Прогулка "Следопыты"
Подвижные игры и спорт ( зарядка, игры на улице и в в воде, танцы, игры с мячом и.т.д.)Конечно, мы уже все в предкушении весны, зеленой травки и теплого солнышка. Но пока еще лежит снег, можно провести прогулку "следопыты". В общем то следы можно искать и не только на снегу =)
Зверя по следам любого
Узнавать умею я.
И жирафа, и корову…
И жука, и воробья…
Чьи-то следы петляют
Около лесных дорог.
Это по лесу гуляют
Нособраз и дикорог…
Маша и Медведь
Лучше всего провести данную прогулку по только выпавшему снегу, на котором можно отчетливо различить свежие следы. В ходе прогулки расширяется словарный запас ребенка, развивается внимательность и наблюдательность, проявляется интерес ребенка к окружающему миру, совершенствуется речь введением притяжательных прилагательных, тренируются навыки сравнения + логика.
Материалы: по желанию - распечатки следов, трафареты, краски, бумага.
Подготовка:
Перед прогулкой прочитайте ребенку сказку про Винни-Пуха, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите ребенку самому стать следопытом.
Для любителей Маши и Медведя можно посмотреть серию “Следы невиданных зверей”.
Непосредственно перед прогулкой посмотрите с ребенком в окошко. Отметье, что все вокруг покрыто снегом : и крыши, и земля, и деревья. Зимой все пытаются спрятаться от мороза, от холодного ледяного ветра, и каждый по-своему приспособился зимовать. Обратите внимание малыша, что некоторые животные и птицы, ходят по земле в поисках еды, а на снегу после них остаются следы. Покажите ребенку распечатку следов животных и птиц, которых вы можете встретить на прогулке: голубь, воробушек, собака, кошка, белка и т.д. Возьмите с собой распечатку следов и отправляйтесь в увлекательное путешествие следопытов.
Во время прогулки:
Можно начать со следующего: Посмотри, все вокруг засыпало снежком. Как будто Зима укрыла землю ровным белом одеялом. Но ведь мы же знаем, что даже зимой разные звери гуляют по улицам. Собачки выходят на прогулку, белочки спускаются с деревьев поискать еду, птички переминаются с лапки на лапку в поисках крошек. Помнишь мы смотрели с тобой следы животных на рисунке. А давай поищим их на снегу.
Можно рассказать стихотворение:
СЛЕДЫ НА СНЕГУ»
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трёхзубчатые вилы —
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница —
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
Сахирьяр Муллабаев
Вы можете сначала нарисовать веточкой или палочкой след на снегу сами, показав что вы будете искать. И отправляйтесь в путь. Наверняка вам попадутся какие-нибудь следы. Сначала попытайтись различить следы разных животных: собаки и птицы, например. Потом обратите внимание ребенка, что и у, скажем, собак следые разные - крупные собаки оставляют большие следы, а миниатюрные - маленькие. И т.д.
Когда вам начнут встречаться следы животных, которых вы уже видели - можете спросить у ребенка, чьи это следы. Для усложнения задачи (для тех малышей, которые уже начинают говорить) обратите внимание ребенка, что нужно употреблять притяжательные прилагательные - собачьи, птичьи и т.д.
Мы нашли следы птицы, предположительно все-таки вороны.
И большой собаки
Маленькой собаки, конечно, тоже нашли, но не сфотографировали.
Если есть возможность - постарайтесь проследить куда ведут следы, возможно вы найдете того, кто их оставил!
Мы представили себя настоящими следопытами, точно идя по следу отыскали нашу любимую собаку Бакса:
Дальше было еще интереснее. Снег только выпал и особенно отчетливо были видно следы на веранде. Нашли там целых 3 дорожки следов ворон. Мы проявили всю свою наблюдательность и логику, и пришли к следующему, неутешительному для нашей собаки выводу: пока Бакс доблестно охраняет территорию, воровки Вороны поедают его корм, так как все три дорожке следов вели непосредственно к миске. Более того, они даже умудрились как-то открыть крышку кастрюли и стащить косточку с мясом.
А еще можно сделать дорожку из отпечатков формочек. Придумайте с малышом кому могли бы принадлежать эти следы. Как могло бы выглядеть это существо, хорошее оно или плохое, что любит и т.д.
Мы нашли вот такие следы:
Делали их с помощью формочки:
Путем задавания наводящих вопросов в итоге выяснили, что существо мохнатое, похожее на медведя, но с красной шерстью и клыками как у моржа. По натуре вредное, но людей любит. И когда злится шипит как кошка, топает ногами и оставляет вот такие следы.
Подвижная игра:
Если вам повезет, то можно увидеть воробьев, которые прыгают по снегу. Они распушили свои крылышки и стали похожи на мячики. Прыгают по снегу, крошки подбирают. Если не посчастливилось, то можно рассказать о воробушках и показать как они замерзают. Дальше можно попрыгать с малышом, изображая нахохлившихся воробьев. Вороны тоже гуляют вперевалочку (можно походить как вороны). Можно рассказать малышу про других зимующих птичек.
Также в качестве подвижной игры можно поделать движения под потешки, например под всем известного мишку косолапого:
Мишка косолапый
По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ.
(топаем ногой)
После “ногою топ-топ” обратите внимание малыша, что топая малыш тоже оставил след.
мы вот так устали топать:
После прогулки:
В качестве закрепления материала можете подготовить трафареты следов животных, которых вы встретили на прогулке (или могли бы встретить, если все-таки постигла неудача) и нарисовать дорожки следов.
А я еще для дочки сделала натуральное мыло в виде следа =)))
Чуть позже расскажу о продолжении нашей прогулки, в котором мы продолжили изучать следы в том числе и следы людей