Мои любимые)
отзывыИтак, я продолжаю движение "вперёд, в прошлое!")
Эти книги были мною прочитаны в декабре, в эл.виде, тогда же я писала в дневнике о том, как они мне понравились! Воспринимаю я их как серию. Даже был лёгкий шок от столь разных форматов, когда получила книги неделю назад.
После прочтения шевельнулась мысль поискать книги потщательнее, но быстро ушла. Я встречала в декабре на нашей Крупе "Шедевр": цена отпугнула. Помог случай. И вот я счастливый обладатель таких желанных и таких разных внешне томиков! Покоя эти книги мне не давали. Рассказываю о них я часто, всем, кто готов слушать.
Андрей (antero ) занимается чудесным делом: составляет подборку книг для подростков (12-18 лет). Подборку книг, способных либо помочь "влюбиться в чтение", либо просто начать читать не из-под палки, а ради удовольствия.
А эта парочка вполне может быть полезна с точно такими же целями более юным читателям - 9-12 лет. Про книги я и узнала от мам на питерском форуме, там с пугающей периодичностью обсуждалось (и обсуждается), как то одна, то другая книга пользуется популярностью, как ищут их у друзей, стоят в очереди за книгой в библиотеке.
Когда же и я познакомилась с ними, то поняла, что это "моё"))) Уже не один раз я упоминала про книги, которые подталкивают к дальнейшему знакомству с искусством. Очень хочется найти подобные сюжеты ещё и ещё. И после первой книги, и после второй я отправлялась в сеть, выискивая фото картин, скульптур, музеев.
Разница не только в размерах двух книг, они и внутри абсолютно по-разному оформлены. "Шедевру" Элис Броуч достался офсет, не белый, не очень плотный, чёрно-белые иллюстрации (немножко мультяшные). Жуки на страницах такие правдоподобные симпатяги, что уже пару раз, забывшись, я пыталась стряхнуть "что-то". Хотелось бы бумагу тут получше, эх... Но размеры этого пухлого томика приводят меня в восторг! И обложка мне нравится! И корешок (раз уж я вспомнила про Андрея)!
Коротко о сюжете, дабы всех интриг не раскрывать.
Начало книги - знакомство с семьёй жука Марвина, которая обосновалась под мойкой в квартире семьи Помпадей. На протяжении всего повествования мы узнаем столько бытовых подробностей жизни семьи жука Марвина! И что едят, и где это берут, и как воспитывают детей, и как ходят на пикник (а главное - куда!),как грамотно передвигаются по квартире, чтобы уцелеть. Но не рассказ о повадках жуков здесь главный.
История начинает раскручиваться в день рождения Джеймса, в день его 11-летия. Отец-художник, которого Джеймс видит реже, чем хотел бы ( у мамы новый муж, есть и братик у Джеймса), дарит сыну набор для рисования: ручку с пером и чернила. А жук Марвин, очень симпатизирующий мальчику, вечером направляется к нему в комнату, чтобы оставить там подарок для Джеймса - монетку. Марвин видит, как тоскливо мальчику в праздничный день, который проходит не так, как хотелось бы имениннику, а так, как считает нужным мама.
Небольшое отступление. Семья жуков показана такой дружной, сплочённой - настоящей идеальной семьёй. А вот в семье Помпадеев проблем много.
Джеймс уже спит. На столе лист бумаги, где он хотел рисовать, и открытый пузырёк с чернилами. И Марвин, сам не понимая, почему это делает, обмакивает лапки в чернила и "рисует". Рисует то, что видит в окно.
"Наконец он замер и обвёл взглядом свою маленькую картину.
Она была закончена.
Она была прекрасна.
Она была умопомрачительна".
Проснувшись, Джеймс обнаруживает монетку-подарок и видит на столе удивительный рисунок. Марвин и не собирается прятаться, мальчика ничего не удивляет, он понимает, кто нарисовал эту миниатюру, придумывает он и способ общения с жуком.
А дальше всё закручивается с потрясающей скоростью! Мадам Помпадей видит рисунок, она уверена, что у сына талант. Джеймсу приходится согласится, что это он нарисовал, так как мальчик не может выдать Марвина. Рисунок видит отец-художник, который ведёт сына в музей Метрополитен, чтобы полюбоваться на выставку миниатюр великих мастеров. Рисунок они берут с собой. И не только рисунок: Джеймс "приглашает" с собой Марвина. Любаясь на миниатюры Дюрера, отец Джеймса встречает своего старого знакомого. Знакомятся они и с Кристиной, которая очень озадачена пропажами шедевров - трёх миниатюр Дюрера (3 из 4 "Добродетелей" были украдены ранее, до этой выставки). Именно Кристина была одним из инициаторов поймать похитителя миниатюр Дюрера "на живца". У кого есть 3 миниатюры - захочет заполучить и четвёртую. Сотрудники дадут возможность украсть, но не оригинал, а копию, которую и должен нарисовать Джеймс, а точнее - жук Марвин! Дальше - дело рук полиции.
Как вы понимаете, всё пойдёт не так, как было запланировано! Детективная увлекательная история о ценности настоящей дружбы, о важности доверительных отношений в семье и о силе настоящего искусства!
Цитирую себя же, написала сразу же после прочтения в декабре: "Если бы мне сказали, что ночами я не буду спать из-за какого-то жука, пишущего картины - я бы только усмехнулась) НО! сегодня утром, едва разлепив глаза, я схватилась за планшет, чтобы быстрее дочитать, чем закончилась эта история!"
Большой плюс этих книг в послесловиях! Рассказано и о жуках,и об искусстве (какова реальная основа), и о кражах картин.
А в книге Элейн Конигсбург "Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире" кроме послесловия есть статья автора российского проекта Алисы Вест:
"С самого начала мы решили, что в книге все должно быть по-настоящему. Ведь нам хотелось как можно лучше рассказать эту необычную историю, которая случилась в одном очень знаменитом музее не менее знаменитого города сорок лет тому назад. Мы пересмотрели сотни фотографий, рисунков, статей и книг о моде, политике, машинах, о жизни маленьких американских городов и Нью-Йорка того времени. Каждая деталь - от сапожек Эммы до последнего кресла в доме миссис Франквайлер, от причесок до модели транзисторного приемника, который взял с собой в дорогу Джимми, - все в нашей книжке нарисовано «как было тогда».
И им удалось!!! Очень атмосферный дизайн книги. Плотный гладкий офсет (полная противоположность предыдущему), ляссе, цветные иллюстрации и ещё много-много всего интересного!
Вот такие форзацы-карты в книге:
Если в книге приводится текст письма, то это письмо:
Если нужна заметка из газеты, то это газета:
Если письмо было напечатано, то, пожалуйста:
А уж об оформлении начала каждой главы я промолчу, смотрите сами:
Эмма Кинкейд, круглая отличница, старший ребёнок в семье решила сбежать из дома. О причинах автор не говорит много, скорее упоминает вскользь о постоянных трудовых повинностях, о недостатке карманных денег и т.п. Больше внимания уделено тщательному продуманному плану, куда и с кем бежать. Эмма долго планирует всё-всё, выбрав в спутника своего брата Джимми, который умеет копить деньги. Так как комфорт для Эммы прежде всего, её выбор пал на музей Метрополитен, где можно попробовать пожить и остаться незамеченными. Подробности их жизни в музее очень интересны.
"Вернувшись в музей, Эмма объявила, что им невероятно, немыслимо повезло. Им выпала удача: каждый день они смогут узнавать что-то новое. Никогда еще, ни у каких других детей в мире не было такой возможности. Поэтому перед ними, Эммой и Джеймсом Кинкейдами, стоит задача узнать все обо всем, что есть в музее. Нет, не сразу, конечно. А понемногу, по порядку".
В музее они видят скульптуру ангела:
"Это была фигурка ангела. Девочки-ангела со сложенными на груди руками. Казалось, от нее исходит сияние. Ничего прекраснее Эмма никогда не видела. Она замерла на месте, не в силах оторвать глаз от этой красоты".
Загадка фигурки ангела не даст покоя Эмме, дети начинают своё собственное расследование, чтобы доказать авторство Микеланджело. Это дело и приведёт их в итоге к миссис Базиль.
Побег из дома и возвращение назад - это повод подумать об интересных и серьёзных вещах:
"- Я, Эмма Кинкейд, хочу вернуться домой другим человеком - как возвращаются герои.
- Если хочешь стать другим человеком - я тебе подскажу, с чего начать. Для начала постарайся забыть о геройстве".
***
"- Именно об этом она и мечтала, - продолжала я. - Вернуться со своей собственной тайной. Почему фигурка ангела такая загадочная? Почему она притягивает к себе, как магнит? Потому что в ней есть секрет. Разве Эмме так уж нужны приключения и опасности? Уют, тепло, ванна - вот что ей надо. Но не меньше всего этого ей нужна тайна. Тайна делает человека другим, не таким, как все. И не снаружи другим, а внутри - это гораздо важнее".
***
"И бывают дни, когда мы узнаем очень много нового. Но должны быть и дни, когда мы ничего нового в себя не впускаем, а лишь прислушиваемся к тому, что уже есть в нас. Пока мы прислушиваемся, оно растет внутри нас, срастается с нами - и только тогда становится нашим. А если так не делать, то выходит, что мы просто копим факты, пока они не начнут бренчать в нас, как монеты в копилке. И мы ходим и бренчим, бренчим, но ничего не чувствуем".
Иллюстрации Вероники Калачёвой очень "к лицу" этой истории:
В этих двух книгах музей Метрополитен в центре всех событий:
Сколько же чудесных книг издано в издательстве "Розовый жираф" в прежние времена!
Я рассказывала уже о двух сериях:
"Вот это книга!" здесь
Книги о языковых явлениях здесь
Хочется помечтать не только о переизданиях (кстати, Света писала, что "Их архива..." хотят переиздать), но и о продолжении замечательных традиций!
P.S. Вчера искала пароль от ББ, нужно было попасть, но не из дома. И выяснилось, что зарегистрировалась я ровно 2 года назад, 4 апреля)))) Читала, конечно же, и до этого посты, но созрела для комментариев только тогда. Так что пост о любимых книжках в памятный день)