Игры и развитие в 10 месяцев
ИгрыИгры становятся все разнообразнее и интереснее. Под катом достаточно много игрс простора инета и книг.
Несколько советов педагога по игре с ребенком:
Совет 1.
Теперь, в занятиях с предметами появится у малыша «созидательная» форма действий. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, - кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь малыш способен «синтезировать». Он надевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама. По её просьбе малыш собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку - кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. При этом радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, малыш уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением «целого продукта»: пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.
Совет 2.
Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху путем проталкивания. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.
Совет 3.
Включайтесь во все игры с ребенком. Создавайте ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно. Не надо опережать инициативу ребенка.
Совет 4.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.
Ползком по наклонной плоскости
Продолжаем наши упражнения в ползании на наклонной поверхности. Теперь угол наклона при движении вверх может достигать 45 градусов. То, как развивать ребенка в 10 месяцев, во многом зависит от того, как вы развивали его в течение всех предыдущих месяцев. Если вы регулярно занимались гимнастикой, делали массаж и играли в развивающие подвижные игры, рекомендованные по возрасту, скорее всего, малышу уже будет под силу и спуск с «горы». Начните с незначительного угла и постепенно увеличивайте его по мере того, как кроха будет учиться перемещать центр тяжести и уверенно преодолевать это препятствие. На прогулке стимулируйте малыша заползать на детскую невысокую горку - наградой ему станет скоростной спуск с горы на попе. Катание с горы, а также качание на разнообразных качелях-каруселях и полеты у папы на руках очень полезны для развития вестибулярного аппарата. Так что, если хотите, чтобы вашего ребенка не укачивало в транспорте, почаще заглядывайте на детскую площадку.
Снежки
Поиграйте с ребенком в «снежки» из скомканной бумаги. Это простое упражнение действует сразу в четырех направлениях развития. Сначала малыш вместе с вами усиленно мнет бумагу - это развивает мелкую моторику. Затем вы кидаетесь «снежками» друг в друга (или в неподвижную цель) - это развивает зрительно-двигательную координацию, а попросту говоря меткость. Малышу приходится двигаться, чтобы увернуться от «снежка» (вам придется подать пример, чтобы ребенок понял, что нужно делать), - а значит, мы даем нагрузку мышцам ног, спины и живота. Наконец, вы смеетесь и веселитесь во время игры - обогащается эмоциональная сфера.
Подарки
Вы купили или смастерили для малышу новую игрушку? Преподнесите ее необычным образом, положив в несколько коробочек разного размера и формы. Для большего эффекта можно заполнить пустые коробки шуршащей бумагой, пакетами, серпантином и т.п. Малыш с большим удовольствием будет открывать коробки и искать игрушку. Порадуйтесь вместе с ним, когда цель будет достигнута. Хотя не исключено, что ребенка гораздо больше увлечет процесс «распаковывания» подарка.
3 орешка
А может быть, и не три, и даже не орешка.Грецкие орехи в скорлупе заворачиваем в фольгу и предлагаем малышу их развернуть. Если кроха не заинтересовался орехами, заверните в фольгу что-то гремящее (например, контейнер от шоколадного яйца с горошиной внутри) - это подстегнет его любопытство. Со временем, когда движения крохи станут более тонкими, вы сможете «играть» в эту игру с вареными овощами, яйцами, фруктами - ребенок сможет самостоятельно очищать их от кожуры. Так что не упустите возможность воспитать себе настоящего помощника в кухонных делах!
Лепка из картофельного пюре
Как вы знаете, классические занятия творчеством - лепка, рисование, аппликация, поделки - на первом году жизни решают сразу несколько задач. Ребенок знакомится с различными техниками и материалами для творчества, на практике познает понятия цвета и формы, развивает силу и ловкость маленьких пальчиков, познает причинно-следственные связи, учится видеть знакомые образы в кляксах и т.д. Поэтому не упускайте возможность познакомить ребенка с каким-то новым способом «творчества». Сегодня я хочу вам предложить занятие лепкой из картофельного пюре. Приготовьте и слегка остудите картофельное пюре. Положите его на тарелку перед ребенком и дайте ему разные продукты, которые он сможет использовать для украшения - например, кусочки овощей и фруктов, сыр. Пока малыш готовит съедобное панно для вас, вы на другой тарелке выложите что-нибудь симпатичное для ребенка. Потом картофельные картины можно скушать.
Музыка с мамой
Если вы еще не начали заниматься с малышом по методике Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой», то сейчас самое время это сделать. Попробуйте выполнять вместе с ребенком простые движения под музыку. Какие движения доступны десятимесячному малышу? Самостоятельно или с небольшой вашей помощью ребенок может выполнять повороты кистей («фонарики»), хлопать в ладоши, хлопать себя по животику, поднимать и раскачивать ручками над головой, наклонять и поворачивать головку, хлопать себя по коленочкам, греметь погремушкой или звенеть колокольчиком. В вертикальном положении с вашей поддержкой под мышки он может имитировать обычный и приставной шаг, полуприседания и наклоны в стороны. Помните, что детки не сразу начинают повторять движения - им для этого может потребоваться много раз понаблюдать, как «танцуете» вы. Но вы можете ускорить этот процесс, если в занятиях поучаствуют другие взрослые или малыши. Договоритесь о таких совместных занятиях с вашими знакомыми мамами - это пойдет на пользу всем участникам.
Танцуют все!
Под музыку и песенки удобно делать зарядку с малышом. Пока еще в вашем комплексе упражнений много элементов пассивной гимнастики, но очень близок момент, когда кроха будет самостоятельно выполнять движения рядом с вами. А пока помогаем ему выполнять движения и поем ритмичные песенки:
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, (прыгаем, слегка продвигаясь на месте)
По камешкам, по камешкам…
В яму - бух! (приседаем на корточки)
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом -
Здесь мы живем. (бежим в дом - на стул, на диван и т.д.).
Две веселые овечки
Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки.
(Встаем на ножки, тянемся вверх.
Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(Кружимся)
И в речку свалились.
(Падаем)
Светит солнышко
Светит солнышко в окошко, ( подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, («фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, («фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (топаем)
Так танцует мой дружок.
Концерт
Во многих крупных городах сейчас есть возможность посетить концерт живой музыки для взрослых вместе с маленькими детьми, начиная с шестимесячного возраста. Если можете, обязательно отправляйтесь на такой концерт. Посмотрите, как будет реагировать на музыку ваш малыш? Также как и при прослушивании записей? Уверена, что иначе, но почти наверняка, очень положительно. Если же такой возможности у вас нет, попробуйте найти другой вариант познакомить малыша с «живым» звучанием музыкальных инструментов. Может быть, вы сами играете на пианино, гитаре, скрипке, аккордеоне? Может быть, кто-то из ваших друзей не откажется продемонстрировать свое мастерство у вас дома за чашечкой чая? Этот вариант особенно удобен, так как после «концерта» у крохи будет возможность как следует рассмотреть инструмент, потрогать его и даже самостоятельно извлечь из него какие-то звуки. Возможно, где-то поблизости есть музыкальная школа - в ней как минимум 4 раза за учебный год проводятся отчетные концерты. Попробуйте договориться, чтобы вам разрешили присутствовать хотя бы на части концерта с малышом. Садитесь неподалеку от прохода, чтобы, в случае слишком шумной реакции ребенка, иметь возможность быстро покинуть зал
Мама выполняет движения руками ребенка.
Колокольчик зазвенел,
Звенит колокольчиком, потряхивая им.
Звонко песенку запел.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь...
Звонко песенку запел.
Прячет колокольчик в руку, держа палочку в другой руке.
Колокольчик не звенит,
В кулачке он крепко спит.
Баю-бай, баю-бай,
Слегка покачивает руками перед собой.
К кулачке он крепко спит.
Обращается к ребенку.
Спрячь колокольчик в кулачок. Тихо, тихо... Спит колокольчик!
Просыпайся поскорей,
Звенит колокольчиком.
Зазвони нам веселей!
Динь-динь-динь, динь-динь-динь...
Позвони нам веселей!
При повторении движения выполняют другой рукой.
Танец "Ай-да" (cл. Г. Ильиной).
Мама с ребенком становятся лицом друг к другу, держась за руки и поставив ноги шире плеч.
Ай-да, ай-да,
Ай-да, ай-да,
Раскачиваются с ноги на ногу. Чтобы малыш понял движение, нужно слегка потянуть его в сторону за одну руку, потом за другую.
Быстро ножки топотали(2 раза),
Мамы быстро притоптывают ногами, дети смотрят.
Детки весело плясали!
Ай!
Быстро прячут руки детей им за спину.
Спрятались ручки! Нет ручек. Где наши ручки? (Показывают.) Вот они, ручки!
Танец повторяется еще раз. Постепенно от занятия к занятию дети осваивают движения, исполняют их ритмично, что доставляет им большую радость.
Упражнение "Плывет, плывет кораблик" (сл. С. Маршака).
Мама руками ребенка обхватывает маленькую пластмассовую лодочку. Педагог произносит слова и показывает движения.
Плывет, плывет кораблик,
Слегка наклоняет руки то в одну сторону, то в другую, выполняя вращательные движения кистями.
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
На следующих занятиях повторяют движения с лодочкой, а затем складывают руки детей "лодочкой", положив в них маленькую игрушку: матрешку, зайца, собачку и т. д.
Упражнения на сенсорное развитие.
1. У взрослого три красных и три синих шарика. Перед ребенком ставят два стаканчикакрасного и синего цвета. Просят найти красный стаканчик. Затем дают два шарика - красный и синий, предлагают взять красный, положить его в красный стаканчик. Хвалят. Синий шарик откладывают в сторону. Повторяют еще два раза. Когда в стаканчике оказывается три красных шарика, хвалят ребенка: "Молодец, все красные шарики сложил в красный стаканчик". Подвигают к ребенку синие шарики: "А теперь остальные шарики сложи в другой стаканчик". Затем все шарики выкладывают в маленькую миску и просят достать по очереди сначала все красные, а потом другие.
2. Взрослый просит ребенка поставить кубик на кубик, затем рукой малыша сверху ставит треугольную призму. "Вот какой домик построил! Молодец!" Дома, построив с ребенком такой домик, мама может спрятать за него маленькую игрушку и спросить: "Кто в домике живет?" или "Кто за домиком спрятался?" Затем показать игрушку: "Зайка в домике живет!"
Ребенок уже многое понимает, но пока не умеет выразить это словами. Использование жестов дает ему возможность активнее общаться. Дети, использующие жесты, раньше начинают говорить. Жесты должны быть простыми, понятными и всегда обозначать одно и то же, например птичку - помахать руками, как крылышками; пить - поднести кулачок ко рту и причмокивать губами и т. д. Кроме жестов, используемых в быту, возможно и "рассказывание" сказок с помощью жестов.
Читая с малышом сказку, например "Курочку Рябу", попутно комментируем, обращаемся к ребенку, задаем вопросы. "Жили-были дед и баба. Покажи, где дед? Дотрагиваемся рукой ребенка до изображения деда.) Вот дед. А где баба? Вот баба. (Показываем.) И была у них курочка Ряба. Где курочка? Как курочка говорит? Ко-ко-ко. Вот курочка. (Показываем.) Снесла курочка яичко. Где яичко? Вот яичко. (Можно дать ребенку в руки предварительно сваренное вкрутую, желательно теплое, куриное яйцо. Он может постучать им по столу, разбить скорлупу.) Да не простое, а золотое. (Маленьким детям непонятно слово "золотое", оно не имеет для них никакой ценности, поэтому можно слово "золотое" дополнить словом "красивое".) Дед бил, бил, тук-тук-тук (стучим кулаком по столу, побуждаем ребенка сделать то же самое), не разбил. Баба била, била, тук-тук-тук (стучим), не разбила. А мышка... Где мыш-ка? (Показываем.) Мышка бежала, топ-топ-топ-топ-топ (переставляем пальцы по столу), хвостиком махнула. Яичко упало - бух! (делаем жест рукой вниз) и разбилось (разводим руки в стороны ладонями вверх -"нет яичка".) Дед плачет: "А-а-а-а!" (трем кулаком глаза или закрываем лицо руками). Баба плачет: "У-у-у-у!" (повторяем жест). А курочка кудахчет: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не плачь, дед, не плачь, баба (гладим рукой ребенка их изображение, "жалеем" их), снесу я вам яичко простое, не золотое". (Показываем яичко на картинке.)
Показ "Лошадка".
Мама держит игрушечную мягкую лошадку, поет песенку, показывая, как лошадка скачет.
Гоп, гоп, конь живой
С настоящей головой,
С настоящей гривой.
Ах, какой красивый!
Чок и чок, чок и чок,
Брызжут искры из-под ног.
Вот какая грива у лошадки (показывает), погладь ее. А вот у лошадки хвостик. Лошадка говорит: "И-го-го". Вот как лошадка скачет (показывает).Поет песенку еще раз.На следующих занятиях, спев песенку, просит детей показать гриву, хвост у лошадки, а также глаза, уши, ноги, спрашивает, как лошадка говорит.
Показ "Корова"(сл. 0. Высоцкой, муз. М. Раухвергера).
мама показывает детям мягкую игрушечную корову, поет песенку.
Ходит, бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного.
Ване и Танюшке
Даст по целой кружке.
Всем достанется
И коту останется.
Говорит корова: "М-у-у,
Молочка кому-у?"
Как говорит корова? Му-у. Просит детей повторить, хвалит тех, кто пытается. Вот какая корова. Где у коровы рога? Вот они (прикасается рукой ребенка к рогам). Где у коровы глаза (уши, рот)? (Дети показывают самостоятельно.) А вот хвост (показывает). Повторяет песенку еще раз.
"Привет, ладошка!"(русская народная потешка).
Обе руки ребенка мама своими руками сжимает в кулаки.
Утро настало, солнышко встало.
Правую руку малыша взрослый поднимает вверх, держа ее за кисть.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Выделяет указательный палец на правой руке ребенка и все последующие действия с пальцами левой руки выполняет им.
Вставай, Большак,
Распрямляет большой палец левой руки малыша.
Вставай, Указка,
Распрямляет указательный палец.
Вставай, Середка,
Распрямляет средний палец.
Вставай, Сиротка,
Распрямляет безымянный палец.
И ты, крошка Митрошка!
Распрямляет мизинец.
Привет, ладошка!
Мама машет раскрытой ладошкой ребенка из стороны в сторону.
Повторяет потешку, поменяв руки. Сна-чала действия выполняет мама руками малыша, потом ребенок пытается сделать это сам.
"Орешек" (сл. А. Головчак).
Мамы катают своей рукой маленький грецкий орех по ладони малыша.
Мой орешек покатился
Прямо по дорожке,
Вверх-вниз по ладони.
Покружился, покружился
Круговые движения.
На моей ладошке.
В кулачок орешек прыг!
Мама своей рукой сжимает руку малыша с орехом в кулак.
Притаился озорник.
Где орешек? Покажись!
Кулачок мой, разожмись!
Разжимает кулак ребенка, показывает ему орех.
Вот орешек! Нашелся!
Взрослый строит башенку из деталей лего (или другого конструктора) круглой или квадратной формы. Просит малыша разобрать ее. Хвалит ребенка. Потом просит собрать башенку.
К году малыш должен различать три объемные формы (попарно): шарик и кубик, кубик и кирпичик. Взрослый дает ребенку в большой миске по три шарика и кубика одного цвета, маленькую миску для шариков и прямоугольную корзинку для кубиков. Говорит: "Возьми шарик, положи в миску. Возьми кубик, положи в корзинку". Хвалит.
Мама дает ребенку в мешочке три кубика и три кирпичика, говорит: "Что там? Достань". Называет то, что достает ребенок: "Это кубик, это кирпичик". Когда он вынет все детали, раскладывает их на коврике перед малышом, просит: "Возьми кирпичик, поставь на другой кирпичик. Молодец! Возьми еще кирпичик, поставь на кирпичики". Если нужно, поправляет ребенка: "Нет, это кубик, вот кирпичик". Хвалит.
Из картона вырезают кружок, в котором проделывают отверстия, чтобы получилась "пуговица". Взрослый вставляет в отверстие счетную палочку. Показывает ребенку: "Вставляю, вынимаю". Просит его: "Вставь". Если ребенок справился с задачей, говорит: 'Тяни". Ребенок вытягивает палочку с другой стороны. Повторяют упражнение.
Мама дает малышу круглую коробочку с 3-4 счетными палочками, просит его: "Открой". Если нужно, показывает: "Открываю, закрываю". Палочки при открывании высыпаются. "Собери палочки в коробочку, закрой".
Взрослый дает ребенку матрешку, в которой спрятана самая маленькая матрешка (не следующая по размеру). Говорит: "Открой!" Если малыш не может открыть, показывает: "Открываю, закрываю. Открой". Когда ребенок откроет матрешку и достанет маленькую, взрослый закрывает большую матрешку, ставит обеих матрешек перед ребенком и спрашивает: "Где большая? Открой. Возьми маленькую, положи в большую матрешку, закрой. Нет маленькой матрешки. Где она?" Повторяет упражнение. Хвалит малыша.
Дети в клеенчатых фартуках сидят на руках у мам. Каждому ребенку дают картонный лист с "лужицами" безвредной краски красного, синего, зеленого и желтого цвета. Дети пальцами размазывают краски, наблюдая за изменениями цвета.
Мама и ребенок стоят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый говорит малышу: "Покажи, какой ты большой". Осторожно тянет его за руки вверх. "Вот какой большой!
А теперь покажи, какой зайка (любая игрушка) маленький (присаживается и тянет ребенка за руки вниз). Маленький зайка".
Повторяет те же действия, читая стихотворение Н. Пикулевой.
Вот какие мы большие,
Поднимает руки ребенка вверх.
Не малюсенькие,
Приседает вместе с ребенком, показывая руками низко над полом.
Вот такие, вот такие,
Встает, поднимая руки малыша вверх.
Воттакусенькие.
Дети с помощью мам поднимаются и спускаются на одну ступеньку (прямоугольную призму). На следующих занятиях учатся подниматься и спускаться по деревянной лесенке из трех ступенек при поддержке за обе руки.
Малышам дают мячики диаметром 5-7 см, говорят: "Брось мячик!" Ребенок должен не просто отпустить мячик, а сделать замах, бросить (желательно каждой рукой). Не важно, что мяч упадет у ног ребенка, важно само движение. Можно помочь ребенку, действуя его рукой.
Сидя на крупных надувных игрушках, пружинят, удерживают равновесие.
(выше даны занятия на развивашках которые можно и дома повторить)
«Цап»
Взрослый сажает ребенка рядом с собой, берет раскрытую ладошку малыша своей рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали: "Прячьте пальцы! Цап!"». С последним словом он захлопывает ладошку малыша, захватывая ею свой палец. Как правило, дети радуются, поймав палец взрослого, побуждают его повторить игру. В эту игру можно играть с несколькими членами семьи, поочередно ловя пальчики друг друга. В этой игре хорошо развивается координация совместных действий.
«Тушки-тутушки»
Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:
Тушки - тутушки,
С творогом ватрушки.
Пшеничный пирожок
Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!
Дружок!
«Кулачки»
Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по крышке стола в такт стишков:
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли кулачки,
Тук-ток, тук-ток,
Нашей Леночке - годок!
«Курочка кудахчет»
Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:
Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
Ай, куда, куда, куда,
Ай, подай ее сюда!
«Прокачусь по льду»
Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:
Прокачусь-ка я по льду,
Ни за что не упаду!
Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:
Хлоп! - на лед!
Ах, не везет!
Еще один вариант этой игры - «Рыжая лисица»:
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла,
И в ямку бух!
Пусть кукла пройдется по дивану, потанцует, «поговорит» с малышом, поест из игрушечной посуды, ляжет спать. Сценарии могут быть самыми разнообразными: кукла едет на лошадке, на машинке, кукла купается, кукла идет в гости. При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла...
Мельница.
Мельница, мельница мелет муку ( выполняем круговые движения руками ).
Ветер, ветер дует сильней - у-у-у-у ( дуем, как ветер ).
Еще быстрее мельница мелет муку ( ускоряем движения ).
Намололи мы муки
Вот таку-у-ущие мешки - ( показываем объем, подняв руки над головой ).
Будем делать пироги.
Из муки, из муки напечем мы пироги, ( ладошками делаем пирожки ).
Тушки-тушки, сделаем ватрушки, ( пальчиком рисуем круг по другой ладошке ).
Ладушки, ладушки, испечем оладушки ( производим хлопки ).
Наряжаемся
Возьмите какие-нибудь бусы с крупными бусинами, но такие, которые точно не порвутся (а то малыши этого возраста порой проявляют поистине богатырскую силу). Покажите, как надеваются бусы на шею кукле или другой игрушке. Позвольте ребенку самому повторить ваши действия, а также «нарядить» себя самого. Для другого упражнения используйте браслет на резинке. Наденьте украшение на ручку дитя, а затем протяните свою руку, чтобы малыш попробовал сам надеть на нее бижутерию.
Раскладываем по местам
Во что поиграть с 10-месячным ребенком? В порядок! Начинайте с малого. Для этого вооружитесь пустыми емкостями разного размера (пластиковым контейнером, жестяной банкой из-под чая, баночкой от крема и т.п.) и предметами, которые туда будете убирать. По очереди учитесь складывать «на место» те же бусы, катушки ниток, клубочки, пластмассовые крышечки. Покажите малышу, как кладутся предметы в пустое ведерко. Ребенок поймет, что, когда он бросает туда разные вещи, в ответ слышит разные звуки. Такое занятие особенно полезно для тех деток, которые любят разбрасывать свое «имущество» по полу. Затем приступайте к обучению складывания игрушек в пустой ящик или специальный контейнер.
Играем в сыщика
Продолжаем развивать навыки поиска следующими упражнениями. На глазах у малыша спрячьте его любимую игрушку за спину или за диванную подушку. Крохе не составит труда ее отыскать. Не забудьте похвалить малолетнего сыщика. Накрывайте тот же предмет коробкой, миской, пеленкой и т.п. и наблюдайте, как чадо будет пытаться всевозможными способами добыть нужное.
Занимательная анатомия
Купая, умывая, одевая ребенка, всегда проговаривайте свои действия, называя части его тела: «одеваем ножки», «умываем щечки», «расчесываем голову» и пр. После таких уроков малыш сможет показывать пальчиком ответы на ваши вопросы, по поводу того, где у него носик, ушки, пальчики…
В мире животных
Показывая картинки, озвучивайте речь тех или иных животных простыми словами (лошадка - «иго-го», собака - «ав-ав», кошка - «мяу», свинка - «хрю» и т.д). Со временем малыш научится обозначать существ именно этими простыми для произношения слогами. Упражнение важно для понимания и развития речи.
Катаем машинку
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама. Занимательное дело - катать машинки за веревочки. Положите машину под диван, а снаружи оставьте только шнурок от нее, возможно, Ваш малыш догадается, что если потянуть за шнурок, то из-под дивана появится сама машина.
Так же разнообразьте игру, перевозя в кузове грузовичка кубики и игрушки, на воображаемую стройку. Возможно, малыш сначала будет выкидывать игрушки из машинки, возить ее пустую - пусть Вас это не смущает, просто время еще не пришло. Иногда терпеливо показывайте, как интересно можно играть - грузить кубики в машину, везти с грохотом "на стройку", выгружать, ехать за новым грузом…
«Поймай светлячка»
На развитие осознания причины и следствия, координации движений, образного мышления. Возраст малышей от 9 до 12 месяцев.
Для игры нужны: картон, ножницы, фонарик карманный, скотч и чтоб в комнате было темно.
Порядок действий:Нужно вырезать из картона насекомое, светлячка к примеру , по размеру чтоб помещался в стекле фонарика. Скотчем прикрепить этот трафарет к стеклу фонарика. Выключить свет, удобно расположиться и включить фонарик
Нужно передвигать медленно лучик света, привлекая внимание малыша. Затем попросить поймать светлячка Как вариант, можно дать поймать светлячка, выключив фонарик и сказать: «Молодец, ты поймал светляка». Потом внезапно включить фонарь, но показать луч света уже в другом месте и сказать «Ой, другой появился светлячок». Малышу будет интересно самому управлять фонариком, предложите малышу самому попробовать поиграть с светлячком.
Игра «Потрогай!»
Долой слова «Нельзя!», «Не трогай!» Скажи малышу «Потрогай!»Возраст от 18 до 24 месяцев.
Игра развивает познавательные навыки, исследовательские навыки и воображение.Возьмите 6 маленьких бумажных пакетов и 6 разных на ощупь предметов.
Порядок действий:Положить в пакеты можно, к примеру: мячик маленький, вату, губку, игрушку любимую, ёршик для мытья бутылочек, мочалку.Закройте пакеты и посадите рядом малыша.Выберете пакет и приоткройте его, пусть малыш засунет руку в него.Спросите, что он ощущает, может ли он угадать, что там в пакете.Если не может ответить, сами руку засуньте и опишите предмет.Если малыш не может догадаться, что там, пусть взглянет на него.Как вариант можно положить продукты питания в пакеты, после того, как малыш угадает он может съесть предмет.
Увлекают детей обыкновенные прищепки, старый телефонный аппарат, обыкновенная бутылка или баночка из-под крема(открутить крышку - это целое дело для малыша!), визитница (доставать/засовывать цветные карточки), стучать пальчиком по старой клавиатуре, заниматься с водой(переливать, мочить тряпочки, губку и т.д.).
Рупор
Возьмите широкую пластиковую трубу или сверните бумажный рупор, и поговорите с ребенком через него. Поднесите к уху ребенка и что-нибудь скажите. Пусть и малыш попробует разговаривать с вами через рупор.
Кухонный оркестр
Дайте ребенку ритмично постучать ложкой по металлическим кастрюлям, чугунным сковородкам, побить в крышками, поиграть на деревянных ложках.
Колокольчик - погремушка - ложки
Положите на стол 2 погремушки, 2 колокольчика, 2 деревянные ложки. Выберите одну погремушку и погремите ею. Предложите малышу тоже взять погремушку и позвучать ею. Потом верните все на стол. Возьмите колокольчик и позвените им, а ребенок пусть повторит за вами ваши действия. Затем возьмите ложку и постучите ею об стол, а ребенок присоединиться к вам.
Команды: В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
Дождик, дождик: В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"
Сюрпризы: Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.
Стаскивание бумажной полоски со стола: Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.
"Делай, как я": В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге: Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.
Коробочка с дырочками: Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
занятия по сенсорному развитию:
Итак, что Вам потребуется.
5-6 кг. манной крупы (она заменит нам песок).
Большой таз.
Горох, гречка, фасоль, рис, бобы, макароны, орехи…в общем все что есть из круп и орехов дома.
Выбираем бобы, макароны, орехи из манки и собираем в отдельную мисочку;
пересыпаем ложкой (чайной и большой) из одной миски в другую крупу, а потом пробуем тоже самое сделать руками;
солим (покажите малышу как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее);
рисуем веселые картинки пальчиком на подносе с манной крупой;
учимся просеивать при помощи сито;
ищем клад в манке (кладом могут быть разноцветные бусины, пуговицы, игрушки);
учимся сортировать (выбираем из манки бобы и макароны и складываем в две отдельные мисочки);
играем с воронкой (просеиваем через нее крупу, просовываем бобы, макароны);
учимся отгадывать что это за крупа на ощупь, не глядя.
- перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
- выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
- откручивание крышек - больших ( от пластиковых бутылок ) и маленьких ( от тюбиков из-под крема );
- рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
- пальчиковые игры со стишками ( типа «Сороки-воровки» );
- игры со шнурками, узелками, ленточками;
- использование ложек разного размера для еды;
- копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.
Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей
Игра «Ловись рыбка!»
Эта игра способствует развитию координации движений. Для игры потребуется небольшой тазик с водой, пластиковые и резиновые мелкие игрушки, небольшое сито, лучше, если с ручкой, удобной для захвата.
Дайте ребенку сито, а игрушки опустите в таз с водой. Он будет зачерпывать ситом игрушки, и вынимать их из воды.
Также вместо сита можно использовать и поварешку, например.
Игра «Все ли правильно?»
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей?
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Игра «Оторви игрушку!»
У вас есть двусторонний скотч? Очень полезная штука. Приклейте его к полу, а сверху положите на него несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием оторвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша.
Игра «Машина едет по туннелю»
Покажите малышу, как игрушечная автомашина едет через туннель (приспособьте для этого картонную коробку). Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
Игра «Водичка, водичка»
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать и переливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.
Игра «Вкусные сыпучки»
Малышу очень удобно и интересно будет пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. С другой стороны - так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одной посудинки в другую. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Игра «Волшебные узоры»
Используйте в рисовании вместо карандаша муку! Рассыпьте муку тонким слоем на цветной чистой гладкой поверхности, например, однотонного пластикового подноса. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Игра «Босиком»
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ворсистому ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Развиваем понимание речи и звука, развитие речи
Первые обобщения
Хорошо если каждый предмет (игрушка), привлекающая внимание малютки, в Ваших устах получает свое название. Тогда вы заметите, что малыш «готов» запоминать их. Мало того, у него появляются первые простейшие обобщения.
Проведите следующий эксперимент. Подберите несколько разных куколок, расставьте их в поле зрения ребенка, сочетая с другими игрушками. Затем обратитесь к малышу с вопросом: «Где куколка? Где ляля?». Не торопитесь, дайте ребенку сориентироваться, если необходимо, повторите вопрос медленно. Ребенок укажет на свою куколку. «А где еще ляля?» - задайте второй вопрос. Если обобщение в понимаемой ребенком речи сложилось, он укажет вам и на других кукол. Так он будет отличать и иные знакомые предметы.
Если малыш выполняет ваши пожелания, значит, он научился обобщать не только идентичные, но и некоторые однородные предметы, находя их среди знакомого множества.
Если же сын или дочка не понимают Вас, не переживайте, значит, ребенок в ближайшем будущем овладеет сравнением и обобщением в действии. Но ему надо в этом помочь. Для этой цели, мы предлагаем Вам такое занятие:
Игра «Обобщения»
Расскажите и покажите, например, что слово «шарик» обозначает любой круглый и катающийся предмет (шарик от пирамидки, воздушный шар, пластиковые шары сухого бассейна и т.п.). Или слово «книга» обозначает не только одну конкретную книгу, но все книги; Точно так же, можно продемонстрировать и другие предметы, потому что слово-название несет в себе обобщающую функцию и ребенок начинает это усваивать только на практике.
Звуки за окном
Если вы услышите, как летит самолет, или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Развиваем чувство ритма
Включите приятную ритмичную музыку и покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных. Пусть попадать в ритм у ребенка получится не сразу, ведь первые «шаги» всегда даются с трудом. Используйте для этих целей и игрушечный музыкальный инструмент.
Первые книги
Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.
Возможно буду дополнять...