Ещё одна книжечка для подростков пополнила нашу библиотеку.
Д.Рубина "Уроки музыки".
Автор: Д.Рубина
Издательство: Эксмо, 2015 г.
Серия: Классика в школе. Новое оформление
ID товара: 467394
ISBN: 978-5-699-76984-1
Страниц: 224 (Офсет)
Масса: 260 г
Размеры: 210x135x20 мм
Тип обложки: 7Бц - твердая, целлофанированная (или лакированная)
Иллюстрации: Без иллюстраций
Сначала о самой серии (взяла на пробу 2 книги).
Если сравнивать с серией ШБ от изд."Детская литература", то эта немного уступает, на мой взгляд. Страницы не белоснежные, немного мажется шрифт и иллюстраций нет совсем (даже ч.б.). А в целом очень хорошо! Переплет качественный, плотные страницы. Формат точно такой же.
"Когда же пойдет снег?"
Рассказ о девочке-школьнице, которая по ошибке приходит на встречу к молодому человеку Борису, который немного старше её. Тот, в свою очередь, ожидал увидеть совсем другую. Завязывается общение, и потихоньку девочка влюбляется. Ко всему прочему, в её душе и так творится полная неразбериха. Папа собирается жениться второй раз (мама девочки погибла в авиакатастрофе). Девочка бунтует, не понимает, не принимает новую папину любовь. Брат рассказывает ей, что мама при жизни папу не любила. В добавок ко всему у девочки обостряется давняя болезнь. Предстоит сложная операция. Борис приходит навестить её в больницу, рассказывает историю о своем деде. Благодаря этому мир в глазах, казалось бы, совсем обреченной девочки-подростка переворачивается.
"- Ты знаешь! - вдруг остановившись, воскликнул он. - Совсем забыл тебе сказать! Я ведь сейчас встретил в автобусе ту девушку, из театра!
- Вот так удача, - сказала я страшным голосом, забыв поставить восклицательный знак в конце предложения. - Надеюсь, на этот раз ты не упустил случая...
- Ни за что бы не упустил! Я бы ехал за ней до самой конечной остановки, если бы... - он хитро посмотрел на меня, - ...если бы не торопился так к тебе..."
"Да, - подумала я, - вот это главное; люди ходят по земле. Одни и те же люди, только с поправкой на время и обстоятельства. И если понять это и крепко запомнить на всю жизнь, то не будет на земле ни смерти, ни страха..."
"А теперь я полежу ещё секунду и подумаю о чем-нибудь веселом, - сказала я себе. -
О чем же? Ну хотя бы о том, как завтра или послезавтра придет Борис и напишет мне записку, какой-нибудь каламбур вроде: "Оперативно здесь делают операции!" А я в ответ на том же листке попрошу медсестру написать крупно, латинскими буквами: "Po blaty"..."
"Уроки музыки"
Повествование ведется от лица автора (я так понимаю, повесть автобиографичная).
Как-то, ещё будучи молодой, но уже совсем забыв о своем музыкальном образовании, автору книги приходится давать уроки музыки одной девочке из многодетной неполной семьи (Дед, отец, две дочери и сын). Почему приходится? Потому что с музыкой давно покончено, давать уроки совершенно не хочется. Но она не смогла отказать...
Девочке уроки в тягость, у неё и так много обязательств по дому. Автор это видит и понимает. И даже разговаривает с ней на эту тему, обещает поговорить с отцом (ведь это он инициатор занятий). Но девочка отказывается, она готова доставлять отцу радость. Автор видит в этой девочке себя в юности. Ей тоже приходилось заниматься музыкой не по зову сердца. Но случается так, что отца арестовывают. Детей хотят забрать разные родственники, похоже, не совсем благополучные и благочестивые, а деда отдать в дом престарелых. Дети жмутся друг к дружке и к деду. Они не хотят разлучаться. Автор повести всеми силами противится разделению детей и даже готова взять их всех под опеку. Но ей не верят, мотивируя тем, что она сделает это только в своих корыстных целях. Автор уходит из квартиры своей ученицы одна. На следующий день идет обратно, в надежде, что детей и деда не разлучили. Но ей никто не открывает. А значит всё-таки случилось непоправимое... Через несколько лет случайно автор встречает мальчика, который уже стал юношей. Он не дает ей расспрашивать подробно о их жизни. Лишь рассказывает, что девочки учатся, он работает, папу скоро выпустят из тюрьмы, а дедушка умер...
" Ну что ж, стоило только вздохнуть облегченно: я сбросила с себя и этот груз - эти ненужные и тягостные для меня уроки музыки. Но не вздыхалось облегченно, вздох застревал в горле и камнем валился на сердце..."
"Всё хорошо... Но изредка, когда жестокие лапы моего самолюбия сжимают сердце сильнее обычного, я заставляю себя вспомнить, как ждали когда-то, но так и не дождались моей помощи трое детей и сумасшедший старик...
С годами глубже заглядываешь в себя, и настанет день - не отшатнешься от края, а пристально вглядишься в каждый камень этой вины, и маленький, и большой; и эту тяжкую кладь, от которой ломится и стонет душа, понесешь до конца, не сбрасывая ни крошки, лишь иногда молча жалуясь себе дрожащим горлом в размытую мглу бессонной ночи..."
Эти два рассказа очень тяжелые. Душевно переживаешь, чувствуешь настроение и состояние героев.
А вот рассказ "Астральный полет души на уроке физики", наоборот... Легкий и даже немного смешной. Про книголюбов. ))) О нас, в общем-то.
Автор безумно любила читать. А учиться - совсем нет. Она предпочитала класть книгу на колени и на всех уроках улетать в новый мир). Однажды её "запалили". Точнее... Прочитав очередную книгу (но на этот раз не характерную по содержанию - "О половой жизни в семье"), автор задумалась над фразой "Стройная девушка должна быть довольна своим бюстом!" (к слову, автор была стройная)))))). Ей представлялись девушки с транспарантами, которые шагали стройными рядами и были довольны своими бюстами. И вот, размышляя, она уставилась на уроке в одну точку, выбрав в качестве цели (конечно, случайно) учителя физики. Тот, естественно, заметил неадекватный взгляд ученицы и её глупую улыбку и спросил: "Чем ты так довольна?" Ну та и выдала в лоб: "Я довольна своим бюстом!" Учитель не дал огласки этому поведению. Он думал, что над ним весь класс смеется, Оказывается, ненормальные взгляды своих учеников он замечал не единожды. И эта фраза про бюст просто выходка какая-то издевательская. Но в конце концов ученик и ученица друг друга поняли.
Смешная и нелепая ситуация, от того и вызывает не меньший интерес, чем вышеописанные серьезные произведения.
Книга рассчитана на старший школьный возраст. Рассказы Д.Рубиной изучаются на уроках литературы в 10-11 классах.
я от "Синдром Петрушки" три недели отойти не могу. Впечатлило. Очень.Теперь жду фильм с Мироновым и Хаматовой.В слог Рубиной вхожу тяжело.... Постепенно.....