Педприкорм как я его понимаю
Как сочетать прикорм с кормлением грудьюДисклеймер: Все нижеизложенное всего лишь мое отдельно взятое мнение и касается оно в основном меня и моей дочки. Этим постом я ни в коем случае не осуждаю и ни в чем не обвиняю тех, кто прикармливает своего малыша по-другому. Я написала только то, что здесь изложено, и не надо искать скрытое между строк.
Педприкорм должен быть нашим вариантом, - это я знала еще до рождения Сони. Вариант прикорма, который был для меня безальтернативным в свое время,- мне и Соне не подходит категорически. Даже прогрессивный Комаровский со своей кисломолочкой меня не убедил )))
Педприкорм, слышала я краем уха и читала краем глаза,- это когда ребенку сначала дают пробовать что угодно в безопасных микродозах, а потом наблюдают, какой вид пищи нравится ребенку и начинают потихоньку увеличивать количество еды до адекватной порции. Мне подход понравился, и я его начала претворять в жизнь.
Соня охотно пробовала разные продукты, но как только я начинала давать ей то, что она вроде бы охотно пробовала накануне, то на 2-3 чайных ложках мы и останавливались. Потому что через Сонино «не хочу» я не переступила ни в чем и ни разу. За месяц с лишним выяснилось одно- пюрешки она ест менее охотно, чем кусочки. Все. Я зашла в тупик. Наши ровесники рубают каши и мясные супы. Сонька послала каши, кабачки и прочие брокколи в сад. Я остановилась и стала думать- то есть сделала то, с чего и следует начинать такую важную вещь как прикорм.
Сразу у меня возникло несколько принципиальных вопросов.
- Почему мне как маме, важен этот прикорм и все, что с ним связано? Мне лично важен прикорм, потому что он касается моего ребенка, и затрагивает наши с ней принципы взаимодействия, а точнее, взаимное доверие. Я доверяю Соне, когда она показывает мне, что ей нужна или не нужна еда. Соня доверяет мне в том , что я решаю, чем ее кормить. И еще, потому что прикорм напрямую касается нашего ГВ, которое для нас обеих очень важно.
- Какие у нас с Соней цели прикорма, к чему мы идем? Цель, как я для себя выяснила, у нас одна (три в одном): чтобы Соня научилась есть самостоятельно, предпочитая здоровую пищу и придерживаясь правил здорового питания. При этом я хочу, чтобы Соня оставалась на ГВ минимум до 2-х лет.
- Что ребенку есть? Важно, чтобы это была здоровая пища, все мы знаем что это такое. Но не важно, что именно и в каком порядке!
- Как ребенку есть? Брать пример с мамы, то есть с меня, и есть по желанию вместе со мной. Брать самому куски с маминой тарелки или кормиться с маминых рук/ложки.
- Сколько, как много ребенку есть? Столько, сколько он хочет и просит.
Я поняла, в чем разница между педиатрическим и педагогическим прикормом. Педиатрические схемы, как мне кажется, нацелены на то, чтобы, невзирая на желание ребенка, впихнуть в него прописанные неведомо кем количества еды, а также медленно, но верно, заменить кормления грудью на твердую пищу к возрасту одного года, - и тем самым свести ГВ на нет. При этом ребенок может позволить себя кормить, а может и не позволить.
В то время как педприкорм – это мягкий способ привить ребенку принципы здорового питания и навыки самостоятельного питания к тому возрасту, когда он будет готов к полной замене ГВ на твердую пищу, то есть к двум годам. Весь период прикорма ребенок по-прежнему получает все необходимое из грудного молока, а не из дополнительной пищи. Поэтому нет причин форсировать события и увеличивать ребенку порции. Любое кормление осуществляется только по просьбе ребенка.
Я вижу, что педприкорм и ГВ – это как части одного паззла, складно подходят друг к другу. И наконец-то этот паззл сложился в моей голове)))
Чему научится ребенок за время педприкорма, причем независимо от того, насколько эффективно он обучается
- Глотать твердую пищу и не давиться, откусывать и есть кусочки
- Неспеша полюбить широкий диапазон полезных продуктов
- Пользоваться столовыми приборами
- Принимать участие в общесемейной трапезе
Итак, о педприкорме тезисно:
Основная пища младенца- это грудное молоко. Для меня это постулат и аксиома, и понимаю я ее буквально. Не надо заменять кормления грудным молоком на что-либо еще, ребенок продолжает питаться грудным молоком и получает из него все необходимое.
Прикорм начинается тогда, когда у ребенка появился т.н. пищевой интерес. Не в 5, 6 или в 7 месяцев, и не тогда, когда у него прорезается первый зубик, а только когда ему становится интересно, что лежит у мамы в тарелке и он постоянно хочет это пробовать. Чтобы ему стало интересно, надо питаться в присутствии ребенка или посадить его на колени.
Фаза прикорма, когда ребенок пробует различные продукты, продолжается до тех пор, пока ребенок не начнет выказывать желание есть, чтобы насытиться, а не просто попробовать. Это выражается в том, что ребенок сам просит определенный тип еды, требует еще и еще ложечку.
На этом этапе у ребенка появляется своя тарелка и столовые приборы. Право, неважно, сколько месяцев будет ребенку, но в среднем от 8-14.
Далее, ребенок начинает есть очень маленькие порции «общей» еды, и его следует кормить до первых признаков усталости или насыщения. Никаких уговоров, ложек за здоровье папы, телевизоров и других развлечений во время кормления быть не должно, иначе вы меняетесь местами, вы- проситель, ребенок- дающий, а должно быть с точностью наоборот: ребенок просит, вы кормите.
Не надо считать объемы съеденной пищи, точно также как мы не считаем объемы грудного молока! Не бояться, что ребенок не наедается, не кормить насильно, потому что мы помним пункт первый: ребенок наедается не прикормом, а молоком.
Следующая фаза, когда ребенок ест вместе с матерью ту же самую пищу, в тех объемах, которые ему подходят. При правильной расстановке акцентов, только на этом этапе ребенок готов заменить кормление грудью на твердую пищу. А если при этом ограничивать другие жидкости, то обед всегда заканчивается молоком из маминой груди.
Почему мне кажется правильной такая схема прикорма.
Потому что она во-первых, основана на доверии к ребенку и на уважении к его желаниям. Полностью исключается то самое насилие едой, которое мы сплошь и рядом наблюдаем у младенцев («ложку за папу, ложку за маму»).
Далее, пища сохраняет свой первоначальный смысл. Мы едим, чтобы насыщаться, а не потому, что все едят, и нам пора. Это будущая профилактика заедания своих страхов, стрессов, залог хорошего аппетита и сбалансированного питания. Потому что, это я надеюсь, понятно априори, чтобы питаться вместе с ребенком, надо иметь в тарелке продукты, которые не страшно ему предлагать.
Надо хорошо понимать, что педприкорм не ограничивается первым этапом (микродозами), и неоправданное увеличение количества еды из рациона микродоз- это ни разу не педприкорм, а старая схема докорма, цель которой- избавиться от ГВ как можно скорее.
О питье. Педприкорм подразумевает, что всю жидкость ребенок по-прежнему получает из молока. Не считается питьем крохотные порции в пару глотков разбавленного сока, чая или иного компота. Но я лично буду давать воду, потому что живу в слишком жарком климате, где есть большая опасность обезвоживания. Только поэтому.
ПС Продолжение нашей истории прикорма http://www.babyblog.ru/user/MaryLou/3069451