Книга Светланы Лавровой о русском языке
познавательные книги, энциклопедииДавным-давно я пообещала рассказать об этой книге, вот только собралась. Правда, и когда обещала, её уже в продаже не было.
С "Замком графа Орфографа" Светланы Лавровой я знакома давно. Вернее, с отрывком. Познакомиться с книгой полностью очень хотела, и пару лет назад мне её подарили.
Теперь по порядку обо всём)
Автор: Лаврова Светлана Аркадьевна
Художник: Ермолаев Василий
Издательство: ИД Мещерякова, 2011 год
Серия: Научные развлечения
ISBN: 978-5-91045-313-9
Страниц: 224 (Офсет)
Начну с конца, т.е. с содержания:
Действующих лиц много, я их как-то всех плохо запомнила, хотя к книге обращалась не раз:
Ну в подобных книгах это не главное. Важно, насколько автор сумеет заинтересовать ребёнка скучными и не всегда понятными для него орфографическими правилами. Как сделала это Светлана Лаврова - мне понравилось! История про замок вполне симпатичная. Ясно, что на первом месте орфография, поэтому все эти пиры, сражения, песни, состязания - подводки к сути правил. Большинство (подавляющее) правил, о которых идёт речь, из курса начальной школы. Хотя иногда есть что-то и "покруче", например, омофоны! Кстати, в книге пометка "для среднего школьного возраста". И вот тут явное противоречие. Зачем в среднем школьном возрасте выяснять, как пишется жи-ши, ча-ща? Правописание неизменяемых приставок, проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных, ь и ъ знаков и т.п. Нет, конечно, кто-то и до ЕГЭ дойдя, продолжает во всём этом ошибаться... Но начинают говорить об этом в нач.школе.
Шрифт для чтения, в том числе и детского, комфортный.
Начало книги: гости съезжаются в замок, но мост не опускается. Для того чтобы попасть туда, нужно выполнять задания всем гостям по очереди.
Ну а затем всё, что может происходить в настоящем замке. Содержание говорит само за себя, вот названия лишь некоторых глав:
"Рыцарский турнир"
"Преступление! Преступление! Преступление!"
"Переполох в замке"
"О первом замковом сыщике и хронике преступлений"
"На войне как на войне"
"В поисках клада"
"Похищение века"
Пара глав полностью в стихотворной форме.
В конце каждой главы (а одна глава - это одно правило, сами правила в рамочках тоже имеются) задания. Очень мне понравилось, что названия у этого раздела почти всегда отличаются. И из характеристики читателя уже можно сделать вывод о сути задания. А для каких читателей здесь только нет заданий!!!
Задание для самого умного читателя
для смекалистого
для остроумного
для любознательного
для догадливого
для проницательного
для весёлого и находчивого
для сообразительного
для смекалистого
для терпеливого
для внимательного
А два раздела:
Задание для любителей футбола и всех остальных
Задание для знатока детских книг
Сами задания иногда похожи на упражнения из учебника, но чаще это что-то интересненькое.
Правда, вот это задание по силам только уж очень терпеливому читателю:
Никаких нарисованных игрушек рядом нет. Поэтому терпеть нужно долго)))) минимум, пока эти игрушки вдруг не поплывут перед глазами)))
Ну вот дальше уже не могу молчать! Что в этой книге для меня минус - это оформление, рисунки. И да простит Василий Ермолаев, художник этой книги, его изображения происходящего к замку графа Орфографа не привлечёт никого. Хотя обложка вполне симпатичная. Но вот внутри: немногочисленные чёрно-белые рисунки только портят всё, просвечивая через не очень-то тонкий офсет. Такое оформление может быть рассчитано только на родителей и учителей, наверное...
Я уже упомянула, что знакомство моё состоялось давно с отрывком из "Замка...". Произошло оно спонтанно: во время какой-то поездки в киоске на вокзале вдруг попалась на глаза газета о русском языке, потом вторая. Как раз там публиковались отрывки из книги. И я ожидала, что потом и книга будет вся яркая, привлекающая внимание. Вот отсканированная страничка (точнее, половинка) той газетки:
Чувствуете разницу?
Наберусь наглости и предположу, что идеальным было бы сделать её формата А4, в обложке или интегральном переплёте, с яркими (пускай даже и компьютерными картинками). Чтобы прямо там можно было отгадывать предложенные кроссворды, вставлять пропущенные буквы, соединять точки, разгадывать ребусы.
Ребусы... Даже мало и не сфотографировала массово. Ну вот печаль-тоска они в книге (слева):
Мне кажется, что сейчас детей это вряд ли привлечёт. Вот подобное может:
Хотя книжечку в руки приятно взять (формат, переплёт, белоснежный офсет), но не ребёнку. И если рассказывая о книгах Татьяны Рик, я сетовала на слишком малышковые иллюстрации, то тут была бы им рада!
Очень мне понравилась глава 8 "Об истории и современности, но главным образом о пыли"
Это как раз тот материал, с помощью которого интерес к родному языку можно пробудить у очень и очень многих, - ЭТИМОЛОГИЯ! Уже много-много лет прошло, а я до сих пор помню, как была страшна удивлена открытию, что исторически слова "печаль" и "печь" - родственники, это "то, что жжёт". И по сей день мне интересно узнавать историю слов. И детям это интересно! очень интересно!
Кстати, в "Лабиринте" есть странная жалоба (этот текст как раз в 8 главе - не могу молчать):
"Есть и объективные претензии:
- прежде всего, - корректорские недоработки. На стр.72 читаем: «Алфавит» имеет безударная гласная «а»...» - вероятно, не гласная обзавелась собственным алфавитом, а слово имеет безударную гласную".
Если читать не только страницу 72, но и посмотреть на страницу 71, то контекст станет ясен, и будет видно, что имеется в виду не алфавит, а слово "алфавит" - оно там выделено курсивом:
В этой книге истории образования слов уделена всего лишь одна небольшая глава: ведь очень часто этимология очень помогает орфографии. Если знаешь "исторического родственника", то уже не напишешь слово неправильно!
А пару лет назад у меня поселилась ещё одна книга Светланы Лавровой на эту же тему:
"Откуда берутся слова, или Занимательная этимология"
Автор: Лаврова Светлана Аркадьевна
Издательство: Белый город, 2012 год
Серия: Моя первая книга
ISBN: 978-5-7793-2291-1
Страниц: 128 (Мелованная)
Сразу о минусе - для меня в книгах "Белого города" он один: оформление. Обилие иллюстративного материала не всегда оправдано, часто выглядит нагромождением. Хотя встречаются интересные задумки при подборе картин художников для иллюстрации научно-популярного текста)
Прочитала я эту книгу сразу, часто перечитывала и зачитывала отрывки, веселя окружающих. Встречала мнение на просторах интернета, что есть в книге истории слов, которые нельзя считать доказанными и оправданными фактами, это больше легенда или откровенный вымысел. Но такого немного. А книга будет интересна детям! И привлечёт их внимание к такой важной науке - этимологии, к истории родного языка!
Первая часть о том, откуда берутся слова в языке, кто их придумывает, с какой целью, как слова путешествуют по языкам, изменяясь до неузнаваемости, о детском словотворчестве, о словах, пришедших в наш язык благодаря учёным или писателям.
О возникновении слов по ошибке:
Дальше есть раздел о словах родственных, однокоренных и корнях-омонимах.
А затем истории происхождении разных слов, расположенных по тематическим группам: животные, растения, названия профессий, интересные вещи и одежда, еда, слова, появившиеся не так давно. И всё это интересно, легко, временами весело!
В конце - алфавитный указатель слов, историю которых здесь можно найти. По сравнению со всей лексикой русского языка - это капля в море! Но зато чудесная капля, которая помогает расшевелить пытливые умы!
И несмотря на аляповатое оформление, книгу очень порекомендую!