Читаем гистограмму.
секреты ремесла (техника и обработка )
Грандиозное преимущество цифровой камеры заключается в том, чато сделанный фотографии можно просматривать сразу же в процессии съёмки, тут же внося необходимые коррективы в процесс. Однако изображение на ЖК дисплее не всегда даёт верное представление о том, на сколько качественно экспонирован снимок. Когда уровень окружающего освещения низок, дисплей камеры кажется невероятно ярким, как и все снимки, которые на нем просматриваются. Разочарование будет подстерегать дома, когда фотографии, загруженные в компьютер, окажутся сильно недоэкспонированными. Единственным, надежным критерием, по которому можно судить о наличии проблем с экспозицией, является просмотр гистограммы.
Формы гистограммы и состояние её краёв позволяет моментально локализовать проблему – давайте рассмотрим это чуть более подробно на примерах.
1. Недоэкспозиция. Классическая гистограмма недоэкспанированного снимка.
Левый край гистограммы явно подрезан – это означает, что в тенях наблюдается потеря деталей, а отдельные участки фотографий вышли абсолютно черными.
2. Переэкспозиция. Теперь гистограмма сдвинута в другую сторону – потерь деталей в тенях нет, зато подрезан правый край графика: картинка вышла слишком переэкспанорованной. Местами она утратила цвет, став даже не белёсой а просто белой. Разумеется детали на таких белых участках уцелеть не моли.
3. Низкая контрастность. Горб гистограммы «сплюснут» с боков и занимает только центральную часть графика, что сигнализирует о малом контрастном диапазоне снимка. Фотографии с такой гистограммой выглядят тускло и уныло.
4. Чрезмерная контрастность. Здесь проблема обратная: камера не справилась со слишком контрастной сценой, и поэтому наблюдаются потери деталей как в светах, так и в тенях, - об этом говорит гистограмма, подрезанная с двух краёв. Получить малоконтрастный снимок предпочтительнее, поскольку его можно «вытянуть» при последующей компьютерной обработке.
5. Идеальная композиция. Хорошая гистограмма простирается от самого левого края до самого правого, подрезания краёв при этом не наблюдаются.
Если во время съёмки получить такого рода идеальный снимок не получилось, можно попытаться спасит ситуацию в окне Levels при обработке в Photoshop.
Конечно, "слишком темное" или "слишком светлое" изображение не обязательно является свидетельством брака, а может быть вызвано объективными условиями композиции, объектом съемки. Например, гистограмма зимнего пейзажа объективно не может иметь подъемы, сгруппированные в центральной части.
Гистограмма зимнего пейзажа по понятным причинам смещена вправо, и это не передержка.
В некоторых случаях гистограмма может иметь всплески, как в правой, так и в левой своей части, что говорит о наличии в кадре максимально темных и максимально светлых областей. Это бывает, когда фотография очень контрастна или имеет ярко выраженную игру света и тени, как видно из примера на фото , и ничего плохого тут, естественно, нет.
Фотография имеет ярко выраженную игру света и тени, что отражается в виде двух пиков на гистограмме.
Другой характерный дефект, хорошо заметный на гистограмме, - это острые выступы на одном из концов гистограммы. Это означает, что в изображении имеются слишком большие области полностью белых или полностью черных пикселов, что мешает воспроизведению светлых или темных деталей. Такое случается при неправильном освещении объекта съемки, когда возникают блики, области изображения сплошного белого цвета или слишком глубокие, неразличимые тени.
Область изображения сплошного белого цвета "приклеилась" к правому краю гистограммы.
и глубокие тени.
На этой фотографии имеются как области сплошного белого, так и сплошного черного цвета. Это, скорее всего, не художественный эффект, а брак.
Соответственно, уже в процессе съемки нужно скорректировать освещение, использовать специальные фильтры, изменить настройки экспокоррекции и другие параметры съемки. Должно вызвать подозрение наличие на гистограмме острых выступов или случайных полос. Это может свидетельствовать о помехах на светочувствительной матрице или о том, что какой-то оттенок в изображении ненормально сильный.
Если планируется в дальнейшем обрабатывать фотографию в графическом редакторе, то нужно позаботиться об этом заранее, настроив камеру таким образом, чтобы диапазон оттенков изображения был как можно ближе к идеальному, то есть максимальным. Иногда ради максимального диапазона оттенков можно даже временно пожертвовать реалистичностью изображения (например, изменить значение самой яркой точки, то есть фактически исказить баланс белого), это можно будет потом исправить в Photoshop.
Источник: