Упражнения на произношение У ( артикуляция) с 1,5 до 3х лет
Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, скПродолжаю посты про упражнения на артикуляцию-дикцию-четкое произношения. Начало:
Основные направления работы с речью: http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1709901
Упражнения на А О http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710459
Я явно проигрываю битву со сломанной мышкой и с читаемостью постов...
Звук У
Артикуляционная моторика.
Слон. Берете игрушку слона, рассматриваете ее с ребенком, называете части тела слонячего, обращаете внимание на хобот, просите провести пальцем по хоботу – какой он длинный. Давай тоже сделаем хоботок, будем слониками (и вытягиваете свои губы в трубочку, показываете хобот ребенку), а теперь ты – вытягивай губы в трубочку, мы теперь слоновья семья! задерживайтесь с вытянутыми губами 3-5 сек.
Губки в трубочку сложи Хоботок всем покажи.
Если ребенок совсем уж сопротивляется и не хочет ничего с губами делать – посмотрите мультик – серии про приключения мартышки-удава-попугая и слона, Киплинга слоненок, Советскую книжку Цыферова Жил-был Слоненок дети обожают (я упорно помню что я мультик какой то по этой книжке сыну показывала – не могу найти, буду благодарна если кто помнит)
Звуковая карточка. Карточка со звуком У – маленький кружочек на красном фоне. Смотрим в зеркало, сравниваем с карточкой.
Развитие дыхания.
Листья. Вырезаем листья из разноцветной бумаги (собираем на улице), раскладываем на столе. Как гудит ветер? УУУ. Дуем как ветер, сдуваем все листья на пол.
Вариант – снег. Если ребенок совсем маленький – вату лучше не использовать – она может улететь на пол, потом ребенок ее найдет, выковыривать мокрую вату изо рта ребенка – удовольствие не очень… Лучше взять снежинки – есть готовые наборы для творчества с маленькими разнообразными снежинками, можно навырезать самим - не обязательно прям настоящие - можно и просто кружки фигурными ножницами, фигурными дыроколами, по формочкам для печенья - у кого что есть..
Закрепляем звук У.
Изолировано.
Ветер-ветерок-ветрище. Руки поднимаем вверх, теперь мы деревья. Когда дует ветер – деревья качают ветками. (ну или наоборот – в 2-4 года тут два мнения существует) Сильный ветер дует – сильно качаем ветками-руками – громко У-чим. А теперь стихает ветер, ветерок дует – немножко качаем ветками – У тихое. А теперь порывистый ветер-ураган – резко произносим У, резко двигаемся, можно даже покрутится как будто вырвал нас с корнем ветрище.
Волк. Смотрим клип волк (не очень удачный, детям не особо нравится). http://yadi.sk/d/XQwycL5R2j0Az Показываем иллюстрацию с воющим волком, садимся по-волчьи (просто запрокидываем голову) и начинаем выть вверх.
На полянке возле елки
Ходят бродят злые волки
Морды задирают
Страшно завывают УУУ
Кто не любит волков - есть клип про собачку. Тоже печальный, щеночек скулит. И я немного против того чтоб у маленького ребенка собачка ассоциировалась с У - собака это ав-ав. Детям клип тоже не особо нравится. И если сутками его не смотреть и в играх постоянно не повторять - на то что авка - лает его просмотр никак не повлияет, скорее как расширение глагольной базы - "собака скулит".
Самолет. Предложите поиграть в самолетики. Можно прочитать стихотворение
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения монотонным звуком У – как будто мотор шумит.
Чистоговорка Лечу. Это читоговорки можно просто рассказывать как ритмичные стишки, а можно сделать в виде стиха-досказки. Вместо слов самолет-вертолет-мама - вставить соответсвующие картинки - рисунки . И ребенок будет как бы сам "читать" стихотворение. Дети очень любят такие стихи-рассказы досказки.
У-У-У - я лечу. лечу, лечу
У-У-У - я лечу куда хочу
У-У-У - в самолете я лечу
У-У-У - в вертолете я лечу
У-У-У - скоро к маме прилечу.
Поезда. Ходим по комнате паровозиками, издаем гудок – с характерным движением рукой – звук может быть как прерывистый, так и длительный непрерывный, громкий, тихий У.
Паровозик У –У –У
Я бегу. К Кому, к кому?
К Ванечке и Манечке.
Я везу им прянички.
У-У-У, У-У-У
Тороплюсь, бегу, бегу
Задержаться не могу.
Начинать с маленьким ребенком (или неговорящим) – лучше с чистого звука У, постепенно добавляя ТУ-ТУ-ТУ, затем Чух-чух (помня о том что около 3х лет появляется способность четко говорить некоторые шипящие-свистящие в некоторых сочетаниях с другими звуками – до этого в речи просто смягчение-оглушение других согласных, а не чистый звук (хотю – первый вариант хочу, тсесется - чешется)
АУ. Ау уже было на А – с выделением А – ААААу. А теперь наоборот – аУУУУ. Смотрим клип, подпеваем.
Рассматриваем сюжетную картинку, обсуждаем, задаем вопросы – как зовет потерявшийся малыш маму? Аууу. Давай позовем маму вместе (поможем позвать)
Утята. Игрушки для ванны утята и утка. Можно играть в ванной, можно и на суше.
Повела как-то мама-утка своих деток на пруд купаться. Утятки были маленькие и очень озорные. Они ныряли – и мама-утка их теряла. Когда мама-утка замечала, что один утенок пропадал – она звала его «Утя! Утя! Утя!» Утенок выныривал – и тоненько кричал «Я утя!» Давай поможем маме-утке звать утят.
Играет в игру. Потом предлагаете ребенку побыть утенком, прятаться за ладошки (под плед), вы его зовете – он «выныривает» и кричит «Я Утя!»
После этой игры ребенок на вопрос как говорят утки искренне и радостно отвечать - утя-утя-утя. Опять же не стоит пугатся - до самой школы он так говорить не будет. Сначала можно вместе смеятся и ... ничего не говорить. С развитием речи - говорить что это так мама-утка зовет утят, а разговаривают они - кря-кря-кря. Можно показывая на утку в серии картинок домашние птицы-ферма-домашние животные, нециклясь говорить что это утка-кря-кря (так же как и на кошку - мяу-мяу)
Тук-тук. Молоток. Детская игрушка молоток. Можно и без него - из конструктора построить (только шибко постучать им не получится, зато соображалка, моторика и конструирование). Начинаем стучать и приговаривать – тук-тук-тук. Стих на любой вкус. Можно стучать кулаками друг об друга (один сверху, другой снизу).
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Молоток – мой лучший друг!
Тук-тук – молотком, мы построим птичкам дом.
Мы без дела не сидим,
Домик зайке мастерим,
Тук, тук, тук, тук,
Молоток наш верный друг,
Быстро, быстро, застучали,
Ловко гвозди забивали,
Тук, тук, тук, тук,
Молоток наш верный друг.
Тук, тук, молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук,Тук, тук, тук,
И в подметку, И в каблук.
В. Лившиц
Для любителей поездов – есть клип паровозик.
Клип дятел и мошка - http://yadi.sk/d/ukUD4pc_2j15B
Вообще очень полезно походит-посмотреть-поискать кто еще стучит тук-тук.
Еще у Усачева есть песенка Шкатулка. В припете - звуки стука, мы поем тук-тук-тук. Песенка длинная - мы ее в машине слушаем в куче с обычными песнями. Дети любят подпевать - особенно когда и родители орут как ненормальные текст, так что просто песни полезно разбавлять песнями с "логопедическим уклоном"
На чух-чух - у Усачева же есть песенка Паповоз
Ку-ку. Старинная забава – прятаться и ку-ку-кать.
Повторяем пройденное.
Звуковая зарядка. Добавляем звук У. Каждый звук - на один выдох. Можно делать те же движения – можно давать на У другое – например, на А - поднимаешь руки через стороны вверх, а О опускаешь через стороны вниз ( или через стороны опустить до плеч) , а на У вытянуть руки перед собой ((обычно дети путаются – кто то радуется и смеется, кто то психует и отказывается делать упражнение вообще – так что смотрите по ребенку). Звуки даем парно - АУ. АО, ОУ. Ближе к 3м годам можно давать задания на 3 буквы – уже такая длинная гимнастика получится. Можно делать и раньше – но вместе с вами – вдвоем стоите, поете и машите руками очень плавно.
Когда ребенок освоится – можно делать что то вроде звуковых диктантов – показали пару – ребенок должен повторить по памяти. То есть первые дни - учили движения, выбрали одни и те же. на следующие - после быстрого повтора, делаете диктанты чтоб не так скучно было.
Покажите ребенку, что можно во время одного выдоха петь 2 буквы – делаем все тоже самое – на А поднимаем руки через стороны вверх, на О опускаем вниз, только теперь делаем это на одном дыхании.
Звуковая нитка. Держите руки перед собой как будто у вас в руках коротенькая нитка. Начинаете петь любой звук и разводите руки в стороны. Сначала чуть-чуть, потом очень широко. Можно посоревноваться с ребенком – у кого нитка длиннее – не забывайте поддаваться и радоваться победам малыша.
Звуковые карточки. Берем наши карточки, повторяем все пройденные буквы, опять все обсуждаем, сравниваем наши кружочки с положением губ. И тут же произносим, наблюдая в зеркале эффект, на одном дыхании два звука медленно – УА, УО, АУ, ОУ, АО – по 3-4 раза. Малыши очень смешно реагируют, когда чувствуют как напряженные губы двигаются.
Играем так же как и раньше, но уже с тремя карточками. Можно показывать пары.
Можешь быстрее (Зеркало)? это что то вроде гимнастики для лица - вы просите показать птенчика (А), хоботок (У), колечко (О). Потом даете быстрее команды - А -У ( птенчик, слоник), А-О (птенчки-колечко) - можно без звука, можно со звуком - это на рожекорчество упражнения - садите ребнка на колени к себе лицом и начинаете упражнятся в мимике. Если все делаете правильно - обхохочитесь!
Угадай. Можно играть с игрушками, с картинками, изображать самим. Берете пупса, поезд, самолетик, волка (собачку - спрашиваете как скулит, а НЕ лает-говорит-поет), молоток, курицу и т.д. Главное чтоб на все эти игрушки-предметы был свой звук - и начинаете "разговаривать по-игрушечьи".