Читательский дневник старшего пирата - март 2015
дневник читателя9 лет:
В марте у сына разговоры были на 2 темы - Булычевская Алиса и Великая Отечественная война.
Г.-Х.Андерсен. Бутылочное горлышко и Воротничок. Читал в электр.виде. В феврале Воротничок слушал в виде аудиокниги. В первых числах марта прочел дополнительно, т.к. не мог выбрать, какую сказку пересказывать будет (дом.задание). Посмотрел еще мультфильм про Бутылочное горлышко и выбор был сделан в его пользу. Плюс по словам сына никто в классе эту сказку не пересказывал .
К.Булычев. Путешествие Алисы - все началось с аудиокниги "100 лет тому вперед", которую стал слушать перед сном (брат тоже слушал, но говорит: "не записывай меня, я быстрее засыпал и не все слушал"). Как только закончилась книга, я включила фильм "Гостья из будущего". Его уже мальчишки смотрели после школы вместе. И вот на этой волне сын взял читать Путешествие Алисы. С сюжетом знаком очень давно. Мультик "Тайна третьей планеты" - один из папиных любимых и он мальчишек познакомил с ним можно сказать сразу:))). Часто пересматривали. На этой же волне приобрела книгу Тайна третьей планеты года 3 назад.
В сильном сокращении, как раз по мультику, с такими же иллюстрациями. Читала мальчишкам в прошлом году, очень понравилось. И вот сейчас прочел самостоятельно уже полную книгу. Несмотря на мелкий шрифт книга сыну очень понравилась. Особенно оценил оформление: "Мам, здесь же иллюстрации, как в Пеппи Длинныйчулок! Тот же художник!" Симпатизирует иллюстрациям Надежду Бугославской. А ведь помню перед покупкой сомневалась - не слишком ли яркая. Оказалось, что зря сомневалась.
Еще долго пересказывал, вспоминал, перечитывал особо интересные моменты...
к/ф "Гостья из будущего" (1984)
Позже посмотрел
Правда, досмотрел до конца.
И куда без мультфильма:)))
м/ф Тайна третьей планеты
М.Улыбышева. Как Пушкин русский язык изменил- на волне недавно изученных и часто перечитываемых 2 книг (Фразеологизмы и Пословицы), про которые я как Попка, повторяю из месяца в месяц, да еще после 1 места в школьной олимпиаде по русскому языку сын важно объявил: "Я подумал и понял, что любимый урок у меня не математика, а русский язык" :)))) Поэтому с радостью выхватил из свежекупленной стопочки интересную книжку "Как Пушкин русский язык изменил". Прочел с удовольствием, но рассказывать о ней не захотел. А тут по математике еще 1 место занял, приоритеты опять поменялись и вообще забыл про бедного Пушкина:))).
Надеюсь, что эта книжка еще не раз возьмется с полки. Серия-то хорошая.
А.Чехов.Белолобый - рассказ из школьной программы. Но учебник посеял, поэтому читал в эл.виде. Мы потом еще для закрепления материала посмотрели диафильм и мультфильм. Я, стыдно признаться, совершенно не помню (а может, и не было у нас в школе?...) этого рассказа. Поэтому тоже с интересом смотрела. В школе позже ждал пересказ. Плюс в качестве доп.задания дополнительно почитать рассказы, где описываются мысли и чувства животных. Сыну предложила Каштанку, о которой подробнее ниже напишу.
мультфильм "Белолобый"
диафильм "Белолобый"
А.Чехов. Каштанка - ну не хотелось пирату читать эту книгу. Вообще никак. Моя печаль... На заре книгособирательства (4 года назад) я купила несколько книг из-ва Рипол с илл.Спирина. И если Филипок еще был взят в руки, то к другим мальчишки остались равнодушны (Каштанка, Марфа, Черная курица). Рано, подумала я. Подрастут, почитают. Уж иллюстрации-то точно посмотрят. И вот только-только узнала от сына, что эти книжки не нравятся именно иллюстрациями.
- Посмотри, как реалистично нарисовано. Как фотографии, да?
- Ну, не знаю... А у нас есть другая книжка, с другими рисунками?
- Нет. Я думала, что тебе ЭТА Каштанка понравится. У нас с этим художником есть еще другие книжки. Хочешь посмотреть?
- Да знаю я... Только мне не очень нравяся они. Немножечко только нравятся. Они... Забыл это слово. Не "грустные", а другое слово...
- Темные? Как живые? Реалистичные? Пугающие?
- Нет... все эти книжки мрачные.
...
Каштанку прочел, только шрифт с межстрочным интервалом подвел. Уж слишком убористый, технически тяжело читать.
Спросила - понравилась ли книга, если забыть об иллюстрациях. Ответил, что вроде картинки перестали казаться мрачными, но все равно было бы лучше, будь книга иллюстрирована другим художником: "может тогда бы я раньше прочел Каштанку. А то не хотел настроение себе портить. Заразишься этой мрачностью и будешь всем недоволен!"
Поговорили о чувствах собаки, Перечитали вместе некоторые места. Предложила посмотреть мультфильм. Вот он пошел на ура!
"Теперь этот рассказ совсем другой. Он даже местами веселый! У нас еще есть Чехов?"
м/ф Каштанка (1952г)
Есть еще оч.хороший фильм Каштанка (1975), но сын пока его не смотрел:
С.Баруздин. Сказка о трамвае - вообще сын (в отличие от брата) больше предпочитает прозу. Редко увидишь его со стихами. Если только похихиать (Остер, Мориц). Но эта книжка заинтересовала его аннотацией - здесь же рассказывается о первом электрическом трамвае, который в 1899г проехал по улицам Москвы. Как отметил пират - "в мою копилочку знаний".
Интересно было рассматривать иллюстрации Лемкуля, точно передан дух того времени.
Мы вспомнили мультфильм по стих-ю Михалкова. Эту песню из мультика мы часто поем. Как-то, помню, ехали в метро с мальчишками (аж года 3 назад). А там игра такая есть. Когда заходит бабушка, мужчины резко засыпают:)))
И вот, значит, заходит женщина в почтенном возрасте. А парень сидит-живет в телефоне. Он быть может даже и не успел заметить женщину. А пираты мои, не сговариваясь, вслух запели: "Пионееееру Николааааю ехать оооочень хорошоооо". Реакция была оглушительная
п.с.: В общ.транспорте мои мужчины всегда стоят, если нет свободных мест. Это даже не обговаривается.
м/ф Шел трамвай десятый номер
Л.Петрановская. Что делать, если...2
- Ром, мне кажется, ты ее уже наизусть знаешь. А опять в руках вижу
- Подзабыл, что делать, если "твои друзья задумали плохое".
Так случилось, что в нашем доме есть 2 автора, которые не раз спасали взаимоотношения с детьми еще с садовского возраста. 2 автора, которым я доверяю безоговорочно. Юлия Гиппенрейтер - для нас, родителей (у нас 2 книги: Общаться с ребенком. Как? и Продолжаем общаться с ребенком.Так? ) и Людмила Петрановская - для детей (у нас живут: Что делать, если... и Что делать, если...2)
Немного экскурса в историю.
Когда я была беременна еще старшим сыном, мне подруга дала ЕЕ настольную книгу - Бенджамина Спока. Читая ее, я была уверена, что теперь все знаю.:)))) Когда сыну исполнилось месяцев 6 наверное, другая подруга порекомендовала методику Марии Монтессори. Тогда мне казалось, что мир перевернулся. Все! Начинаем жизнь с белого листа. Свободу попугаям! Не хочу углубляться и не буду вести дискуссии о всех плюсах/минусах этой методики, но в 3 ребенкиных года мы начали ходить к детскому психологу. Тогда в очередной раз мы с мужем все взвесили, переосмыслили и остановились на Гиппенрейтер по совету психолога. Либо мы наконец поняли детей, либо одно из двух, но жизнь стала налаживаться:))))
А лет в 5-6 Ромкиных лет, когда появилась Петрановская в доме, то многое вообще стало проще объяснить ребенку. Большой плюс в ее книгах - это иллюстрации, близкие для детей. И обращение к детям. Читая "Что делать, если...", сын воспринимал всю информацию не как очередную "лекцию о пользе овощей на пару", а как беседу с близким другом, который всегда дает в нужное время правильный совет.
И до сих пор, если случаются какие-то косяки у мальчишек, то либо от них самих, то ли от нас слышно: "а помнишь, что по этому поводу написано в "Что делать, если?..."
Что делать, если..2 - книга, которая несомненно пригодится школьникам. Она на более старший возраст. Многое еще у нас впереди и меня, как любого родителя, пугают и определенные компании, и соблазн запрещенных препаратов, но на сегодняшний день при открытом постоянном контакте с ребенком и взаимном доверии, мы гордимся своими детьми.
Н.Ходза. Дорога жизни - перечитал второй (или третий?...) раз. Потрясающая книга, которая, на мой взгляд, должна быть в каждом доме. Книга о блокадном Ленинграде, которую можно читать с дошкольного возраста, богатая фотографиями того времени.
Сын с одноклассником приготовили проектную работу на тему "Вахта памяти" - об одноименной экспедиции на места боевых действий в Смоленской области, раскопок, торжественном перезахоронении. Одной из целей проекта являлось создание школьного музея, в который из экспедиции "Вахта памяти-2013" были привезены различные экспонаты.
Проект мальчишки с честью защитили и были выдвинуты в числе тройки школьных победителей (среди нач.классов) на районный уровень.
Сын так загорелся этим проектом в ходе подготовки, что решил еще и почитать книги о ВОВ, об истории нашей страны.
Первую книгу взял как раз Дорогу жизни. Тема блокады Ленинграда ему давно интересна, с момента последнего прочтения у сына в голове уже дополнительно отложились опр.знания из различных док.фильмов и материала, который получал в школе. Поэтому, как отметил сын, книга читалась уже иначе.
И.Туричин Крайний случай. Сказ о солдате Иване и Фрице-Рыжим лисе - написана в стиле былины, богатырской сказки с карикатурными рисунками "в виде комиксов", как сказал пират. Т.к. издательство данной книги "Белорусский Экзархат", то тема христианства затронута. Иконка, которую дала мать Ивану, хранила его. Краюха хлеба, испеченная матерью, не черствела. Эти 2 момента сын отметил, спрашивая, правда ли иконка может спасти от пуль. И правда ли, что хлеб так долго может оставаться свежим.
Ну и конечно перечитывал смешные на его взгляд моменты.
Странно, но к нам несколько лет назад приехала книжка с другой обложкой, нежели показана в Лабиринте. Я даже тогда подрасстроилась. Лабиринтовская удачнее, наша уж слишком агрессивная:))
п.с.: решила почитать свой первый отзыв об этой книге сразу после покупки. В принципе - спустя 3 года мнение не поменялось:)))
Обложке я мягко говоря удивилась...:))) ждала без мордобоя - как показана на лабиринте. ну да ладно. все остальное - в точности совпадает
Рекомендовала подруга - с юмором написана книга. картинки фашистов, конечно, комичны:))) сразу вспомнила как, давноооо смотрела ч/б фильм о ВОВ. так вот там Гитлера как раз в таком свете показали. Наши, есессно, все богатыри, как на подбор.
А.Митяев.Письмо с фронта. Рассказы о Великой Отечественной войне - прочел несколько рассказов. Предложила эту книгу заменить на новинку изд-ва Речь с илл.Гальдяева. Просил нашу книгу не отдавать никому:)). В ней, говорит, рассказов больше и иллюстрации тоже хорошие. Смирилась, согласилась - менять не буду, дубль покупать тоже пока не планирую. Хотя бумага, нужно отметить, в этой книге тонко-мелованная. Как в журналах. Даже тоньше, наверное. И волнами идет. У изд-ва "Белый город" есть такая особенность, к сожалению.
А иллюстрации и на самом деле интересные (не Гальдяев, но имеют право на жизнь). Также порадовало, что в книжке много рассказов.
С. Алексеев. Рассказы из русской истории - ооо, эту книгу сын прочел от корки до корки. Очень понравилось. Больше всего, говорит, интересно было читать про Кутузова и о ВОВ.
"ты представляешь, а характер у Кутузова тоже был не сахарный!!". Тоже - это сын себя имел в виду:)). Слышит от меня, что с таким характером тяжело будет позже жить:))
Е.Никитина. Хомячок Фрош. Космические приключения во сне и наяву - взял книжку со стола брата, после того, как тот ее прочел. Сказал, что "здорово автор придумал на полях станиц пояснения оставлять". Папа наш хвалил иллюстрации: "Вот ты говоришь, что компьютерные. А посмотри, какие классные. Все детали прорисованы. Мне бы такую в детстве".
Александрова. Левшин. В лабиринте чисел. Путешествия от А до Я со всеми остановками - жалел, что раньше не прочел эту книжку. Сказал, что понравилась и будет читать продолжение. Под "продолжением" подразумевалась "Стол находок утерянных чисел" из той же серии ИД Мещерякова "Пифагоровы штаны".
А аннотации написано - для среднего школьного возраста. На мой взгляд 2-3 кл (в зависимости от уровня знаний) вполне можно уже читать.
Ю.Мориц. Крыша ехала домой - книжка-отдыхалочка. Я уже так часто ей пела дифферамбы, что боюсь повторяться:)). Когда мальчишкам хочется посмеяться или просто почитать вслух стихи, то чаще всего они берут с полки Мориц. Когда устали от домашних заданий и хочется чего-то расслабляющего, то берут опять же Мориц. Тут сын в школе нашкодил. А я как-то уже писала, что в таких случаях у учителя есть "список артистов". Т.е. особо отличившиеся готовят к следующему дню стихотворение наизусть. У сына поведение ...пиратское. Хотя вроде в этом году более-менее выправилось (всю энергию направил на "догнать и перегнать круглую отличницу в классе"). Но стихи все равно периодически рассказывает:))). Мальчишка же. И вот в качестве "что-нибудь выучить" взял Мориц.
Но т.к. я являюсь мамой строгой, то у меня этот трюк не прокатил:)) Там и учить-то ничего не надо, итак все знает наизусть. А раз натворил делов в школе, то будь добр - приложи усилия, возьми стихотворение незнакомое.
С.Черный. Стихи для детей - вот как раз из этой книги учил стих-е "Осленок". Но т.к. у сына какая-то своя методика заучивания стихов, то моя "строгость" не прокатила:))). За 10-15 мин выучил.
Слушал аудиокниги:
Бианки. Рассказы и сказки - "3 часа, а как будто 2 минуты слушал" - воскликнул сын. Брата пригласил одноклассник в гости и пират остался один (не считая нас:))). Обычно мальчишки всегда вместе, поэтому не знал куда и как себя применить. Попросил папу включить что-нибудь послушать, а сам сидел собирал очередной набор лего. Говорит, что все рассказы понравились, добавил, что это как раз то, что надо слушать в тишине. Чтобы рядом никто не шуршал, не спрашивал и не отвлекал.
К. Булычев. 100 лет тому вперед - как писала выше, с этой книги сын и начал "Алисничать". Слушал перед сном оч.внимательно. Потом с братом смотрели "Гостью из будущего". Отметил, что фильм намного интереснее. Но предполагаю, что так ответил из-за ранее озвученного мнения папы (тот тоже слушал книгу:)). Папа бухтел, что уж слишком дотошно Булычев описывает мелочи, которые в принципе на ход событий никак не влияют и они совершенно не нужны. "Зачем рассказывать несколько часов, на какой автобусе/троллейбусе ехать, повернуть, завернуть, пересесть, чтобы добраться до такого-то адреса? В фильме все намного динамичнее". НО! сидел как-то с мальчишками и смотрел одну из серий Алисы и опять включил: "дааа, а я еще на книгу наезжал. Там описывают несколько часов, а здесь бегут несколько часов". Ну не знаю, я "Гостью из будущего" обожала в детстве. Какие летние каникулы без этого фильма?
А.Рыбаков. Кортик - говорит, что понравилось. Но продолжение слушать не захотел. Сказал: "попозже".
Мне фильм кажется намного интересней (но я же - девочка, мне простительно:))). Пират фильм пока не смотрел.
-------------
делю этот месяц на 2 части. Чтение среднего пирата, а также совместные аудиокниги - в след.посте.
А то как-то уж слишком много букв получилось