От Одиссея до Гарри Поттера. Наглядная навигация по морю литературы
познавательные книги, энциклопедииКнига заинтересовала еще в анонсах.
Слова "наглядная навигация по морю литературы" для меня были решающими - книга для меня нужная, я стараюсь собирать подобные издания, призванные заманить, завлечь школьников в мир литературы.
Я ждала ее выхода, хотя подобный стиль рисунков меня давно не вдохновляет. И когда взяла книгу в руки, перелистала, то даже облегченно вздохнула - все оказалось гораздо приятней, чем казалось на сканах. Это я про рисунки и общее впечатление. Если б не разноцветные физиономии писателей и синие лошадки, так было бы совсем замечательно )
Поскольку авторки довольно активно пиарились в литературно-издательских кругах и соцсетях, читала настороженно. Я не очень доверяю молодым и дерзким авторам с высокими амбициями, чьи уверенные легкие перья производят тексты очень разного качества, которые потом подаются маркетологами как высокохудожественные, интеллектуальные, оригинальные, остроумные и какие-то еще. Поэтому читаю внимательно, так как непроизвольно включается подозрение - вдруг "дурят нашего брата".
Прочла. Ощущения двойственные.
С одной стороны - книга очень хорошо структурирована, продумана. Если можно так выразиться, то "архитектурно" выстроена добротно. Последовательно изложено развитие литературных жанров с древнейших времен.
Чего только здесь нет! Пробежавшись глазами по содержанию, кроме привычных классицизмов-романтизмов и прочих "-измов" можно увидеть готику и ужасы, утопию и антиутопию, киберпанк и стимпанк, магический реализм и янгэдалт, комиксы и рассказы о книгопечатании, об этапах работы над книгой, о литературных премиях, маааленькая (но зато вдохновляющая детей) выборка - пример того, как читают подростки, что им нравится или нет. А в главке "Поэзия и музыка" мы видим еще и известных музыкантов и певцов ХХ и ХХI века.
Чувствуется, что качественно перелопачен огромный массив материала. Очень понравилась лента времени, начинающаяся с форзаца, продолжающаяся и завершившаяся на последнем развороте - нахзаце. Это графическое изображение истории литературы от смерти последнего динозавра до книги, которая сейчас перед нами. В скромности не упрекнешь, но юмор оценен.
Ну а далее идет разворачивание и наполнение подробностями отметок той самой ленты. Каждая отметка - 1-2 разворота. Что такое литература, что читают наши кумиры, литература разных стран и эпох, возникновение и формирование жанров. А вот тут периодически возникают вопросы - каждая тема иллюстрируется подбором нескольких самых известных произведений, что-то подробней, что-то одной-двумя фразами, что-то лишь упоминается, выбор их в целом понятен, но в то же время он показался мне во многом очень субъективным. И не только выбор авторов и произведений, но особенно подбор этого самого "наполнения", того, что именно цитируется из книги и сообщается о ней. Что ОЧЕНЬ понравилось - везде указаны источники цитат с указанием имени переводчика. Плюс наличие в конце алфавитного указателя имен.
Но иногда хотелось спросить - и это все, что хотелось сказать об авторе, герое или произведении? Это то, что должно запомниться? Даже на уровне ассоциаций?
Чувствовался порой типично журналистский подход к содержанию книги. Часто выбирались факты, которые можно подать как "жареные", их трактовка и подача свойственны публикациям в прессе, а не книжном обзорном издании для популяризации литературы. Ведь книга не газета, ей не будешь размахивать, крича на всю улицу: "Сенсация! Известный писатель осужден на два года каторжных работ!" Я не говорю, что об этом не нужно говорить с детьми, но сама информация периодически подается с заигрывающей с подростком интонацией - бодренько, простенько, на два прихлопа. Что-то вообще сформулировано в форме рекламных слоганов.
Напрягает разрыв между серьезностью и значимостью материала и формой подачи. Ведь есть уже положительный опыт работы с серьезной информацией в подобном стиле - "Графический комментарий к "Евгению Онегину" и "Бестужевки". Там к изложению материала и его компоновке у меня не было никаких претензий, разве что хотелось рисунков в другом стиле или другой цветовой гамме. А здесь много информации о серьезной литературе при подростковой подаче на уровне прикола, теста, квеста. Упоминается масса сложных всемирно известных произведений с маркировкой 18+, которые 12-13-летний подросток вряд ли одолеет и поймет. А тем, кто старше, чтоб заинтересоваться глубиной и значимостью этих книг, шуточки уже "не по размеру", а пары фраз маловато. Сильно сомневаюсь, что следующим шагом после прочтения книги станет слушание лекций на "Арзамасе".
Многократно и с воодушевлением авторки говорили о том, как много в книге юмора. Видимо, в силу разных поколений, понимание юмора у нас разное. Юмор - интеллектуальное свойство замечать забавное в обыденном, когда смеешься от удовольствия, оценивая остроту взгляда. А здесь больше на уровне стеба. По-моему, в массовой культуре юмор исчез напрочь, отдал концы, испустил дух. Такие высказывания, как "роман - нахрапистый новичок в литературе" мне трудно считать юмором...
Вот на этот нижеследующий разворот после Зощенко я бы добавила еще Жванецкого, а потом - XXI век - стендаперы. И предложила бы сравнить чей юмор тоньше.
Вернусь к субъективности. Авторы выбрали то, что им нравится, и подали так, как им нравится. Но ведь перед нами не художественное произведение, а познавательная книга, где нужна и важна объективность. Тем более, что она заявлена как навигатор по литературе, а не эссе о книжных пристрастиях автора. Поэтому разворот о научной фантастике изумил...
Это все, что нашлось сказать об этом жанре и его представителях? Серьезно?
Видно даже по плотности текста и рисунков на этом развороте по сравнению с другими, что этот жанр авторкам абсолютно неинтересен, они не имеют ни малейшего понятия о значимости культовых фантастических произведений и имен их создателей. Брэдбери, Лем и Стругацкие удостоились только упоминания о том, что в их книгах задолго до изобретения появились беспроводные наушники, аудиокниги и игра в пейнтбол. Тогда как на страницах комиксов нашлось место даже рассказу о трусах суперменов!
Я глубоко уважаю авиаконструктора Сикорского, но на этом развороте куда уместнее было бы сообщить не о нем, а рассказать о "великой тройке" фантастов - Азимове, Кларке, Хайнлайне. Даже если я не люблю Хайнлайна, это не исключает его из тройки. И неужели какой-то неведомый американский журналист, опубликовавший статью о Сикорском, заслуживает пиара в книге больше, чем Азимов - ученый и писатель, давший имя новому направлению в науке - робототехнике? Стругацкие - властители дум пары поколений даже не попали в алфавитный указатель. Авторы их, видимо, не читали, а если читали, то не поняли и не оценили. В их книгу попали только "модные" ныне писатели.
Нет, я не хочу сказать, что в книге все плохо. Многое сформулировано точно и емко, соблюдена грань приличий, но встречаются языковые шероховатости, и хотелось бы большего. Очень мало отечественной литературы, о которой говорится очень уж вскользь.
Тревожит направленность, способы заигрывания с широкой публикой, которые в более радикальных вариантах доходят до открыток и стикеров, которыми возмущались на Книжном салоне в Питере. К этой книге хочется срочно заиметь что-то следующего продвинутого уровня, где без танцев с бубнами, стебного подмигивания, а также без торжественно-почтительных придыханий пойдет спокойный доверительный и более развернутый разговор о том же самом - о великой литературе. Кстати, именно познавательных книг "второго уровня" с внятным рассказом и подачей интересующей темы сейчас отчаянно не хватает.
Для меня книга нужна и важна, помогает в общении с подростками.
Я бы посоветовала ее всем учителям литературы и книжно-неравнодушным родителям. Понимаю, что у кого-то она вызовет раздражение, сама с ним боролась, честно отмечая все плюсы в противовес некоторым минусам. Книга - как прививка, как знакомство с взглядами и запросами на культуру, как опорный тематический конспект, как срез представлений о том, что может заинтересовать подростка. Именно представлений, потому что книга - совсем не результат исследований. Зато по ней можно проводить собственные исследования - насколько живые подростки, их кумиры, книжные пристрастия и восприятие прочитанного отличаются от взгляда, представленного в книге. Путем обсуждения страниц и абзацев книги можно корректировать общие тревожные тенденции в голове отдельно взятого подростка. Можно побудить его задуматься. Плюс это отличный тренажер для оттачивания критического мышления!
Начали мы с подростками со второго разворота, так как все, что изложено в пользу чтения на первом, дети слышали много раз.
Они назвали мне своих кумиров (так как список в книге всех озадачил), и вот тут, что называется "открылась бездна"... Я еще не совсем в себя пришла от количества мата в среде блогов, влогов, подкастов и каналов, известные ведущие которых авторитетны у подростков. Самого популярного сначала записала в личные враги под №1. Через неделю вычеркнула его из этого списка - он хотя бы не сквернословит. Или у меня терпения не хватает дослушивать.
А вот разговоры о том как читают подростки получаются любопытными и вселяющими надежды ))
Книга дает мне темы для обсуждений на много встреч вперед. Еще одно положительное ее качество - предвосхищает провокативные вопросы детей.
И вот прямо сейчас слушаю Бориса Куприянова, соучредителя книжного магазина «Фаланстер», который сказал, что если книга не вызвала восторга, но вы о ней думаете, значит, эта книга встретилась вам не зря. Я об этой книге думаю целый месяц. Спорю с автором, придираюсь к словам и фразам, проверяю факты, задаю вопросы друзьям и знакомым, формулирую свои мысли, рефлексирую отношение. Может быть, меня скоро начнут бить, чтоб не приставала...
Поставила рядом с "Нереальным атласом", хотя книги совершенно разные.
Всем хороших книг, в том числе тех, о которые мы точим зубы! ))