№ 2 Упражнения по развитию речи у детей 2-х лет (конспект занятий на Среду)
Развиваем мелкую моторикуДевочки, привет!
Спасибо за то, что поддержали мою идею. Создавать посты только для себя, конечно не так интересно, как если ощущаешь поддержку и нужность того, что пишешь.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, хотя бы коротенько, по первому дню, что понравилось Вашим малышам, что не очень, с чем были трудности, а что прошло легко. Хорошо?
Как и в первый раз небольшое введение.
На развитие речи ребенка, как мы уже говорили на прошлом занятии, большое значение оказывают такие вещи как развитие мелкой моторики и физическая активность ребенка. Т.е. чем больше ребенок двигается ежедневно, чем лучше он развит физически, чем больше действий он совершает и чем большим количеством навыков владеет, тем лучше, эффективнее и быстрее развивается его мозг, а значит и речь.
Невролог Л.Р. Биттерлих пишет о том, что ребенок к возрасту 2,6 года: "Ест уверенно и самостоятельно ложкой. Если до сих пор вилку не использовали, то теперь может быстро научиться есть и вилкой. Из бытовых навыков: сам надевает и снимает носки, штанишки, трусики, просторную куртку и другую удобную для него одежду. Некоторые дети могут расстегивать и застегивать несколько пуговиц. Все дети в этом возрасте должны уметь самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем".
Постепенное научение ребенка всем этим действиям позволяет родителям, "убить сразу двух зайцев". Во-первых, ребенок приучается к самостоятельности, а значит более уверенно себя чувствует, например, в том же самом детском коллективе и не только. Дети возраста 2-3 лет сейчас находятся на этапе - " Я сам!". И представьте себе, у него получается самому одеть носки, трусики и т.д., т.е. самому справиться с таким сложным делом, от которого все домочадцы просто тают от восторга. Ну где тут у ребенка не появиться гордости за себя самого и стремления уметь все на свете? :) Плюс у мамы появиться лишняя минутка свободного времени.
А во- вторых, развитие любых бытовых навыков и навыков самообслуживания у ребенка - это одна из самых эффективных тренировок мелкой моторики.
Поэтому сразу предлагаю ЗАДАНИЕ на ДОМ: давайте посвятим эту неделю обучению такому бытовому навыку, как одевание и снимание носочков. Если вы уже это умеете, то тогда усложните задание и начинайте с колготок или брюк. Если пока с носочками сложно, то остановитесь на трусиках, например. Если этому нужно посвятить отдельный пост, напишите, пожалуйста, в комментариях.
И, наконец, упражнения и игры.
1. В прошлом посте № 1 мы освоили массаж ручек и пальчиков. Его желательно делать ежедневно. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию вариант Пальчиковой игры . Она очень проста и интересныаза счет добавления стихотворных строк. В нее можно играть везде (например, в моменты вынужденных ожиданий - очереди в детской поликлинике, во время поездки домой в автобусе и т.п.). В такую игру желательно играть с ребенком 4-5 раз в день.
Игра " Пальчики"
Массируем между своими пальцами ( указательным и большим) каждый пальчик ребенка от основания до кончика и проговариваем потешку:
Мы с (имя ребенка) играем, (пока произносим строчку массируем мизинец)
Пальцы все перебираем ( массируем безымянный)
Этот пальчик - всех длинней (массируем средний)
Этот пальчик - всех умней (массируем указательный)
Этот пальчик - всех короче, (массируем большой палец )
Этот стать побольше хочет (массируем большой палец на другой руке),
Этот знает все игрушки, ( массируем указательный)
Этот ушки на макушке, (массируем средний)
Этот прячется в тенек, (массируем безымянный)
Этот маменькин сынок (массируем мизинец).
Даже если собьетесь, ничего страшного. Тут суть, именно, в массаже и чтобы ребенку было интересно.
По времени - 5 минут.
2. Упражнение Волшебная (сенсорная) коробка.
Давайте вместе с малышом создадим волшебную (сенсорную) коробку.
Нам понадобиться:
+ Картонная коробка небольших размеров (хорошо из под детской обуви, и хорошо, если с крышкой)
+ Цветная бумага или старый журнал, или ненужные картинки (для оклейки коробки)
+ Ножницы
+ Клей
+ Неопасный наполнитель разного свойства (кусочки меха, крупные пуговицы, камешки, сухие макаронины, изделия из дерева вроде колец и шариков, фасоль, мелкие игрушки, природный материал вроде желудей, каштанов, шишек, фигурки, мятая бумага, ткань и т.д.). Тут все зависит только от вашей фантазии. Можно сделать коробку тематической (например, только из игрушек или фигурок домашних животных).
Порядок работы:
Показываем ребенку как надо рвать бумагу на полоски, потом на прямоугольники и квадратики. И пусть рвет. Это основа, которой и будем обклеивать коробку. Приучайте его работать аккуратно. Например, "чтобы порванная бумага не летела на пол, давай будем складывать ее в глубокую тарелочку".
Нарвали. Вооружаем ребенка клеем (лучше на мой взгляд подходит клей-карандаш) и показываем ему как намазывать клеем и как приклеивать кусочки бумаги к коробке. Главное, этим грешат многие мамы и папы и я в том числе, не делать за ребенка. Показать, где-то подправить, но пусть клеит сам. Так как может. Можно приклеить к коробке пуговицы, кусочки ткани.
Когда коробка готова, загружаем в нее наполнитель. Если у коробки есть крышка - это еще интереснее! Вырезаем в крышке отверстие, чтобы ребенку было удобно залазить в коробку рукой и доставать оттуда не глядя разные вещицы по одной. Крышку можно в нескольких местах зафиксировать скочем.
Цель сенсорной коробки развить в детях любопытство, воображение, концентрацию внимания, а процесс ее изготовления - мелкую моторику.
Примерное время - не более 20 минут. Изготовление коробки можно выполнять в несколько этапов.
3. Упражнение для физического развития -
Ходьба по бревну вперед и боком в обе стороны. ( из книги И. Красиковой)
Это упражнение отлично развивает координацию движений. В качестве " бревна" можно использовать все, что найдете. Здорово, если это будет упавшее дерево, или бревно на детской площадке, или гимнастическая скамейка, но в крайнем случае подойдет и обычный высокий поребрик тротуара. Для начала помогите малышу идти по бревну, поддерживая его за руку. Когда начнет хорошо получаться научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую,и в
левую стороны бревна.
Перешагивание через препятствия
Научите ребенка ходить,высокоподнимая ноги, как«цапля». Начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10-20 см (или положите две параллельные палочки).Предложите малышу перешагнуть через них несколько раз. Можно,положив на пол лесенку,провести ребенка внутри лесенки по полу,перешагивая через ступеньки.Затем проведите его по ступенькам от одного конца к другому. Попросите малыша перешагнуть через невысокий предмет(10-15 см). Если это упражнение выполняется хорошо,усложните его,разместив на полу несколько препятствий.
Примерное время - 15-20 минут.
Итого затраты по времени - 45 мин\день
Вот вроде и все на сегодня! Жду ваших комментариев. :)