А. Гиневский "Танец маленького динозавра"
отзывыАвтор: Гиневский Александр Михайлович
Художник: Бычков Михаил
Издательство: ДЕТГИЗ, 2011 год
О своём знакомстве с творчеством Александра Гиневского я уже рассказывала здесь. Тогда же упоминала об этом сборнике. И вот наконец-то я дождалась посылку Озона и зашуршала страничками. Конечно, остановиться, начав читать, было уже невозможно! Поэтому спать легла я опять поздно, но только рада этому.
Сборник включает 2 повести и 4 рассказа.
Первая повесть «Полёт бумеранга».
Очень узнаваемый характер отца главного героя Ивана, главы Стройкорпорации, который исповедует такую истину «…женщины, лошади и собаки - любят сильных». С первой страницы начинаешь сочувствовать Ване, злиться на такого уверенного в своей правоте отца и сочувствовать Ваниной маме, но потом эти чувства становятся намного богаче, а сопереживание - сложнее. Ванюша взрослеет, превращается в Ивана, чего так хотел его отец, но этого ли он хотел? Финал чудесен. Я рада, что у двух повестей этого сборника сильные финалы. Название многопланово и многозначно.
После первой повести сделала паузу, хотя скорее хотелось читать дальше. Потом всё же начала вторую повесть «Танец маленького динозавра», никак было не переключиться, раздумья одолевали после «Бумеранга». Даже опять отложила книгу минут на 5-10, но любопытство взяло верх, и я погрузилась в историю Романа Чащухина, которого друг привёл в танцевальный кружок, но Ромку там не оставляют, так как ноги «не музыкальные». Его страдания, но скорее не по поводу кружка, а по поводу своей внешности и первой влюблённости - Лены Дунаевой. 7 главу даже читала улыбаясь и веселясь, а потом… как будто что-то щёлкнуло и переключилось в моей голове. Знаете, предполагаю, что кому-то ооочень может не понравится то сравнение, которое последует дальше, но у меня эта параллель появилась сразу, поэтому озвучу. У меня было ощущение, что я читаю вариант «Гранатового браслета» только для детей, подростков. Какие переживания, какая боль!!! И аналогии напрашивались: кусочек записки, которую подобрал и хранил, его желание видеть её несмотря ни на что. Простите меня, поклонники А.И. Куприна, но есть в этой повести купринская щемящая нота, глубина страдания.
Малюсенький отрывок (герой решил выразить свои чувства - купить и подарить цветы, впервые в жизни):
« Меня бил озноб. В то же время мне казалось, что всё это происходит с кем-то, а я только наблюдаю со стороны. Но нет, это было со мной. Потому что вдруг, впервые в жизни я позавидовал собакам. «Хорошо им, -подумал. - Подошёл, лизнул руку. И никаких слов не надо…»
Финал в чём-то неожиданный, в чём-то ожидаемый, но точно запоминающийся.
Следующий раздел состоит из 2 рассказов: «Старик и мальчик», «Дядя Гиви». Очень созвучные друг другу рассказы, объединённые автором под названием «Была война когда-то…». Не о войне, а о её последствиях, об одиночестве людей, потерявших всё в годы войны, а теперь, в мирное время, их сердца так болят и требуют любви, заботы о ком-то.
Последний раздел «Однажды у молочной бочки» для меня не совсем органично входит в этот сборник. Его название отсылает ко многим другим рассказам Александра Гиневского о Вовке и его друзьях. Рассказы «Императорская собака» и «Дела поросячьи» немного «разряжают» атмосферу в конце книги, знакомят с приключениями этой неразлучной компании. Думаю, что они призваны познакомить читателя с разными гранями таланта автора, так как Гиневского сейчас практически не издают. И все сборники о Вовке можно найти только у букинистов.
Иллюстрации в книге Михаила Бычкова, именно благодаря ему я познакомилась с творчеством Александра Гиневского и с удовольствием это знакомство продолжу. Читая первые 2 повести, ловила себя постоянно на мысли о том, что ребята, изображённые Бычковым, моложе тех, которых я себе представляю, читая текст. Хотя связано это и серьёзностью их размышлений, и с глубиной их чувств.
Книга встречается и в обычных магазинах, и в он-лайн. Только в «Лабиринте» её нет, зато отзывы там разные, в том числе отличающиеся, и это очень интересно)))