О нашем рисовании
Игры и игрушки для малышей от 1 года до 2х летКак-то раз Алиса рисовала на ватмане без присмотра...
И тут мне пришла в голову мысль: ведь я читала, что примерно до двух лет ребенок рисует не ради получения результата, а ради пробы материалов. Он испытывает различные инструменты и материалы, пробует рисовать пальцами и любыми подручными предметами, рисует на бумаге, на себе, на полу, на стенах, смачно размазывает краски по ногам и животу, водит карандашами по обивке дивана, разрисовывает мелками ковер - так он познает.
Ближе к двум ребенок начинает искать смысл в своих рисунках и узнавать в них предметы, и даже целые динамичные картины и истории с завязкой и развязкой. А ближе к трем ребенок уже стремится изобразить что-то конкретное.
Я давно хотела создать такие условия, при которых Алиса не была бы стеснена рамками обычного листа А4. Но оказалось, что и ватмана нам недостаточно. И тогда я расстелила на полу листы ватмана, сверху накрыла их плотной полиэтиленовой пленкой и зафиксировала малярным скотчем - напольный мольберт для рисования гуашью площадью около 4 квадратных метров был готов.
Наша цель была: ощутить краску руками без стеснения в действиях, переносить ее на себя и рабочую поверхность. Я выбрала два цвета, которые достаточно яркие, чтобы след от них был сильно заметен, и, смешиваясь друг с другом, образуют новый приятный цвет.
Я налила краски с блюдечки, чтобы Алисе было удобно макать туда ладошку целиком, а не просто залезать пальчиками в банку. Ведь сейчас дети обследуют собственное тело и способы его применения, так что я была готова к тому, что Алиса будет рисовать ладонями и ступнями.
В общем, я не ошиблась, все прошло как и положено масштабно. Кстати, гуашь я использовала икеевскую, мне она полюбилась сочными цветами и интересной палитрой.
Рисование учит владеть своим телом, выполнять задуманные действия, но главное - развивает детскую фантазию.
Я решила, что никак не буду направлять действия Алисы и вмешиваться в процесс. Это ее холст, и она сама будет им распоряжаться. На ее творчество не должны накладываться мои взрослые стереотипы о границах изображения. Поэтому если для пробы пера ей необходимо будет залезть за границы этого гигантского холста, то так тому и быть.Поэтому я расположила холст там, где рядом нет ковров и мягкой мебели. Я также решила, что не стану показывать ей, как нарисовать тот или иной предмет. Например, если я покажу ей, что дом состоит из треугольника и квадрата, то подобный стереотип очень быстро будет усвоен, после чего ребенок уже не сможет дойти до этого сам или найти свой собственный способ рисования домика, запустив тем самым органы восприятия и работу фантазии.
Чем меньше ребенок, тем больше пространства ему необходимо. Именно сейчас в этом возрасте ребенок осваивает понятие пространства, "метит" его и стремится заполучить максимум. Кстати, Алиса продемонстрировала мне это очень наглядно. Когда чистого места вокруг не осталось, она начала то и дело отползать к краям, стараясь нарочно дотянуться до самых границ, а потом и за них. Потом снова подползала к блюдцам, окунала ладошки, и снова уползала осваивать новые широты.
В следующий раз Алиса уже делала акцент на валике, который я ей дала, и глухо закрашивала поверхность, а потом водила по ней пальцами, оставляя белые бороздки.
В уборке "полотно" оказалось достаточно легким. Я просто трижды проходилась по нему шваброй из микрофибры. В первый раз собирая всю гущу, второй раз - подчищая остатки, и третий раз - полируя возвращая поверхности первоначальный цвет. На всю уборку не больше 5-10 минут.