Читаем вместе 10. Дом, в котором...

 Все в жизни школа, только название меняют. Вот наш склад. Вместо директора — босс, вместо учителей — менеджеры, вместо уроков — выполнение заказов. Не выполнил заказ — тебя увольняют, выгоняют из школы. Слова другие, но все абсолютно то же самое. © Трасса 60 (2013)   Что есть «Дом»? «Дом» — это наше общество в миниатюре, несколько в гипертрофированном виде, но это только что бы лучше рассмотреть. Банально берем для примера часть нашего социума под названием «школа». Один из основных примеров отдельного социума, со своими законами и порядками, установленными не как бы казалось учителями, а наоборот учениками. Так же дети сбиваются в стаи, так же выбирают вожаков и идёт постоянная борьба за лидерство. Так же присутствует дедовщина, которую почему приписывают только армии, хотя она появляется намного раньше и встречается и потом. При этом вроде бы все кучкуются по мелким группам, но при этом остаются единым целым,  их всех объединяет школа(дом). Точно так же есть наружность, где действуют другие законы, правила и т.д. Кто бывший в школе лидером, за её приделами может оказаться никем. Есть и своя изнанка, тот мир куда так приятно сбегать — мир грёз граничащий и существующий параллельно со школой, правда замечают его чаще всего дети, т.к. взрослые редко способны думать с ними на одной волне. И так со всем нашим обществом – дети взрослеют, и создают новые «Дома» со всеми вытекающими. В общем, это «Дом, в которым» мы живем, или по аналоги с известным стишком «Дом, который построил..»  каждый из нас.   Истина, которую ты ищешь, не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Она — есть; и это все, что ей нужно. © Ричард Бах «Иллюзии»   Мариам Петросян удалось изобразить наше общество во всех его ярких аспектах, и в тех что так приятно вспоминать, и в тех что хочется поскорей забыть, а некоторые предпочитают вообще не замечать (как примеру поступал Сфинкс по отношению ко многим вещам). Общество тут показано без прикрас, утаиваний или намеренном ухудшении. Показаны и чудеса, и боль, и скорбь, радости и горе, иллюзии и реальность, желании быть свободным и при этом добровольное рабство. Мир «Дома» вместил в себя все что мог, а что не мог просто распихал по кармашкам, как Табаки. Книга дает возможность взглянуть как на мир со стороны, так и на нас самих, притом как снаружи, так изнутри и из изнанки. Можно сказать, что данный роман – это некоторого вида препарирование социума в общем и индивида в частности.   Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. © Уильям Шекспир «Как вам это понравится»   Играм и ролям в романе отводится особое место. У каждого своя роль и есть куча малых игр. Само понятие игры в романе проскакивает довольно часто, и из уст Кузнечика (все эти бесчисленные тренировки Седого), из уст Курильщика, Табаки, Рыжего. Идея, что мы все играем роли и подчиняемся неизвестно кем придуманным правилам проскакивает через всю книгу, то и дело вылезая то тут то там. А интересно какие роли играют те, кто читаю данную схоластику?   Только сами люди могут построить себе лучший мир. Иначе получается клетка. © Михаил Веллер «Кассандра»   Долго не мог отделаться от чувства, что роман что-то смутно напоминает. В итоге ближе к середине книге до меня дошло, что всё это аналогия романов Дика, с его вечной идей иллюзорности реальности, и посвященным проблемам отличия истины от лжи. Не сказал бы, что взята эта идея у Дика, просто по сути своего творчества Филип Дик писал одну книгу, и все его произведения были посвящены одной теме. Так и в романе Петросян проскальзывает тема иллюзий, поиска истинности среди правды и лжи. Это и попытки Курильщика разобраться в бреднях Табаки, чуть ли не эзотерических высказываниях жителей дома, и в правилах «игры», которую выражались словами Табаки, жители дома придумали дабы скоротать время, но уже забыли об этой цели и сделали игру своей жизнью. Так же идет вечный спор какая же реальность настоящая Изнанка, Дом или Нвружность – идет их противопоставление, сталкивание и слияние. А суть оказывается, как в романе Филлипа Дика «Человек в высоком замке», где в финале персонажи спрашивают «И Цзин», зачем тот написал «Кузнечика», оракул отвечает гексаграммой «Внутренняя правда» (Chung Fu).     Я понял, что величайшая боль приходит не с далекой планеты, а из глубины сердца. Конечно, может случиться и то, и другое: вас бросят жена и ребенок, вы будете сидеть одиноко в пустом, холодном доме, да вдруг ещё и марсиане просверлят дыру в крыше и наложат на вас щупальца... © Филип Дик «Помутнение».   Так же «Дом» предстаёт перед нами, как наш собствен внутренний мир с воспринимаемым нами внешним миром. Сам «Дом» выражаясь языком психологии – это «зона комфорта», т.е. область жизненного пространства, дающая ощущение комфорта, уюта и безопасности. Это то чем мы себя окружаем, и чем отгораживаемся от внешнего мира, наши привычки и предпочтения. «Изнанка» — это страна грёз, фантазий, где мы можем себе позволить всё и быть кем хотим, или наоборот не хотим но являемся на самом деле. Это место где наше подсознание даёт себе свободу, а осознанная часть наоборот спит. Это зона комфорта внутри зоны комфорта, иллюзия внутри иллюзии. «Наружность» это весь остальной мир за пределами «зоны комфорта», называемый в психологии «зоной риска», это мир за пределами рамок, в которых мы чувствуем себя комфортно. Но наибольшие страдания, как ни странно дети переносят внутри «Дома».   Ты все еще заражена надеждой. Ты думаешь, что где-то может быть жизнь, которую стоит прожить. Что какое-то сочетание действия, бездействия, знания и удачи может спасти тебя, если ты правильно подберешь пропорцию. Так послушай меня. Вот здесь, сейчас, — лучше, чем сейчас, не будет никогда. © Майкл Суэнвик  «Дочь железного дракона»   Убеждения - более опасные враги истины, чем ложь. © Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла»     Вот фактически так же жители «Дома» воспринимают «наружность» и Курильщика (да и Чёрного в какой-то степени). Для них всё за пределами Дома, кроме 2х старых санаториев (на море и в горах), не сулит ничего хорошего. Они бояться её панически, не все конечно, но большинство. О ней запрещено говорить, запрещено вспоминать прошлую жизнь в наружности, фотографии от туда. Они просто убеждены что, там за пределами дома после выпуска их ни когда и ничего не будет ждать хорошего.     Умереть — любой дурак может, не так ли, Уиллард?... жить — оно поболе требует. © Кен Кизи «Порою блажь великая»   И вот он – выпуск. И несколько путей решения проблемы, которая мучила их всех. Но только вот вопрос: «Какой же путь оказался верен?». Одни предпочти пройти тесты и сбежать заранее, чуть ли не в панике боясь выпуская. Самое интересное, остальные не были дураками, завалившими тест, они его просто не хотели сдавать, т.к. были «детьми Дома». Исключение составил только Курильщик, который вроде бы и чужой, и тесты прошёл, но сам решил остаться и увидеть своими глазами последующие события.   Граница — это нечто вроде предохранительного клапана цивилизации, чтобы мы совсем не сошли с ума. Когда появляются люди, неспособные жить, как все — безумцы, недовольные, экстремисты — они устремляются на границу. Вот так рождалась Америка. Все бунтари в Европе отправились на границу, из которой родилось тринадцать колоний. Потом самые непоседливые двинулись дальше, на запад. Поэтому, в конце концов, все психи оказались в Калифорнии. © Трасса 60 (2013)     Другие в ночь выпуска решили сбежать на автобусе, по сути сменив одну зону комфорта на другую, мало отличающуюся от Дома, последствии создав коммуну, чуть ли не полностью сохранившую традиции дома.   Кое-кто говорит о границах разума. Они изучают чудесный мир алкоголя и наркотиков, но... Это не та граница. Очередной самообман. Мы придумали ложную границу с компьютерами, которые позволяют людям думать, что они сбежали. Граница с платой за доступ. © Трасса 60 (2013)     Третьи ушли в «изнанку», сбегая от реальности. Часть растворилась совсем не оставив о себе даже воспоминаний, а большая часть стала Спящими – оставив тела, но разумом ушедших в Изнанку.   Американцы сражались за свободу, потом — против рабства. И как они распорядились своей свободой? Стали рабами. © Трасса 60 (2013)   Четвёртые, очень маленькая группа, ушли полноценно жить в Наружность – кто-то после выпуска, кто-то позже уйдя из коммуны. Одним словом зажили обычной серой жизнью влача своё существование.     Вы не спите, Нил, быть может, впервые в своей жизни. © Трасса 60 (2013)   Однако Дом породил 2х неординарных личностей, не похожих ни на кого больше. Они не были ни прыгунами, ни ходоками, но явно удостостоились редких подарков старичка Табаки (между прочим ещё одно существо живущее вне времени и трёх реалий). Они стали проводниками из «изнанки» в «наружность». Один долго винил во всём «Дом», но в итоге перестал обманывать себя и в итоге получил перо цапли и всё же встретил свою любовь Другой же продолжал завидовать первому, за то что у того в ту ночь был выбор. Но он пока так и не осознал, что в своем творчестве проецирует «изнанку» и секреты «Дома» давая им выход в «наружность».
23.07.2015
Вы часом не из Дома?
23.07.2015
0275f13e3c9a119b6c1b5d2739dcea3c.jpg
24.07.2015
Смотря что понимать под Домом)))
24.07.2015
Мое восхищение
23.07.2015
Мда не думал, что после фактически суток работы, напишу что-то на такую реакцию.
24.07.2015
Реакция недостаточная? Просто настолько полно все описано,остается только кивать головой,как китайский болванчик и приговаривать"и как же не заметил сам-то?"
24.07.2015
Скорее наоборот, слишком бурная, такого даже не ожидал. Я то думал что написал слишком мало, неполно и можно было и получше. 
24.07.2015
Нет,очень исчерпывающе
25.07.2015
Я набралась смелости и обратилась к представительству издательства Livebook/Гаятри вконтакте,рассказала о нашем не самом бурном обсуждении, попросила рассказать о книге. И они мне любезно ответили. Прилагаю скриншот страницы,в сообщении Ирины, pr-менеджера издательства даны ответы на все мои вопросы 8dedf6949aacf07c281bd427fc39b5f0.png
18.07.2015
Для меня "Дом, в котором" на сегодня остается единственной книгой, которая произвела очень неоднозначное впечатление. Обычно либо нравится, либо нет. После прочтения осталось чувство пустоты, не могла приступить к чтению новой книги. И, вообще, что теперь читать-то??? Ни один день переваривала жизнь главных героев. Помню моменты, от которых мурашки по коже бегали... Могу сказать однозначное "спасибо" автору. И хотела бы в будущем посоветовать к прочтению своей дочери, но до "Дома" нужно дорасти, не уверена,  что эта книга для подростков. 
14.07.2015
Огромное спасибо! У меня такое бывало,я прекрасно понимаю это ощущение пустоты:что же теперь читать? Но почему впечатление неоднозначное? Судя по отзыву,книга стопроцентно ваша
18.07.2015
Потому что написано хорошо, как Вы сказали стопроцентно для меня, но не просто принять такую правду о детях-инвалидах. 
19.07.2015
Я читала 2 года назад в 27 лет. Понравилась. Очень. Ощущения странные. Я прям чувствовала, как у меня мозги шевелятся... или не мозги, а волосы. Заставляет подумать и перечитать, потому что первый раз просто проглотила её, а оказалось мало. Погружаешься, впитываешь, начинаешь кожей чувствовать всё... а когда перечитываешь, то такие детали открываются! Всем советую теперь. Книга, как мозаика... или матрешка...
14.07.2015
Большое спасибо! Вы перечитывали уже?
18.07.2015
Да, сразу же после первого раза.
19.07.2015
"Я книгу прочитал увидев в журнале Хаецкой (вкусу которой, я вполне доверяю) лаконичный отзыв: "Закончила читать "Дом в котором...", как теперь жить?". Наверное, это была самая лучшая рецензия. Я начал читать книгу ничего не ожидая и даже не представляя, о чём она. С первых страниц и красных кроссовок Курильщика, мне показалось, что это будет подростковая антиутопия в несколько странном антураже. Но чем дальше, тем "страньше" и очаровательнее становилась книга. Когда я дочитал до "Улитки липли к самым верхушкам трав и стучали друг о друга, как пустые орехи" — я влюбился и в поэтику этой книги. Мариам писала эту книгу больше десяти лет, когда в Армении была война в Карабахе, когда вечерами отключали свет... когда ей нужна была внутренняя терапия, нужно было место куда можно уйти. Таким местом стал её Дом... Это очень чувствуется в книге. Мариам натащила туда весь культурный багаж восьмидесятых, девяностых — книги, цитаты, музыку... Книга вышла немного рыхлой и перегруженной деталями, но, если ты на волне Дома, то это не в ущерб, а особая прелесть. Книгу хочется тянуть по капельке, не спеша, как дорогое вино — наслаждаясь каждым оттенком вкуса и запаха и мечтая, чтобы счастье длилось, как можно дольше. Я читал эту книгу не для сюжета (хотя она смогла меня удивить и заинтриговать), я жил в этой книге. Конечно, эта книга и о взрослении, но можно сказать, что шире это аллегория о жизни и смерти. Покинуть Дом — умереть, открыть новую жизнь в посмертии или зайти на очередной круг? Не узнаешь, пока не попробуешь. Это вообще хитрая книга. Начинаем мы её глазами Курильщика, но чем больше Дом овладевает нами, тем меньше Курильщика становится в книге. Он проводник, но не герой и читатель выбравший Дом — спокойно принимает перемену, а те, кому Дом пришёлся не по душе, остаются с Курильщиком в наружности — с ощущением профуканного чуда (или собственной правоты?). Я буду вновь и вновь возвращаться в Дом — на новый круг, к старым друзьям, к магической атмосфере Дома. Пока мне это нужно, пока радует — Дом ждёт меня. :)
13.07.2015
Слушайте,какое тонкое замечание насчет Курильщика. Спасибо большое! Вы перечитывали книгу уже?
14.07.2015
Да, я уже дважды читал. И на отпуск, в этом году, планирую неспешную третью перечитку — с удовольствием и по капельке. "Дом" для меня, как стихи, я его не хочу залпом читать — хочется наслаждаться и смаковать, находить новые нюансы и детали. Это очень моя книга. :) 
14.07.2015
Похоже, я единственная, кому книга легко далась. Прочитала за два дня, точнее, ночи. Во время чтения не было никакой отстраненности, наоборот, я так погрузилась в книгу, что ходила по дому как зомби: суп готовлю, а сама о прочитанном думаю. Люблю повествование, которое как мозаика, интересно складывать в уме этот пазл и радоваться, когда он получается. Согласна с комментариями ниже, что лучше было бы читать в бумажном виде, так как пару раз приходилось возвращаться назад, чтобы соотнести клички ребят.Если бы мне было лет 15, то, закрыв последнюю страницу (в данном случае виртуальную), я бы начала сначала. И точно влюбилась бы в половину героев книги. А так, закончив чтение, стала анализировать все литературные несовершенства, провисания сюжета, уместность эпилога и т.д. Иногда даже жалко, что с возрастом теряется способность окунаться в книгу как в омут и сохранять ее в себе отдельным миром , без разглядывания под микроскопом критики. Больше всего мне не понравилось, что так неуклюже были введены в повествование девушки и вообще вся эта линия сильно "провисает".Меня не коробила тема инвалидности. Но я никогда не встречалась с этим близко в реальной жизни. С дилетантской позиции для меня книга не спекулирует на инвалидности ребят, наоборот. В ней хорошо показано, что и такие дети ничем не отличаются от здоровых: у них те же радости и горести,  дружба и вражда, а уж силы духа и тяги к жизни побольше, чем у некоторых "нормальных" людей.После прочтения захотелось поискать интервью с автором. И в нем как раз объясняется, почему концовка выбивается из всего романа: в изначальном варианте ее не было, пришлось дописывать по требованию издателя. И название тоже не оригинальное. Вообще интересная история создания этого романа.Я рада, что его выбрали в совместном чтении, как-то в последнее время в сторону подобной литературы совсем не смотрела. Возможно, перечитаю через пару лет. Буду ли предлагать Насте, не знаю. Но не потому, что не считаю книгу подходящей для чтения подростком, а просто согласна, что она далеко не каждому понравится. 
13.07.2015
Спасибо большое! Да,я знаю про концовку, очень обвиняют автора за нее. Но сама ужасно хочу в бумажном варианте. И жаль, что больше ничего не пишет Мириам Петросян
13.07.2015
На мой взгляд, лучше с концовкой, чем без. А про то, что больше ничего не пишет... Может, так и лучше. Было бы жаль, если бы второй роман оказался бы намного слабее. "Дом.." она писала много лет, на новый роман ей бы издатели не дали бы много времени. 
13.07.2015
Я не сумела дочитать. Прочла треть и отложила. Я всё время думала об их инвалидности. Как это вообще жить без рук? Или слепым. Всё так страшно мне казалось. Читаю и тяжело так, и прямо давит на меня вся их обстановка. Без рук и дерутся. Всё казалось таким странным, непонятным и тяжелым. После Цацики невозможно читать.Не сумела себя заставить. Может потом как-нибудь вернусь и попробую дочитать. Сейчас настроение совсем не подходящее у меня для такой книги. 
13.07.2015
Читала её почти ровно 3 года назад (в июне 2012), перечитывать в этот раз не стала. Тоже ловила себя на мысли, что читаю как-то отстранённо. Обычно я в интересную книгу с головой ныряю, чувствую себя практически одним из персонажей: переживаю за героев, раздражаюсь на козни злодеев, с нетерпением жду что будет дальше... А здесь было ощущение, что я смотрю какой-то затянувшийся, мрачный и мутный сон. Как-будто плаваю где-то глубоко под водой и там рассматриваю жизнь каких-то непонятных существ, обычно не показывающихся при дневном свете...При этом не могу сказать, что книга мне совсем не понравилась. Тем более не могу сказать, что жалею о прочтении. Может быть это просто не мой жанр, может быть я её переросла (хотя не могу сказать наверняка, скорее всего меня книга и 15 лет не затянула бы с головой). Я довольна, что осилила в своё время этот трёхтомник, хотя бы просто потому, что теперь, если я встречаю в отзывах на книги фразы, вроде "Это произведение очень похоже по стилю на Дом в котором..." я точно знаю, что книгу можно пропустить))Если автор хотела передать в своём произведении мысли об изолированности живущих в интернатах детей (и особенно детей-инвалидов) от общества, их страх перед взрослением и выходом в Наружность, то ей это несомненно удалось. И в целом мир, который она создала, довольно интересный. В процессе чтения открываются всё новые и новые грани, постепенно становится понятно что к чему. Но мне всё равно чего-то не хватило, чтобы уверенно сказать "Книга мне понравилась. Рада, что её прочитала" dont_know.gifРебёнку предлагать её скорее всего не буду. Но, если сам вдруг где наткнётся и в своё время сядет читать, с интересом сравню потом наши ощущения от книги.И "минутка благодарности" kisses.gif Гаянэ, спасибо огромное за "Читаем вместе"! С огромным интересом слежу за выбором книг, большинство из предлагаемых к голосованию скачиваю вне зависимости от того выбрали их в итоге или нет (если, конечно, сама ещё не читала). Столько чудесных книг уже перечитала благодаря совместным чтениям))) Пока не успеваю отписываться и обсуждения не всегда удаётся внимательно перечитать, но читать вместе со всеми жутко интересно))) Спасибо, спасибо, спасибо!!!
13.07.2015
Спасибо большое! Это ужасно много для меня значит
13.07.2015
Сказать, что книга весьма своеобразная, это ничего не сказать. Автору удалось сотворить свой мир, а это редко кому удается. Вчитаться поначалу трудно: прочитав пару десятков страниц, я её отложила на 2-3 месяца, зато потом дочитала взахлеб. Многое осталось непонятным, интересный закольцованный конец. Плохо поняла, что же случилось после выпуска с героями. Тесно переплетаются реальность и не совсем реальность (либо другая реальность). Мне кажется книга не для детей, хотя интересно, что из неё почерпнут подростки. Дочке предлагать к прочтению не буду, такие книги сами предлагают себя прочесть когда они того хотят, но книгу в книжном варианте куплю. Вообще в электронном варианте именно эту книгу было очень тяжело читать,часто хотелось вернуться и заново прочесть отдельные места. Да, и на мой взгляд читать её лучше осенними или зимними вечерами, она не летняя по настроению.
13.07.2015
Спасибо! Во многом согласна с тем, что тяжело читать электронный вариант и что это книга, которая сама предложит себя прочесть в нужное время. И с ощущением времени у меня совпадение. Мне кажется,за окном обязательно должна быть слякоть и моросящий затяжной дождь
13.07.2015
Долго с ней мучилась,втянулась где-то после середины))))много разорванных/ разрозненных историй-еле связала все в кучку)))очень своеобразная книга,конечно..концовку не совсем поняла(читала ночью,быстрее/быстрее-надо еще раз посмотреть)...эти проблемы у всех интернатских детей,а у инвалидов и подавно...
13.07.2015
Дочитали-таки,ура)) концовка самое спорное место в романе, до сих пор копья ломают)) думаешь, все-таки есть место эксплуатации темы инвалидности?все-таки нет акцента на этом
13.07.2015
Акцента нет,но я немножко в теме(в бытность мою медиком за забором больницы как раз был подобный Дом,но с другими инвалидами)..
13.07.2015
Кстати,книгу покупала для дочери-она начиталась где-то отзывов))))но пока так и не читала...настаивать на прочтении не буду(есть книги,которые я безоговорочно кладу ей в стопочку к прочтению))))вот сейчас туда отправились Волна и Беглецы))))
13.07.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Просьба к издательствам "Три мушкетера" от НИГМЫ в одном томе