Пассивная программа равновесия по Доману. Ступень 1
Методики развития
О методике раннего развития, разработанной американским врачом-психотерапевтом Гленном Доманом, я узнала, когда Егору было 3 месяца. Она отражает в себе стремление не только к интеллектуальному, но и физическому совершенству.
Одним из открытий Домана явилось то, что физическое и умственное развитие глубоко взаимосвязаны.
Меня тогда заитерисовала программа с упражнениями на баланс. Вестибулярный аппарат, который расположен во внутреннем ухе, это крошечная часть, очень сложной системы, позволяющей человеку удерживать равновесие, поддерживать вертикальное положение тела, осуществлять согласованные движения при перемещении в пространстве, фиксировать взгляд,стабилизировать положение головы, ориентироваться в окружающем пространстве вообще. Программа развития состоит из четырех этапов. Она предполагает проведение занятий с рождения, однако, если Вы не следовали этой программе, Вам следует начать с первого этапа и по мере освоения упражнений переходить к следующему.
Упражнения:
1. Поносите ребенка по кругу. Одной ладонью бережно поддерживайте снизу, другой - заднюю часть головы. Не просто носите его вокруг чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперед назад, из стороны в сторону. Пройдитесь с ребенком по дому, разговаривая с ним, рассказывая, где вы находитесь, как называются предметы, встречающиеся на пути. Посмотрите с ним в окно и расскажите, что за окном.
2. Лягте на спину, ребенка держите за туловище подмышками. Поднимите ребенка над собой, так чтобы вы смотрели друг другу в глаза. Осторожно покачайте его из стороны в сторону, потом вверх-вниз.
3. Сядьте в кресло-качалку, ребенка расположите на коленях. Покачайтесь вместе с ребенком.
4. Положите ребенка на живот на подушку или мат. Это упражнение можно делать на полу или на кровати. Осторожно приподнимите один край подушки, так чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Теперь приподнимите подушку за противоположный край.
5. Расположите подушку с ребенком так, чтобы голова ребенка была около одной Вашей руки, а ноги - у другой руки. Приподнимайте подушку, чтобы получались покачивающие движения вперед-назад.
6. Положите подушку на пол. Ребенка положите на подушку на живот так, чтобы голова ребенка была около одной Вашей руки, а ноги - у другой руки. Потяните подушку в одну сторону (не приподнимая край к в предыдущем упражнении), потом в другую.
7. Поверните подушку так, чтобы ребенок оказался к Вам лицом. Потяните подушку вправо, затем влево (как в предыдущем упражнении) - ребенок будет двигаться из стороны в сторону.
8. Положите ребенка на живот на подушку или мат так, чтобы его голова была близко к краю. Возьмите тот конец подушки, где расположены ноги ребенка, и поверните подушку с ребенком в направлении по часовой стрелке.
9. То же самое, но в направлении против часовой стрелки.
10. Встаньте, положите ребенка животом себе на плечо и аккуратно покружитесь в одну сторону, затем в другую. Будьте осторожны - следите, чтобы у Вас не закружилась голова.
11. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше правое плечо на левый бок (живот ребенка - напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе стороны.
12. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше левое плечо на правый бок (живот ребенка - напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе стороны.
13. Встаньте на колени, ребенка положите на спину на мат так, чтобы его ноги располагались в направлении к Вам. Возьмите ребенка подмышками, поддерживая шею. Аккуратно поднимите его до уровня своих глаз, а затем опустите обратно.
14. Положите ребенка на спину на пол. Встаньте на колени у ног ребенка так, чтобы его ноги касались Ваших колен. Большой палец левой руки вложите в правую руку ребенка - ребенок рефлекторно его схватит. Скажите «Покатились!» и аккуратно потяните к себе левую руку так, чтобы ребенок перевернулся на левый бок, а затем - на живот.
То же самое сделайте, вложив большой палец правой руки в левую руку ребенка, чтобы он перекатился на правый бок и затем на живот.
15. Прижмите ребенка к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности, а его голова была зафиксирована. «Поскачите» по дому. Ребенок будет чувствовать, как Ваше тело движется вверх-вниз. Когда его зрение улучшится, он также увидит движущийся мир вокруг себя.
Частота выполнения программы: хорошо бы выполнять каждый день все пятнадцать упражнений хотя бы по одному разу.
Интенсивность: выполняйте упражнения медленно и осторожно. Если по какой-либо причине вашему новорожденному что-то не нравится (или если вы сами устали), то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите темп.
Длительность: начните с пятнадцати секунд на каждое упражнение. Постепенно и осторожно доведите это время до сорока пяти секунд. Всегда останавливайтесь прежде, чем этого захочет ваш ребенок.
Вся ежедневная программа займет всего десять минут.
Вашему новорожденному понравятся эти упражнения.
Дарья
Внесу ложку дегтя, маленьких детей нельзя носить на весу, не прижав к себе. Даже когда кладете ребенка в кроватку, на пеленальный столик или на диван надо класть ребенка не на вытянутых руках, а самой наклоняться с прижатым ребенком к телу. В ином случае ребенок сразу теряет "опору", может испугаться "невесомости" и пытаться сгруппироваться, т.е. будет инстинктивно напрягать мышцы и в результате может появиться тонус. Это не я придумала, мне так объяснила невролог и массажист.
09.09.2014
Ответить
Мария
Я бы с только-только новорожденным не рискнула может, а после 3х месяцев уже по другому. У меня эти упражнения не вызывают недоверия и страха за здоровье ребенка, это не динамическая гимнастика или бебийога
09.09.2014
Ответить
Katenka_
Мне врач ни чего такого не говорила, наоборот хвалила мужа за такие упражнения. Исходя из моих наблюдений, дети с которыми родители занимаются различной двигательной активностью — физически развиваются быстрее, однако это не гарантирует, что ребенок в дальнейшем будет развит лучше сверстников. Отнюдь. Каждый решает для себя. Я лично ориентируюсь на то, что ребенку нравится. Мой в восторге от таких упражнений.
09.09.2014
Ответить
Дарья
Я писала только про два первых упражнения. Конечно, заниматься с ребенком нужно, а написала я это больше для мам, у которых детки совсем маленькие, чтобы знали и другое мнение и сами принимали решение.
09.09.2014
Ответить
Katenka_
Спасибо, интересно. А продолжение есть?Честно говоря многое из этой методики делали с мужем сами, чтобы занять ребенка не зная о методике;-)
09.09.2014
Ответить
Мария
Ага, также, даже простое качание на руках можно сюда отнести.Продолжение будет обязательно)Для развития вестибулярного аппарата и всех мышц тела хорошо также заниматься на фитболе
09.09.2014
Ответить