"Освободите слона" Е.Макарова
отзывыКак и обещала, начинаю писать отзыв по книгам Елены Макаровой. Пока прочитала первую из трех - "Освободите слона". Автор Елена Макарова - известный писатель, педагог, историк. В своей книге она рассказывает, как научить детей выражать себя через работу с пластилином и глиной. Ее книги помогают родителям и педагогам увидеть в детских творениях не произведения искусства, а процесс познания мира (из аннотации).
При этом хочу сразу обратить внимание - данная книга не энциклопедия с пошаговыми инструкциями, как лепить. Это сборник маленьких рассказов-историй, свидетелем и участником которых стала Елена Макарова. Она работала в детском центре, вела кружок по лепке. В процессе работы она встречала разных детишек и не менее разных родителей с абсолютно противоположными взглядами на воспитание ребенка.
Например, в рассказе "Замурованный лев" Е.Макарова рассказывает о 6-летней девочке Насте. Девочка была молчунья.
"Смотрит и смотрит на меня девочка, кусает губы, что-то хочет сказать, да рот зажат. Что с ней? И лепить боится. Ткнет пальцем в пластилин, подымет голову от коробки и снова смотрит".
Как-то лепили дети львов. И Настя лепила. Воспитателю понравилось и она попросила разрешения взять льва на выставку. Девочка не разрешила. Она сначала слепила для льва клетку... А еще петуха, который бы льва будил...
"После этого урока Настю перестали водить в студию. Я позвонила родителям. "Мы не заинтересованы", - сказал отец Насти и положил трубку. И я вдруг представила, как этот папа порет Настю ремнем. Ведь она такая запуганная!
На память остался ящик с ярким петухом на крыше. В нем замурован лев. А что если "петух" своим кукареканьем "достанет" льва, тот взбунтуется, вырвется на свободу и набросится на папашу. Но это так, сказки. На самом деле история эта очень-очень грустная".
И таких рассказов много... Есть и более радостные. Например, рассказ, в котором мама привозила ребенка с другого конца Москвы на занятия. Ехали двумя электричками... Бывало, заснет мальчик, так мать его не будила.. По перону на себе спящего переносила (ребенок уже достаточно взрослый был - 8-9 лет). И ей было все-равно, что надо ждать сына после занятий, что можно это время на себя потратить. Привезет, пока сын лепит она к батарее прижмется и покемарит... "Она - сама любовь", - пишет про нее Макарова.
В противовес история про достаточно богатую семью, которая не стала приводить своих детей на занятия... Мама сказала - на первом месте у меня муж. Если он повезет - хорошо. Нет - так нет. А ребята словно из клетки вырвались... Но потом снова туда вернуться пришлось...
Больше всего меня поразила история про недолгую дружбу автора и деовчки-сироты. Ее только бабушка воспитывала, и то, хотела в детдом сдать... А девочка в воспитательнице маму увидела. Приходит на занятия и смотрит на нее... Прижаться, обнять лишний раз старается... Когда у бабушке не осталось денег на кружок Макарова попросила приводить девочку заниматься бесплатно. Но вот только другие родители прознав про это стали возмущаться. Девочка ходить перестала... К телефону бабушка не подходила. Больше автор с этой девочкой не виделась...
"Прошло много лет. Если бы мы сейчас встретились на улице, то наверняка не узнали друг друга. А я все ищу глазами ту маленькую, рыженькую девочку с залепленным пластырем глазом, девочку, которой двигала одна любовь, ничего больше. Стоит, бывало, выкатив пузо вперед, стоптанные ботинки носками внутрь, смотрит, задрав рыжую голову, а в косящем взгляде мольба - только пусть мы не потеряемся и будем как вы со своей учительницей (которую я выдумала) всегда-всегда вместе".
Вот честно, от некоторых рассказов прям ком в горле вставал. И сразу собственного ребенка обнять хочется, прижать и не отпускать долго-долго...
Ну и, чтоб не так все грустно, приведу в пример рассказ о мальчике, который говорил, что ему Бердоклыч лепить мешает))) Это чудовище он такое выдумал)) А потом опять начинает лепить, ничего не поучается и он возмущается "Шультук! Ты что, заодно с Бердоклычем?!"))))
"Так уж устроен ребенок: он познает мир играючи. Дети - это не маленькие взрослые, как думали люди средневековья, рисуя их по подобию взрослых, только в меньшем формате, - но совершенно особые существа. Мне повезло, я смогла проникнуть в их мир с помощью лепки и своими глазами увидеть происходящие там метормафозы. В стране непроторенных дорог все скачет, прыгает, несется, там нет плавных переходов. Там происходит извержения, и из кусочков пластилина рождается Бердоклыч, а из Хаоса - Человек".
Покажу парочку разворотов для наглядности. Из оформления - детские рисунки, поделки из пластилина, фото из личного архива автора. Плотный офсет, не просвечивает.
Ромкины пальчики))) Помогает маме фотографировать) Ну или хочет попробовать на вкус (это вероятнее)))
Каждый в этой книге найдет что-то свое. Кто-то будет зачитываться и умиляться детской непосредственности, честности и - да-да, - гениальности. Кто-то (как я) первым делом обратит внимание на поведение взрослых по отношеню к собственным детям. Одно будет общим для всех - главная мысль книги, что детство это удивительное и, увы, быстротечный период. И если мы прислушаемся к собственным детям в это время, просто посомтрим на мир их глазами, я уверена, каждый из нас вновь откроет первобытный (по своей сути) удивительный мир.
Рекомендовать могу книгу тем, кто любит подобное чтение. Чтобы лучше понять себя, своего ребенка и тот период - детство, о котором мы уже забыли, а наш малыш проживает. В книге нет занудства ичтения моралей. Просто истории, которые создают настроение... Грусть, ностальгия, трепет, легкую улыбку) Особенно будет интересно, как мне кажется, любителям книг типа Чуковского "От двух до пяти".
Купить можно в
Это лишь первая книга из трехтомника "Как вылепить отфыркивание". Если будет интересно, как только прочитаю остальные 2 книги - допишу.