ТН Деревья
Тематические недели (КАТЕГОРИЯ ЗАКРЫТА) ТОЛЬКО СТАРЫЕ ПОСТЫ!Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. Токмакова
О деревьях и обо всем, что из дерева делается, мы много разговаривали с Андрюшей в течение тематической недели.
Вот то, что нам помогало.
1. Дидактический материал изд-ва «Стрекоза». Нам очень понравилась подборка стихотворений о каждом дереве (а почти с каждым мы сначала вживую знакомились, а потом уже рассматривали на картинках). А прилагаемые карточки лото мы использовали так: подбирали к изображению деревьев соответствующие изображения листьев и плодов.
http://www.labirint.ru/books/294312/
2. Рассматривали энциклопедию «Загадки природы».
С большим удовольствием читали стихи о деревьях И. Токмаковой в нашей любимой книге.
Сыну очень понравился вот такой вариант «Буратино», хотя я в тексте очень сильно разочаровалась. Понятно, что сокращенный вариант, но даже для нашего возраста хотелось бы текста побольше и похудожественней.
http://www.labirint.ru/books/327839/
3. Не могу нарадоваться на вот этот деревянный набор брусочков, сделанный мужем.
Андрюша играет с ним сейчас так: ставит один-два брусочки, третий у него – воображаемый топор. И смачно так «дрова колет») А я рядышком башенки выстраиваю и пристаю с рассказами-вопросами о толстом, тонком, длинном, коротком и т.д. Между делом сын иногда отвечает :-)
4. А еще из дачного стройматериала вот такие кирпичи-кубики папа сделал. Неплохая замена оставшемуся в Питере покупному набору кубиков и кирпичей. В планах еще их покрасить.
5. Начали вместе собирать гербарий. Почти с каждой прогулки возвращаемся с листочками и вкладываем их между страничек толстенной книги. Из тех, что уже успели засохнуть, сделала вот такое лото.
К конце лета планируем оформить наш гербарий в альбом.
6. Очень полюбились нам песни: «Во поле береза стояла», «Тонкая рябина», «Клен ты мой опавший»… Мне самой о деревьях вспомнились именно такие лиричные, немного грустные песни. А сынуля чувствовал это настроение и как будто замирал, слушая музыку.
7. Вот в такую игру играли.
Было деревце маленькое. (Сидим на стуле или на корточках. Ладонью показываем - какое маленькое.)
Стало расти – и выросло. (Выпрямляемся, хорошо тянемся вверх.)
Выросли ветки, (Руки вверх.)
На ветках листочки. (Пальцы растопыриваем, помахали.)
Нет ветра – дерево тихо стоит, не шелохнется. (Замерли с поднятыми руками и растопыренными пальцами.)
Легкий ветерок подул – листики затрепетали. (Вы уже поняли: листки показываем пальцами.)
Подул ветер посильнее – ветки закачались. Туда-сюда, туда-сюда. И листики трепещут. (Качаем руками из стороны в сторону, движения пальцев-листиков присоединяем по желанию.)
Сильный ветер подул – дерево закачалось. Туда-сюда, туда-сюда. Ветки качаются, листики трепещут. (Неглубокие наклоны в стороны, движения веток и листиков и слова о них присоединяем по желанию.)
Ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут. (Наклон в одну сторону.)
Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает. (Выпрямляемся, отдыхаем.)
С другой стороны ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут. (Наклон в другую сторону.)
Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает. (Выпрямляемся, отдыхаем.)
С моря буря налетела! (Дуем.)
Дерево наклонилось, наклонилось, еще наклонилось… и сломалось! (Наклоняемся вперед потихоньку, потом складываемся пополам – сломалось дерево.)
Стихла буря. Выросли у дерева новые ветки. Выросли на ветках новые листочки. Вот какое большое выросло дерево! (Понемногу выпрямляемся, тянемся вверх, вытягиваем руки, тянемся за ними.)
Листиками машет, ветками качает, нам привет посылает. (Приветственно машем руками.)
Правда, в нашем варианте строки, где дерево ломается, пришлось убрать. Очень уж ндрюше не понравился этот момент.
8. А главное – конечно, наши прогулки, когда мы вместе рассматриваем листочки, отмечаем их форму, цвет, фактуру, рассматриваем и ощупываем плоды, кору, ищем уже знакомые деревья и находим новые. Мне самой так нравится как будто заново открывать для себя березовый листок, елочную иголку, дубовый желудь, ясеневые крылатки…
Итог: Андрюша запомнил и узнает многие деревья и кустарники (береза, дуб, рябина, яблоня, вишня, слива, ясень и др.). Но самое главное, что мне самой хотелось, чтобы сынуля почувствовал ту силу, энергию, тепло и добро, которые таит в себе дерево и все, что из него сделано. Надеюсь, что хотя бы немного у меня это получилось.