Игры на развитие словарного запаса и фонетического слуха
Обучение.Ниже список игр на развитие словарного запаса и фонетического слуха, в которые мы играем с легкой подачи нашего логопеда. Возраст 5 лет.
1. Называть по очереди слова, входящие в одну группу (например, предметы мебели, потом овощи, фрукты, предметы одежды)
2. Ловить звук. Например, звук А. Взрослый произносит по очереди разные звуки, как ребенок услышит загаданный звук, должен хлопнуть в ладоши. Усложнения - произносить слоги, произносить слова.
3. Место звука в слове. Заказываем звук и произносим слова с этим звуком, ребенок должен сказать, где в слове этот звук (в начале - в середине - в конце слова). В начале и в конце - это значит первый и последний звук слова. Мы во все играем по очереди: сначала я спрашиваю, потом сын меня.
4. Произносить слова по слогам. Мы в это играли во время прыжков на батуте, сначала произвольные слова по очереди произносили, а потом составляли историю по принципу снежного компа.
5. Гласный - согласный звук. По очереди один называет звук, а второй говорит, гласный это или согласный.
6. Называем определение и по очереди подбираем к нему понятия. Например, ДЕРЕВЯННЫЙ стол, стул, шкаф, паркет и т.д. Потом меняем род ДЕРЕВЯННАЯ посуда, шкатулка, солонка, ДЕРЕВЯННОЕ корыто. Вариантов чередования много. На первом этапе можно даже без рода. Что может быть деревянным? Полы, игрушки, посуда, мебель и т.д. Что бывает красным? Далее уже присоединяем род или же чередуем. Один говорит "Деревянная посуда", второй меняет род и говорит "Деревянный стул", потом первый снова меняет род или число "деревянные полы" и второй завершает "деревянное колесо". Потом меняем определение.
7. Подбираем определения к понятию. Например, береза - высокая, белоствольная, раскидистая, кудрявая и т.д. Понятия, конечно, надо загадывать легкие для ребенка.
8. Берем числительное Две - и ищем к нему все предметы в комнате, про которые можно сказать "две" - две шторы, две книжки, две пачки бумаги, две карточки. Далее аналогично со словом "два", "один - одна". Когда первый раз играли, сын напоминал Буратино и не мог сообразить, что не надо пересчитывать реальные предметы вокруг, а главное найти те, про которые говорят "две", а потом те, про которые говорят "два"
Чтобы было интереснее играть, мы везде чередуемся: то я загадываю главное слово, то ребенок, все характеристики / понятия проговариваем по очереди, если сын забыл, подсказываю.