Корабли и мореплавание
История детям.Когда приходят в гавань корабли
И парус опускают свой усталый,
Им кажется, что, если бы могли,
Они б не вышли в этот путь сначала.
Но тишина непрочна, как хрусталь,
Откуда-то вдруг снова манит ветер.
И корабли опять уходят вдаль,
Упрямей всех на нашем трудом свете.
Андрей Меркулов. Из "Книги ненайденных островов"
И мы продолжаем книжное плавание.
Многочисленные книги и энциклопедии кораблей пользуются моей давней любовью, но не всегда уважением, если в них нет ничего интересного или искажается информация. Зато они точно не удивляют меня, как динозавры, которые, чуть только от них отвлечешься, начинают вытворять невообразимое - размножаться, видоизменяться, обрастать фантастическими подробностями. Корабли в этом плане более постоянны, за что я им очень признательна ) Каждая открываемая книга начинается со страниц с долблеными лодками, пирогами, катамаранами, продолжаясь галерами, триерами, дракарами, коггами, кочами, каравеллами, флейтами, галеонами и корабли, обрастая мачтами и многоярусными парусами, вдруг трансформируются в пароходы и начинают обрастать металлом и трубами, превращаясь в плавучие бронированные крепости или круизные белоснежные города.
Новая энциклопедия Чевостика ничего нового не сообщила, но порадовала подачей материала. Как всегда, он дается в форме диалога, когда рассказывающий дядя Кузя сообщает максимально упрощенные и понятные детям сведения, а ответные реплики Чевостика в духе "правильно ли я понял?" этот материал закрепляют.
В целом это не история кораблей - не разные их типы, виды в зависимости от назначения, парусной и вооруженной оснастки и т.д. и это не навигационный справочник, как можно было бы предположить, прочитав слово "мореплавание". Это история инженерной мысли взрослеющей человеческой цивилизации, история трансформации движущей силы, позволяющей перемещаться по водной поверхности.
И это отлично отражено в оформлении титульного разворота!
Сначала читателя на всякий случай знакомят с героями образовательного проекта, если вдруг эта энциклопедия для него окажется первой. Сообщают ему о своем уникальном изобретении - времяскоке, позволяющем метаться туда-сюда в пространстве и времени.
Ну а далее, поскольку темой для такого путешествия выбрано мореплавание, перед отправлением дядя Кузя очень толково объясняет Чевостику физические принципы плавучести.
Чевостик парень на редкость понятливый, и через пару разворотов, захватывающих ясельный период мореплавания,
можно отправляться в прошлое, когда основной движущей силой корабля были весла и парус. Выбирают для знакомства они древнегреческую триеру и подробно рассматривают ее конструкцию и принцип управления кораблем.
В конце главы, как всегда, есть домашнее задание для читателя.
Далее путешественники перепрыгивают на галеон и рассказывают нам о том, как много веков движущей силой корабля был парус, наполненный ветром.
Они осматривают корабль от марсовой площадки до трюма, включая жилые помещения.
А после встречи галеона с пиратами быстренько перепрыгивают вперед по времени, прямо с корабля попав на бал праздник в честь "дедушки русского флота".
Затем посмотрели гонку чайных клиперов.
И исчерпав рассказ о возможностях паруса, оказались на первом колесном пароходе.
Возможности парового двигателя, пришедшего на смену парусам, наглядно показывает экскурсия на ледокол "Красин", как раз в момент спасательной операции экспедиции Нобиле. В те времена "Красин" был самым мощным ледоколом в мире.
Ну а вслед за паровым котлом герои книги рассказывают нам о современном теплоходе с дизельным двигателем.
Книга понравилась очень! И доступной подачей материала и прекрасным продуманным оформлением и множеством упомянутых и тактично поданных деталей. В главе о "Красине" говорится, что страна тогда называлась Советский Союз, поэтому корабль - советский, на иллюстрациях присутствует красная палатка членов экспедиции Нобиле, что является таким явным признаком, маркером, устойчивым узнаваемым словосочетанием, отсылающим нас именно к этому событию.
Нравятся иллюстрации, нравится сбалансированное соотношение текста и рисунков. Нравится пацифистская направленность книги - кроме стычки с пиратами о развитии военного флота не упоминается. Поэтому обойден молчанием атомный реактор.
Но через века прослежена цепь: Весло-Парус-Паровая машина-Дизельный двигатель.
Мне нравится все, кроме пропущенных редактором ошибок художника на схеме парусной оснастки судна.
На нижнем рисунке только нижний парус передней - фок-мачты называется фоком, в названии всех остальных парусов в слове "фок" К меняется на Р, и названия эти звучат фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель... На верхнем рисунке фор-стень-стаксель назван правильно. Еще больше "не повезло" парусам бизань-мачты ((
Парус, названный крюйсель-бизань-марсель называется или крюйсель или крюйс-марсель, вместо бизань-брамсель должен быть крюйс-брамсель и соответственно вместо бизань-бом-брамсель - крюйс-бом-брамсель.
Опять придется править вручную, а это напрягает. Тем более, что исправлять целые слова сложнее, чем одну букву и слишком неаккуратно потом выглядит исправленное... Хочется, чтоб хорошие книги были без изъянов.
Тем более странно, что схемы парусной оснастки выпадают сразу при запросе гугла в огромном количестве.
Все остальное в книге отлично!
Несмотря на ошибки художника, книгу рекомендую от души. Очень достойное издание с внятным объяснением многих понятий. Хороша в качестве первой энциклопедии. Уже
потом можно искать справочники с классификацией разных типов кораблей.
И отличный посыл в конце книги - если хочешь, чтоб рукам было легче, надо хорошенько поработать головой! ))
Лабиринт / Май-шоп / Бук24 / МИФ
Вторая книга рассказывает как раз о развитии военного флота.
Когда-то я купила "Книгу будущих командиров" А.Митяева и очень надеялась приобрести эту. Но не сложилось. Взяла только теперь во время больших скидок.
Дико радовалась, считая, что приобретаю переиздание той самой книги, о которой мечтала, что называется "один к одному". Даже особенно не читала отзывы, увидев книгу в скидочном каталоге, просто сразу кинула в корзину и нажала кнопочку "заказать". Чего там изучать - вон у нас Командиры вдоль и поперек изучены, сколько раз читались! Но оказалось, что книги подредактированы, а иллюстрации заменены рисунками других художников. Все бы ничего, но часть художников, прямо скажем, ни разу не маринисты, их корабли меня нисколько не впечатлили, да и люди не красавцы. Я привыкла к "сильному" стилю рисунка в этой теме и неуверенные линии мне здесь совсем не нравятся. Просто замечательно, что художников несколько, что книга богато иллюстрирована не только современными рисунками, но множеством старинных миниатюр и гравюр, репродукций, схем, фотографий, так что в целом книга выглядит очень достойно. Я махнула рукой на то, что из революционного раздела выкинули многое, где упоминался Ленин, и в результате ход революционных событий показан фрагментарно. Спасибо, что хоть не обошли молчанием такое историческое событие. Будет на что обратить внимание при чтении.
Книга состоит из нескольких частей, очень неравноценных по объему. Названы они в соответствии с "табелью о рангах".
Первая - Матросская рассказывает о древней истории - Саламин, Сиракузы. Порадовало упоминание опыта греческого инженера 1970-х, подтверждавшего возможность того, что флот Марцелла был сожжен с помощью зеркал. Это интересно прочесть тем, кто читал рассказы Внукова из книги "Динамис Мобилис". Я очень люблю книжные переклички.
Вторая глава - Старшинская. Это Киевская Русь и походы на Константинополь, Великий Новгород и древнерусские ладьи, корабли поморов русского севера.
Заодно и победы Александра Невского пристегнуты, чем я сильно озадачилась... Хоть он и покрошил со своей конной ратью прибывших на кораблях и сошедших на берег врагов, но с флотом это все равно как-то мало ассоциируется...
Далее - Курсантская.
Здесь быстренько скороговоркой о Колумбе, Магеллане, Васко да Гама, о том какие изменения произошли в конструкции и вооружении кораблей - очень кратко.
Так же очень быстренько о войнах между крупнейшими морскими державами.
И дальше про времена Петра, становление Российского флота, первые победы. Тут уже автор куда более многословен - рассказывает подробнее, развернуто. К учебнику истории все это будет прекрасным дополнением. В этой главе проходит весь XVIII век, заканчивая победами адмирала Ушакова.
Следующая глава - Мичманская. Это XIX век, заканчивается эпоха парусного флота, наступает время пароходов. В этой главе - Наваринское сражение, Крымская война. В сражении под Наварином отличились молодые офицеры, будущие адмиралы, герои Крымской войны - Нахимов, Корнилов, Истомин.
Здесь приводится много письменных свидетельств, выдержки из писем и воспоминаний участников событий.
Лейтенантская глава - начало ХХ века. С кораблей уже исчезли паруса, они теперь закованы в броню, дымят трубами мощных паровых двигателей, огрызаются огнем крупнокалиберных орудий. Здесь рассказывается об адмирале Макарове, изобретателе радио Попове, русско-японской войне, восстании на броненосце "Потемкин".
Капитанская глава - Первая мировая война, революция, Гражданская война.
Как я уже говорила выше, революционные главы сокращены,
но кое-что добавлено. Например, главка "Красные и белые".
И последняя глава, в два раза превышающая по объему все предыдущие вместе взятые - Адмиральская. Она рассказывает о флоте во время Великой Отечественной войны и примерно до 70-х годов прошлого века.
Сначала рассказывается о флоте - линкоры, крейсеры, эсминцы, подводные лодки, тральщики, сторожевики, торпедные катера и самолеты морской авиации.
А потом уже и военные действия.
Оборона Ленинграда, Одессы, Севастополя, северные конвои. Рассказываются эпизоды войны, которые сейчас редко встречаются в переиздаваемой художественной литературе.
Со школьных лет я люблю книги, раздвигающие границы школьных учебников, показывающие, что за ними таится очень много интересного, нужно только не лениться заглядывать туда.
Когда-то я любила составлять подборки книг для тематических полок в школьной библиотеке, где работала мама. Эту книгу я бы сразу водрузила на полку с названием "За страницами учебников".