Урок 3. Принцип двойной записи.
УрокиЯ так чувствую, на прошлом занятии многие испытали мандраж перед множеством документов, которые я рекомендовала найти и просмотреть.
Поэтому сегодня будет все просто и понятно.
История бухгалтерского учета очень долгая - вот, например, Википедия пишет:
Первое применение двойной записи в истории человечества зафиксировано у инков: она применялась в кипу — универсальной и всеобъемлющей системе передачи и анализа статистической информации и принятия основанных на ней решений, охватывавшей всю их империю Тауантисуйу.
Вообще же, появление классической бухгалтерии в виде двойной записи обычно связывают с именем Луки Пачоли, жившего в Италии (1445-1517). .
Вот он, этот подозрительный тип гражданской наружности:
Это был известный математик, который помимо всего прочего многое в своих трудах посвятил разработке ведения учета по принципу двойной записи.
Прежде всего, он сформулировал следующие цели учета:
1) получение информации о состоянии дел, ибо учет следует вести так, "чтобы можно было без задержки получать всякие сведения как относительно долгов, так и требований;
2) исчисление финансового результата, ибо "цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенно соответственную выгоду для своего содержания"
"Счета -писал Пачоли, - суть не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получает сведения о всех своих делах и о том, идут ли эти дела его успешно или нет"
В современных источниках принцип двойной записи формулируется так:
Каждый учетный счет состоит из двух частей: дебета и кредита. Основным принципом учета при этом является выполнение в любой момент времени равенства (уравнения баланса):
ВСЕ Активы = ВСЕ Пассивы
Теперь остановимся для того, чтобы все это расшифровать.
Для начала надо дать определение некоторым базовым понятиям.
Хозяйственная операция — событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования.
Проще говоря - любое финансовое событие. Перемещение товаров, перечисление денег в любой валюте, начисление и выплата зарплаты - любое событие, которое необходимо отразить в бух. учете - это хозяйственная операция.
Проводка — запись в бумажном журнале или в компьютерной базе данных об изменении состояния учитываемых объектов.
В каждой проводке сумма и количество обычно указываются по дебету одного счета и по кредиту другого. Проводка - это бухгалтерская запись о хозяйственной операции.
Сальдо - остаток по счету. Например, на складе осталось две пары валенок, по 30 руб. каждая. В бухгалтерии это значит, что сальдо по дебету счета "Товары" - 30*2 = 60 руб. Дебетовое сальдо - это актив. В данном примере наш актив - две пары валенок! Ура! (Хоть что-то...)
Сальдо бывают не только дебетовые, но и кредитовые. Например, если вы должны 100 руб. Васе, то это кредитовое сальдо по счету "Прочие дебиторы и кредиторы". Вася - кредитор))) Источник возникновения у нас 100 руб. - Вася. Это, как вы уже поняли - пассив. :)
Чтобы соблюсти в этом примере баланс - надо придумать, куда мы девали 40 руб., оставшиеся после покупки валенок, которые стоят 60 :) Тогда у нас баланс сойдется - взяли у Васи стольник, на 60 руб. купили валенки, 40 - на ваше усмотрение, но тоже в активе))
Распишем поподробнее:
Актив----------------------------------------Пассив
60 руб - валенки -----------------------100 руб. Вася
40 руб.
_____________________________________________
100 руб.-------------------------------------100 руб.
Активы (остатки по дебету счетов)— отражают информацию про имущество и имущественные права организации на определенную дату.
Пассивы (остатки по кредиту счетов)— указывают на источники возникновения активов.
Обращаем внимание - эта табличка - подобие БАЛАНСА. Баланс - это не движения средств, а остатки по счетам, мгновенная "фоотография" финансовой деятельности, ее состояния на определенный момент. Баланс составляется после того, как учли обороты по всем счетам и вывели их остатки. Остаток (сальдо) каждого счета записывается либо в актив (дебетовые остатки), либо в пассив (кредитовые остатки). Есть некоторые исключения, но о них поговорим потом.
Каждая двойная запись - проводка - изменяет и актив, и пассив, обязательно сохраняя баланс. Увеличение активов отражается в дебете счетов, увеличение пассивов в их кредите. Действует закон сохранения: сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме их кредитов. Это позволяет легко контролировать правильность: если нет баланса, то где-то в учете была ошибка.
Теперь то же самое скажем еще более понятно.
Проводка фиксирует любое движение материальных (и нематериальных) ценностей предприятия.При этом указывается откуда и куда эта ценность переместилась.
Откуда - Кредит (источник появления средств)
Куда - Дебет.
Можно то же самое попробовать сделать и в жизни, в домашнем хозяйстве, для наглядности.
Например.
У вас в кошельке было 500 руб.
Вы их потратили на продукты.
Из продуктов приготовили обед.
Какие здесь можно соорудить проводки? :) Обратите внимание - составить ПРОВОДКИ, а не БАЛАНС. Т.е. не выводить остатки по счетам, не считать общие обороты, а просто зафиксировать движения средств! Далее смотрим на табличку, в левом столбце дебет, в правом - кредит, счета наши - Кошелек, Магазин, Продукты и Обед, а сумма проходит одновременно по дебету одного счета и кредиту другого, т.к. мы пользуемся принципом ДВОЙНОЙ записи (сумма не по кредиту, а сразу по двум счетам - дебету одного и кредиту другого):
Дебет ----------------------- Кредит
Магазин <-----------------Кошелек ----------500 руб.
(Потрачены деньги в магазине)
Продукты <--------------Магазин-----------500 руб.
(Из магазина поступили продукты на 500 руб.)
Обед<---------------------Продукты----------500 руб.
(Из всех продуктов приготовлен вкусный обед.)
Вот, в общем-то и весь принцип двойной записи.
Подробнее об оборотах и остатках - в следующем занятии, чтоб не сильно путаться.
Домашнее задание:
Придумать свой пример с "проводками" из вашей жизни, как в шуточном примере урока :)
ВНИМАНИЕ!!! Составить не баланс, как в случае с Васей - а ПРОВОДКИ. Повторяем - проводка отражает движение средств, баланс - это остатки по счетам на конец периода. Вам нужно сделать проводки!!! Баланс по ним на следующем занятии!
Можно поразмышлять и поспорить, вот как здесь :)
Прошу прощения, если где-то сбились столбцы - пробелы глючат(( В табличках вместо пробелов ставлю ---- пусть это никого не смущает :)