Редкая птица - Айрис Апфель
расширяем горизонты....моду можно купить. Стилем вы должны владеть. Можно научить людей хорошему вкусу, можно научить людей быть терпимыми и открытыми, и можно даже научить их быть более смелыми ... но есть определенное "нечто", чему нельзя научить ...
Айрис Апфель (Iris Apfel) — одна из самых экстравагантных женщин в мире моды.
Она смело соединяет Haute Couture с находками с блошиных рынков и аксессуарами, привезёнными из путешествий, текстиль XIX века с модными трендами Dolce&Gabbana, Oskar de la Renta. Она - дизайнер, коллекционер и создатель одной из престижнейших в мире фирм по производству тканей Old World Weavers.
Она не молода.
Да что уж темнить! Скажем прямо - ей совсем скоро стукнет 90!!
Айрис о себе:
«Я - самый старый тинейджер мира. А все эти американские иконы стиля слишком совершенны для меня».
О личной жизни
Айрис Баррель Апфель (Iris Apfel) родилась 29 августа 1921
года в Квинсе (район Нью-Йорка, США) в семье американского бизнесмена –
поставщика изделий из стекла и зеркал для дизайнеров по интерьеру Самуэля
Барреля и русской эмигрантки – владелицы модного бутика. Родители Айрис были
заняты собственным бизнесом, поэтому девочку в основном воспитывала бабушка.
Ее отец был далеким от моды человеком, ему было все равно как он одет, и что о нем думают другие. Мать силой затаскивала отца в магазины прилично одеться, а он одевал на одну ногу брючину от костюма и тут же говорил: «Все, я беру это». В детстве Айрис была очень полной, страдала от этого, но назло себе постоянно ела, что бы окончательно не влезать в свою одежду. Мама также силой вытаскивала Айрис в походы по магазинам, и каждый раз девочке приходилось умирать от стыда за свою фигуру, потому что у матери она была великолепной.
А с 12 лет Айрис Баррель уже начала самостоятельно покупать одежду и аксессуары, любовь к которым проявилась с детства. Ее мать, модница, всегда говорила, что, даже имея одно платье, можно при помощи украшений создать два десятка образов.
Айрис Барель изучала историю в Нью-Йоркском университете, а также брала уроки истории искусства в Университете Висконсина (США). В 19 лет Айрис уже работала составителем рекламных объявлений в ежедневнике Women’s Wear Daily - самой авторитетной газете о новостях модного бизнеса в США. Но довольно скоро девушка поняла, что это дело не интересует ее, она оставила газету и начала работать с иллюстратором Бобом Гудменом (Нью-Йорк, США).
Затем Айрис заинтересовал интерьерный дизайн, где она познакомилась и начала сотрудничать с дизайнером интерьеров Элинор Джонсон (Нью-Йорк, США). И, поскольку отец Айрис был известным поставщиком предметов из стекла и зеркал, работал с лучшими дизайнерами Нью-Йорка, он и ввел в этот круг свою дочь.
В 1948 году в 27 лет Айрис познакомилась с будущим мужем - Карлом Апфелем на курорте Лейк-Джордже в северной части штата Нью-Йорк (США).
«Он тогда сказал моему другу, что я могла бы быть очень привлекательна, если бы исправила свой нос. А я сказала другу, передай ему, что бы он пошел запустил бумажного змея» (вероятно с американского слэнга значит: «поди ка помечтай»).
А несколько недель спустя Айрис пришла домой с работы, зазвонил телефон, это был Карл Апфель. Он прокричал в трубку, что буквально ошеломлен гардеробом, в который Айрис была одета в тот день, а особенно ее шляпой, он наблюдал за ней из автобуса на Пятой авеню, а она шла по тротуару.
Через четыре месяца, в Рождество, Айрис уже получила обручальное кольцо, и они поженились.
«Иногда я спрашиваю себя, чем он отличался от других ее друзей. Он был очень легок и очень забавен, и только с ним я находила общий язык и полное понимание».
Детей пара так и не завела, об этом Айрис говорит:
«Все успеть невозможно. Я хотела карьеру и хотела путешествовать».
О работе
Однажды Айрис Апфель как дизайнер интерьера, искала идеальную шелковую обивку для стен интерьера. Разматывая один за другим сотни рулонов, она поняла, что нашла свое настоящее призвание - дизайн текстиля. Созданная в 50-е годы супругами Апфель фирма по производству тканей Old World Weavers стала одной из престижнейших в этой области компаний в мире. Компания реставрировала и точно воспроизводила старинные ткани на оригинальных ткацких станках. Репродукции античных и старинных тканей Old World Weavers покупали для реставрационных работ в Белом Доме и Метрополитан-музее, здесь заказывали ткани для специальных событий Эсте Лаудер и Грета Гарбо. Именно в Old World Weavers и в декорировании интерьеров текстилем Айрис Апфель по-настоящему нашла себя. Компания Old World Weavers существует и по сей день, только хозяева сменились – в 1992 году супружеская пара продала свою компанию Stark Carpet Company, но Айрис Апфель осталась ее бессменным консультантом.
«Мы чувствуем себя как любимые бабушка и дедушка … наблюдающие как дальше растет наша компания. За прошедшие пятнадцать лет добавилось еще много тканей в Old World Weavers. Мне нравится видеть, что они все еще держат марку и выпускают старые разработанные еще нами материалы».
Об интерьере своего дома
Интерьеры нью-йоркской квартиры супругов Апфель также отражают внутренний мир и увлечения ее и мужа. Голландская живопись и кушетка времен Людовика XVI, венецианские стулья, целое «королевство» зеркал в золоченых рамах, итальянские консоли, разноцветные аксессуары в лапах резной статуэтки собаки, китайские мотивы в тканях, розы, парча...
Айрис негативно относится к минимализму, ее фавориты – цвет, текстура, изобилие, а потому ее квартира напоминает будуар госпожи Помпадур, когда в эпоху Людовика XV во дворцах нельзя было найти ни единого свободного места. Апфель говоря о своем жилище, называет его «джазом»:
«Хранитель музея однажды сказал мне, что в том, как я сочетаю вещи, есть джазовый компонент. Джаз – это импровизация, которая тянет элементы из всех культур».
Так делает и Айрис Апфель – в интерьере ее квартиры вещи, которые она привозила из самых разных мест, не только стран, но и эпох. Именно поэтому в ее доме так много вещей XVII и начала XX веков. И ее звездный дом в Нью-Йорке – лучшее доказательство того, что из хаоса можно создать произведение искусства. А началось все с купленной в Толедо (Испания) картины Веласкеса. Впрочем, Айрис не уверена точно, подлинный ли это Веласкес. Она говорит, что, если бы он был подлинным, ей было бы тяжело оставить его висеть фактически на пороге дома, в прихожей…
О стиле и моде
Айрис Апфель никогда не придерживалась определенных рамок стиля и моды. Она называет себя самым старым тинейджером мира. В своих интервью она говорит, что приобретала одежду не с целью сбора коллекции. Это была для нее охота, азарт, она заядлый шопоголик.
Но привлекает ее в шопинге не простая примерка одежды по совету стилиста или консультанта, а именно подбор одежды. Тщательный поиск интересных деталей, и последующее их «соединение» – вот истинное веселье для нее.
Айрис Апфель считает, что процесс одевания – это творческий эксперимент, веселый, восхитительный, с использованием изумительных необычно сделанных вещей. Для нее ключ к ее стилю – это аксессуары: огромные очки, браслеты, бусы которые считаются ее отличительной особенностью.
Айрис собрала бесчисленную коллекцию, украшений, поясов и сумок, без которых она говорит, что не смогла бы жить. На вопрос как она сейчас справляется со своими тяжелыми аксессуарами, Айрис шутит:
«Вполне успешно, за некоторыми небольшими исключениями. Например, когда я ношу серебряное ожерелье с бирюзой, я должна быть уверена, что не простою на коктейльной вечеринке больше 8-9 минут, перед тем как сесть за стол ужинать. Иначе я просто упаду».
Миссис Апфель никогда не гонится за модными трендами, за тем, что диктует мода всем остальным. Также Айрис считает себя безнадежным романтиком. Она покупает вещи, потому что влюбляется в них.
«Я никогда ничего не покупала только потому, что это ценно. Мой муж говорит, я смотрю на кусок ткани и слушаю нити. Они рассказывают мне истории. Они поют мне песни. Я должна получить физическую реакцию, когда что-то покупаю».
Она смешивает все это, и называет это своим собственным стилем. Удивительное смешивание стилей поражало многие годы окружающих, поражает и ныне. Однажды она вышла в город в вышитой вручную свадебной юбке династии Чинг, итальянском кашемировом свитере и английских кожаных сапогах для верховой езды. Один из её друзей говорит, что открыть шкаф Айрис, это все равно, что открыть шкатулку с сюрпризом.
Ее манера, стиль одеваться, свойственные только Айрис Апфель, весьма необычны, она совмещает несовместимое, это баланс на грани изысканного вкуса и нелепой безвкусицы, но эту грань она никогда не переступала. Повторить подобное вряд ли кто-нибудь сможет. Айрис Апфель – это, несомненно, стиль вне возраста и времени. Вот что говорит Айрис по поводу своих ансамблей:
«Это не мыслительный, а эмоциональный процесс. Я играюсь, отсеиваю. Слишком много знаний сковывают. Лучшее, что можно сделать – это расслабиться. Я люблю архитектурную одежду, чтобы «мебелировать» могла я сама. Если это хорошая базовая вещь вы всегда можете придать ей новый вид, сделать более нарядной, или, наоборот, строгой, меняя аксессуары»..
Гарольд Кода (Harold Koda), куратор Института Костюма, заметил: "Этот стиль одежды требует особого, отточенного восприятия мира. И смелости".
О русских корнях
Поскольку у Айрис Апфель есть русские корни, она также говорила о России: «Русские женщины меня восхищают! Вы знаете, у меня славянские корни, поэтому мы с мужем не могли не побывать в вашей стране. В 50-е пару раз плавали к вам из Италии – в Одессу и в Сочи. Увы, воспоминания остались не самые радужные – нищета, плохо одетые люди, жесткий пограничный контроль… Но женщины даже тогда были ослепительны!»
В свои 90 лет Айрис мечтает побывать в Москве и ждет, когда у ее мужа перестанет болеть спина и он сможет составить ей компанию.
«Я обязательно соберусь в Россию. Думаю, что моя переменчивая натура – это очень русская черта».
В августе 2011 года режиссер Альберт Мэйлз объявил о своем желании снять документальное кино об Айрис Апфель. А ее друг, английский дизайнер Дуро Олоуу говорит о ней: «В Айрис больше 'улицы' чем в других которых я знаю. Вы думаете о великих костюмерах – Глории Гуиннесс или Бэйб Палей - и это является безупречным, но холодным. Айрис одевается так, как мы все оделись бы, если бы у нас были глаза. Мода походит на большую коробку Lego для нее."
И о возрасте
Айрис Апфель стала более интригующая с возрастом и седыми волосами, как будто она и ее одежда развились в новую разновидность человека – «Редкая птица моды», как и название ее книги.
С одной стороны Апфель не чувствует себя ограниченной своим телосложением, однако она не думает, что нужно показывать обнаженные плечи после определенного возраста. Она никогда не делала пластических операций.
Ей 90 лет и она одевается, как изобретательный ребенок-королева.
Дни, когда она чувствовала себя неуверенной, давно в прошлом.
Айрис Апфель говорит:
«Вы учитесь, вы растете, если вы умны – пусть даже умны на три четверти – надо понимать, что нет никакого бесплатного обеда. Вы учитесь работать с тем, что вы имеете. И нет никого сегодня, кто не может помочь себе, и еще – вы не можете пойти в будущее, если вы не пришли из прошлого».
Попробуем воспользоваться несколькими принципами Айрис Апфель:
- сделайте себя сами и создайте ваши собственные вещи, и это будет очень хорошо;
- если ваши волосы уложены должным образом, и вы носите хорошую обувь, вам может сойти с рук что угодно;
- моду можно купить. Стилем вы должны владеть. Можно научить людей хорошему вкусу, можно научить людей быть терпимыми и открытыми, и можно даже научить их быть более смелым ... но есть определенное "нечто", чему нельзя научить. А вы можете научить кого-то рисовать, как Микеланджело? Думаю нет. Это определенный вид искусства.
Сейчас Айрис Апфель 90-летняя бабушка, которая по-прежнему полна сил и энергии, дает множество интервью, имеет прекрасное чувство юмора и все так же обладает великим любопытством, что по ее мнению было подарком судьбы.
Айрис говорит о возрасте: «Я думаю, что некоторые женщины прикладывают слишком много сил, чтобы выглядеть молодо. Коко Шанель однажды сказала, что делает женщину старше – так это отчаянные попытки выглядеть моложе .... и это так глупо, зачем же стыдиться быть 90-летней? Почему вы должны говорить, что вам 52? Никто не поверит вам в любом случае ... можно сделать молодым лицо, но руки при этом будут по-прежнему жуткими ... именно это я имею в виду, что это смешно. Зачем быть таким дураком? В возрасте нет ничего плохого, и я думаю, что это хорошо, что ты можешь быть таким старым .... Это благословение».
Вот такая эта, безусловно, яркая, словно тропическая птица, – Айрис Апфель.
Источники