступает конец игры независимо от того, успели ли остальные игроки завершить свое строительство. В общем, ситуацию нужно постоянно контролировать, заглядывая на склады соперников - хватает ли у них ресурсов для завершения игры, и оценивая их возможные действия.
У планшетов есть вторая сторона. На мой взгляд, она меняет игру минимально, можно сыграть для разнообразия, но мы предпочитаем первую.
В коробку сразу вложены промокарты с вором, такую карту можно взять в игру вместо другой бонусной, она позволяет пакостить соперникам, например обменять ресурс со склада. Не критично, но может осложнить игру. Дочка не захотела пока вора использовать, попробуем позже.
Есть и соло-режим, без которого сейчас не обходится почти ни одна игра. В одиночной игре игрок будет соревноваться с артелью знаменитого зодчего Яковлева. Я пока не пробовала, при наличии времени попробую хотя бы раз, чтобы оценить.
Резимирую. На мой взгляд, Красный собор - отличная игра в своей нише средне-легких евро. Красивая, не перегруженная компонентами и действиями, с заметным взаимодействием игроков, с относительно быстрой раскладкой и длительностью партии (на двоих меньше часа, втроем играли час или чуть больше, не даунтаймили). Возраст на коробке - от 10 лет, я в целом согласна (много играющие дети могут и в более юном возрасте играть, конечно).
Интересных вам игр!