Малыши при рождении
Интересные и познавательные статьиКак странно, что вопреки очевидному, долгие годы люди повторяли: «Новорожденный в первые дни почти ничего не чувствует». « Он пока еще нас не слышит». « Сначала он все видит в перевернутом виде». « Он плачет, чтобы развивать легкие». « Его улыбка ничего не значит, это рефлекторное сокращение мышц». Многие и сейчас верят в это.
К счастью для младенцев и их родителей, в последние десятилетия возник серьезный научный интерес к перинатальному периоду развития человека, появилось множество убедительных научных исследований, опровергающих прежние представления о разуме и чувствах новорожденных детей и открывающих новые знания в этой области. Открытия, подтверждающие факт, что человек является в этот мир вовсе не глупым, примитивным и бесчувственным, имеют значение для каждого из нас. Не важно, имеем мы отношение к маленьким детям или нет, потому что в любом случае эти сведения меняют наши представления о самих себе.
Что они слышат.
Обычные бытовые звуки, окружающие нас, здоровый новорожденный ребенок слышит так же хорошо, как и мы, взрослые. А тихие и очень тихие звуковые колебания младенец способен различать гораздо лучше нас.
Слышать будущий малыш начинает около восемьнадцатой недели беременности. К двадцать восьмой неделе внимательные мамы уже отмечают явный эмоциональный отклик на различные звуки. Многие детки затихают, когда слышат что-то слишком громкое, тревожное или наоборот, начинают с энтузиазмом толкаться и возиться в ответ на ласковые мамины слова, приятную мелодию знакомой песенки. Еще не рожденный ребеночек способен не только слышать, но и откликаться доступными ему способами, так что к моменту рождения можно уже говорить о вполне налаженном взаимном контакте.
Кроха, которому нет и нескольких часов от роду, оказывается, уже вполне опытный «слушатель». Больше всего таким малышам нравится слышать ласковые слова, обращенные к ним, когда источник звука находится прямо перед ними. Но, если какой-то звук слева или справа особенно заинтересовал ребенка, он безошибочно повернет головку в нужную сторону и попытается сфокусировать взгляд на источнике шума. Это, на вид совсем простое действие, возможно лишь при скоординированной работе сразу нескольких сенсорных систем: слуховой, зрительной и двигательной.
Как они видят.
Человеческие дети рождаются зрячими, это всегда было очевидно. Однако еще не вышли из обращения учебники для будущих педиатров, где сказано, что новорожденный может различать лишь хаотичные световые пятна. В ходе профессиональных научных исследований зрительное внимание крохи обычно подтверждается фиксацией движений глаз, расширения зрачков, задержки дыхания во время визуального поиска. Оказалось, одни объекты нравятся маленьким зрителям больше, другие меньше. Дети предпочитают извилистые линии, яркие чистые краски, сложные узоры, объемные изображения. Но любимый объект для созерцания, несомненно, человеческие лица. Постоянно вглядываясь в мамино лицо, малыш тщательно исследует ее отношение к текущим событиям, учится, как в зеркале, различать отголоски непонятных пока явлений. Он формирует свои ожидания, исходя из опыта взрослого человека, который о нем заботится. Так рождается доверие. Примерно к двум месяцам ваша уже привычная зрительная связь сделает новый удивительный виток. Малыш продемонстрирует то, что физиологи называют «объединенный визуальный интерес». Мама рассматривает картинку на стене, ребенок следит за направлением ее взгляда, и вот уже маленький и взрослый вместе сосредоточились на предмете, который интересен обоим. Из всех видов, населяющих землю, на такое сложное действие способен только человек.
На протяжении нескольких дней новорожденный лишь изредка открывает глаза и то ненадолго – это вполне нормально. Новорожденные начинает видеть с самого рождения, но более отчетливо сможет рассмотреть их с расстояния 20-25 сантиметров. Причем именно такое расстояние между глазами мамы и новорожденным во время кормления грудью. Если вам не терпиться наладить контакт с ребенком, подловите момент, когда у него глазки будут широко открыты и приблизьтесь к нему на расстояние 20-25 см.
Что они умеют.
Всегда предполагалось, что пройдет немало времени, пока беспомощный кроха сможет сам целенаправленно совершать простейшие физические действия. Покормить новорожденного означало вложить сосок в рот лежащему на спине ребенку и следить, как он глотает молоко. Обязательно при этом придерживать пальцем грудь напротив носика, «чтобы не задохнулся».
На самом деле слегка проголодавшийся новорожденный, если устроить его вниз лицом на груди полулежащей мамы, прекрасно сам найдет дорогу к молочку. Поначалу, когда восхитительная способность малышей самостоятельно находить и добывать молоко была только-только открыта, ее объяснили комплексной работой врожденных рефлексов. Положите бодрствующего, слегка проголодавшегося ребенка к себе на живот «кожа к коже». Поддерживайте спинку, а голову держать не надо, оставьте крохе возможность свободно двигать шеей. Некоторые детки продвигаются к ареоле постепенно, не отрывая щечку от груди, другие довольно высоко поднимают голову и совершают резкий бросок в сторону соска, зависит от характера и темперамента новорожденного человека. Подбодрите маленького и обязательно от души похвалите, когда он достигнет цели.
Основной навык - удерживает в поле зрения Вашу фигуру
Речевые навыки - издает непонятные звуки: воркует, булькает, хрипит, чмокает
Эмоции и мимика - неотчетливые мимические движения, способен улавливать Ваши эмоции