А - обучение - я
обсуждение прочитанногоЭто мои рассуждения по поводу поста "К чему мы готовим детей", в котором приведена статья уважаемого в сообществе автора Л. Петрановской (сразу оговорюсь, что мной тоже уважаемого - как можно не уважать человека, который помогает встроить в нормальную жизнь приёмных детей?), написавшего несколько популярных книг.
Согласна, мы учим позавчерашнему дню. Вот это: "Все остальные предпочитают сначала поработать и осмотреться какое-то время или, работая на низкоквалифицированных работах, поездить по миру," - из позавчера.
Полно тех, что ездят по миру или по Москве на нехилых тачках и больше ничем не заняты. Появились они не сегодня и даже не вчера. Ну хорошо, это из жизни богатых, а "Богатые люди - они не такие, как мы."
Посмотрим на общество, где такой стиль жизни могут позволить себе многие. Там уже выросло целое поколение, которое так провело свою молодость.
Они не торопятся связывать себя с конкретным местом работы - любая работа не отвечает их представлению о себе, их запросам по зарплате, и ещё работодатель - бездушный сухарь, ни капли креативности - вопросительно смотрит в резюме: "А где у вас указан опыт работы по специальности?"
Они считают, что пока побудут ассистентами, помощниками в разных сферах, потом пойдут в какой-то бакалавриат - куда торопиться, каждому отмеряно по 120 лет жизни!
После бакалавриата можно пойти в магистратуру, иногда по другой специальности. Причём, "на первом курсе бакалавриата сидят рядом бывшие школьники, и те, кому 30 и те кому 50. И это нормально".
Работодателей уже колбасит, уже появляются статьи, что много учиться вредно (если у вас статья об этом не провалилось в недра fb, как у меня, поделитесь ссылкой, пожалуйста). Это не о школьниках, о вполне взрослых людях: их подозревают в постоянной неготовности взяться за любое важное дело, в желании спрятаться от ответственности под благим предлогом повысить квалификацию.
Они не торопятся вступать в брак, надеясь, в крайнем случае, на ЭКО.
Теперь они, 30-летние, рыдают в кабинетах у психологов. Рыдающих так много, что их рыданий хватило Мэг Джей на целую книгу, "Важные годы" называется. Особенно 20-летним советую почитать.
Пока детям не 30, есть время осмотреться.
В какую сторону смотреть особенно пристально? А на себя, любимых.
Вот как мы, оказывается, живём: "Почти каждый раз, когда у родителей спрашиваешь, что было раньше, там в анамнезе история бурного раннего развития, когда ребенка таскали, учили, втискивали в его голову и то, и сё, пятое-десятое. И столько было ожиданий, такой способный мальчик, такая подающая надежду девочка, такой интересный ребенок, нужно ему побольше дать, потому что у него столько талантов, все их надо развить"
Не мамы, а квадрикоптеры.
Но почему обучение мыслится только как спецусилие в спецусловиях? Даже если мы ничего не делаем, мы всё равно обучаем ребёнка, который просто живёт рядом с нами. Забавный пример, сейчас на детских форумах почти каждый день всплывает вопрос: "Как приучить ребёнка 3-4-5 лет к горшку?" Взрослым бы поздравить себя: они с рождения приучали дитя ходить под себя и добились этого! Какие там Никитины - позавчерашний день! Что они знали о памперсах? И вот дитя, преодолев брезгливость ради родной мамочки, привыкает жить в памперсе с мочой и какашками от смены до смены - неприятно, но так, оказывается, принято. И тут родители начинают детишек переучивать - ищут, какие нужны спецусилия и в каких спецусловиях, чтобы успешно переучить.
Ничему не учить проще. И ответственности никакой, хотя бы перед обществом. Помните у Сесиль Лупан разговор с директором начальной школы, очень симпатичной женщиной, которая прекрасно руководила своим учреждением.
"Мы обсуждали возможность поступления ребенка в подготовительный класс в более раннем возрасте, чем это принято.
Знаете, - очень серьезно говорила она, - ведь взрослый берет на себя слишком большую ответственность, решая поместить ребенка в группу детей более старшего возраста. Безусловно, - отвечала я, - но ведь ответственность будет ничуть не меньше, если я решу этого не делать.
Ну нет, - сказала она, вдруг став очень строгой, - ведь это общепринято!"
Да, ничему не учить вроде бы проще, но не получится. Непреднамеренно обучая дитя собой, мы и результаты получаем непреднамеренные.
Если мы говорим с ребёнком только на одном языке, мы приучаем его не знать другие. Если не делаем зарядку, то приучаем не делать её.
Если не поём, не рисуем, не танцуем... - ну, вы поняли))
Для обучения малыша совсем не обязательно его "таскать, учить, втискивать в его голову и то, и сё, пятое-десятое" И вот мы летаем на квадрикоптере по своим делам, не нависая над ребёнком. Что толку нависать, если ребёнок всё равно будет жить в другом обществе, которого мы не понимаем и не представляем...
Точно не представляем?
Мир "Матрицы" нам совсем незнаком? Разве редко встречаются рассуждения о том, что в обществе будущего и даже уже в нашем обществе не нужно столько работников, сколько существует трудоспособного населения и что самый простой и безопасный, в том числе тем, что не предполагает бунтов недовольных, способ как-то занять лишних людей - это занять их имитацией жизни в сети. Забыты слова Филипа К. Дика: "Реальность - то, что не уходит, когда ты перестаёшь в это верить" ("Reality is that which, when you stop believing in it, doesn't go away")
Посмотрите на своё дитя - вам очень хочется, чтобы он был сетевым хомячком и никем больше? Разве мы сами в детстве не попадали в виртуальные миры? Но кукольное царство - приторное до липкости и страшно застрять в рукаве лисьей шубы на обратном пути в реальность. А ведь это не самый плохой вариант.
Есть похуже. Совсем не обязательно, чтобы случилась "всемирная религиозная фундаментальная революция" или "ядерная война". Похоже, что каждый раз, дойдя до очень высокого уровня сложности, общество не упрощается, а обрушивается.
Хараппская цивилизация: в домах бани со стоками, под улицами целая система стоков и - кирдык, где все и куда всё делось? Письменность есть, прочитать некому.
Минойцы: создали систему канализации, придумали водозапор , потом исчезли, не сказав "прощай". Кто прочитает фестский диск? Ну, разве что Михаилу Веллеру удалось))
Древний Рим накрылся медным тазом, надолго забыв про бани. Система канализации почти полторы тысячи лет была никому не нужна. Наверное, многим казалось, что штука-то хорошая, только не помнил никто, как её работать заставить?
Я немного хочу, беспокоюсь не о тайнах мироздания, мне достаточно, чтобы "народ обходительным стал и негрубым" и ему стал бы "ведом уход за собой".И чтобы этот уход не был обременителен.
Не смогу даже назвать все сложные технологии, которые обеспечивают мой не слишком высокий уровень жизни, но что-то мне подсказывает, что если все перестанут в них разбираться и первые 60 лет жизни будут креативно искать себя, то очень быстро, гораздо быстрее 60 лет, не станет ни душа, ни унитаза. И тут уже не спасёт сноровка в шумерской вышивке крестиком.
Были исследования, что люди, попавшие в неблагоприятные бытовые условия, опускались, ухаживали за собой гораздо хуже тех, кто всегда жил в таких условиях.
Вам хотелось бы, чтобы ваш ребёнок жил в обществе попроще? Сам стал как-то проще? Если он всю жизнь будет вышивать/ выпиливать, зачем ему астрономия, физика, литература, что там ещё в списке есть? (Астрономия в школе умерла, я знаю. Это так, цветок на её могилку - помним, скорбим.)
С чего мы взяли, что цивилизация - это нечто вечное, вандалоустойчивое? Что нашим детям не нужно её поддерживать?
И чем они её поддержат - вышивкой крестиком? ("А зимой что есть будете - пуговицы от штанов?"(С))
О чём же я писала?
Я рисовала карту своего мира, которая немного, но совпадает с миром реальным и вопросов в ней больше, чем ответов - знаете, таких белых пятен с надписью Terra incognita.(Дальше то, что не имеет отношения к статье Петрановской. Если будут протесты, эту часть удалю)) Но лучше карта с белыми пятнами, чем белое пятно вместо карты. Лучше заранее предупредить ребёнка, что ты можешь вышивать, уплыть в кукольный город, свалиться в кроличью нору, но не забудь вернуться в реальность. Если реальность развалится, осколками завалит и кукольный город, и нору.
Что нужно дать своим детям, помимо 3 корочек хлеба на первое время:
- компас (куда можно стремиться, а куда лучше не надо),
- карту ( куда и как можно добраться, где какие Сцилла с Харибдой колобродят, и как от них отделаться или задружиться),
- часы (умение возвращаться не только в выбранное место, но и в определённое время),
- хорошо бы ещё корабельную пушку, но это вопрос сложный))
Время на часах ребёнок установит сам. Компас может ошибаться, ведь мы его создавали из своего опыта, ребёнок отладит его тоже сам, сообразуясь со своим опытом.
Карту мы рисовали, описывая ту реку времён, по которой плавали сами. Книги предлагают карты мира, частично совпадающие с нашей, частично дополняющие её, за что мы их и ценим всем сообществом. Пусть карты устарели, пусть ребёнок поправляет их - исправить проще, чем в последний час перед плаваньем пытаться начертить маршрут на пустом листе. Постройкой своего/ чужого корабля, набором команды/ наймом на чужой корабль ребёнок должен заняться сам. Вряд ли ему понравится всю жизнь валяться на берегу рядом с компом и провожать чужие корабли. Так не лишайте его карты и компаса.
А пушки?! Эх...
В продолжение разговора Александр Марков с 1:12 до 1:30.