Лекция о вкусе. Часть теоретическая
обсуждение прочитанногоНет на свете материи более тонкой и необъяснимой, чем вкус. Он бывает разный и у каждого он свой. Дело вкуса, мне не по вкусу, на мой вкус - кажется, что нет вещи более индивидуальной и не поддающейся обобщению. Ну и хорошо бы, чего тогда обсуждать, но если слегка копнуть, окажется что чей-то вкус несомненно "тоньше, изысканнее, утонченней", а у кого-то "совсем нет вкуса". Понятие вкуса применительно касательно многих вещей: одежды, убранства жилища, и даже книг.
Почему так? Что же такое вкус , зачем он нужен и можно ли его развить?
Мое сообщение больше похоже на занудный доклад, так что если вы порой с тоской вспоминаете годы ученья, пробирайтесь в аудиторию, устраивайтесь поудобней на зеленых стульях, да поближе-поближе садитесь, я хочу видеть ваши лица - и послушайте лекцию о вкусе -обещаю уложиться в положенные 20 минут.

Еще в 18 веке Кант сказал, что вкус -не что иное, как способность судить о красоте и все с ним согласились. Определенный человек обладает определенным культурным багажом и чем этот запас шире,богаче и разнообразней, тем лучше вкус. Что же получается, оказывается, вкус не такая уж прерогатива каждого и среди равных некоторые равнее? Да,да и да. Поставьте перед такой картиной среднестатическую продавщицу с 9 классами образования и выпускницу Академии Искусств.

И если первая скорее всего скажет " совсем с ума посходили, пить надо меньше", то вторая расскажет нам, что это "Пикассо. Девушка с мандолиной. Начальный этап периода аналитического кубизма. Фигура девушки (Фанни Телье) и фон - единая живописная вселенная, построенная художником из однотипных "блоков". Пространство как скульптура. Художник разбирает мир на элементы и собирает новую реальность - реальность художественного произведения".
Только не говорите мне, что возможно, продавщица заботливая мать и верная жена, а студентка жестоко мучает котиков-все это вероятно и справедливо, но совершенно не относится к теме. Вкус - не монополия и не врожденное качество хорошего человека и милейший дядя Вася может не понимать в детской иллюстрации ни бельмеса, а противная Клавка с пятого этажа (и дети у нее наглые) рассуждать о ретроспективе красоты в литературной традиции двадцатого века.
Исходя из этого становится понятно, что вкуса нет без знания. Чем больше мы знаем, тем больше мы понимаем, тем меньше слушаем кого-то другого и тем больше думаем сами. Нет вкуса там, где есть только безаппеляционное "а мне нравится!", только там, где есть "я знаю про это, то и еще вон это и среди всего разнообразия выбираю то". И мы приходим к золотой формуле: "чтобы нарушать правила, сначала их нужно твердо усвоить".
Тот же Пикассо мог рисовать и так:
Девочка на шаре, 1905

И так
Портрет Ольги в кресле, 1917

Купальщицы, 1918

Но для себя решил, что ему ближе вот так
Женщина с цветком, 1932

Есть хорошая новость. Если вкус это знание, то знание можно добыть и тем самым обогатить свой вкус, а значит, стать человеком с "тонким и изысканным вкусом".

Когда на женщину сваливается желание развивать и развиваться? С ожиданием первого ребенка. Будущая мать юна и энергична, играет в идеальную жену и хозяйку, примеряет на себя разные роли, еще не известны предстоящие хлопоты, реальность представляется радужной и поддающейся контролю, голову распирает от планов.

Жизнь внесет свои коррективы, безусловно, но именно за эти девять месяцев ожидания в голове у матери сформируются основные принципы воспитания и развития ребенка. Кто-то закупится Умницей и начнет учить английский с пеленок, кого-то не будут приучать к рукам, а другие с рук не слезут, одни в две недели пойдут на плавание, а другие к трем месяцам дочитают сказку о царе Салтане и перейдут к Достоевскому.
Я не стала исключением. Я читала, думала и говорила о воспитании. О том, что мы будем разрешать, хотя нам не разрешали, и как мы будем развивать и поощрять, хотя в нас не замечали. Обычные глупости обычной молодой пары. Но кое-что сбылось.
Одним из моих твердых убеждений было развивать вкус и кругозор. В основе лежало личное невыносимое страдание из-за того, что мне в силу моего мягкого характера постоянно пытались навязать свое мнение по любому поводу: что носить, с кем и как жить, где работать и как себя вести. Всем было дело до того, ношу ли я с собой сумку (что ты как мужик все в карманах таскаешь) до цвета бюстгальтера под прозрачную блузку (черное одевается под белое,потому что это сексуально). И я решила, что своему ребенку я покажу все многообразие мира, научу видеть красоту во всех ее проявлениях, объясню ценность чужого мнения и личного пространства, привью уважение к решению, принятому самостоятельно. А еще не стану навязывать свой вкус. Но помогу найти собственный.
И в своей уверенности я обратилась за помощью к книгам. Что еще может предоставить нам такое разнообразие цвета, формы и содержания? Я старалась покупать самые далекие друг от друга книги, неизменно выбирая из них достойные. Мой принцип был: покажу все хорошее, а что ей по душе-дочка решит сама.
Я чувствую, что аудитория притомилась. На сим я заканчиваю теоретическую вводную, все дебаты в комментариях, а на следующем занятии перейдем к практической части, где наглядно рассмотрим каждый пункт нашего доклада.
P.S. Ужасно много букв вышло и всего восемь картинок для отдыха взгляда. Постараюсь в следующем посте сделать наоборот))
Спасибо всем, кто не заснул!
Это-гипертрофированная женственность: ванилька. В стиле: я девочка и я не хочу ничего решать,я хочу платье. Это понятно в 13 и даже в 17 лет. В 30 -а явление набирает обороты, это выглядит как недоразвитость
