Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего
Неоправданные ожиданияпроф. Г. Брехман
Развитие генетики позволяет предположить, что информация, заложенная в генах, содержит память не только о структуре тела человека, но и о психологической структуре предшествующих поколений. Последняя треть XX века явилась началом научных исследований психической жизни человека до рождения, формирования той области знаний, которую стали именовать пренатальной и перинатальной психологией.
Не нервничай, мама
Догадки женщин о том, что ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. Это стало возможно благодаря достижениям науки и техники, позволившим заглянуть в полость матки. До последнего времени ребенок был закрыт от взора человека, и люди полагали, что он глух и нем, ничего не видит и не чувствует. Парадигма Х1Х века состояла в том, что развитие идет от простого к сложному, от единичной клетки к сложному организму. При этом органы и системы растут и развиваются, чтобы сразу после рождения начать функционировать.
Действительность разрушила эти представления: формирующаяся структура немедленно проявляет свою функцию. Все системы - кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения - по мере формирования и созревания начинают функционировать с различной интенсивностью и в различном объеме. То же относится и к органам чувств: кожная чувствительность обнаруживается уже с семи недель от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата с 12, вкусовых сосочков - с 14, органов зрения и слуха - с 16-18 недель, то есть задолго до рождения органы чувств человека уже способны воспринимать информацию из окружающего мира. Ученые обнаружили, что структура мозга младенца в 24-28 недель от зачатия соответствует структуре у доношенного ребенка и взрослого человека. И мы подошли к самому ключевому вопросу: о функции мозга неродившегося ребенка.
Научные исследования, проведенные в области эмбриологии, психонейроэндокринологии, позволили прийти к заключению, что с момента своего формирования нервная система, мозг участвуют в регуляции функций всех органов и систем неродившегося ребенка. Органы чувств, тесно связанные с мозгом, по мере формирования начинают функционировать и воспринимать раздражители, что сопровождается соответствующими реакциями со стороны других органов. Наши исследования показали, что музыкальное воздействие на орган слуха неродившегося ребенка вызывало изменение его сердцебиения .
Как известно, мозг обеспечивает психическую жизнь человека, проявление чего конкретное и абстрактное мышление, эмоции, память, интеллект, все то, что позволяет воспринимать мир и активно с ним взаимодействовать. Первые доказательства наличия психической жизни человека до рождения были получены при изучении путей взаимодействия матери и ребенка. При этом выделены три пути - гуморальный, поведенческий и психологический. Гуморальный был доказан многочисленными научными исследованиями.
Наиболее ярким по своим проявлениям является поведенческий путь. С ним встречаемся повседневно: ребенок чутко улавливает поведение мамы и своими движениями - легкими касаниями или пинком дает ей знать, приятно ему это поведение или нет.
Наименее исследованным является психологический (телепатический) путь. Установлено, что ребенок чутко реагирует на мысли матери, изменение ее эмоций. Он откликается на это своим поведением (толчками), и беременные женщины нередко сообщают результаты самонаблюдений: "Когда я нервничаю, ребенок начинает меня пинать или сильно двигаться".
Можно выделить несколько актуальных проблем, берущих свое начало до рождения человека. Прежде всего это проблема нежеланных детей. Полагают, что эмоциональные ощущения у еще не родившегося человека зависят от эмоционального состояния матери. Последнее в свою очередь обусловлено ее психологическими особенностями, взаимоотношениями с социальной средой, мужем, родственниками, а также социально- экономическими событиями жизни. Все это создает условия для явного или скрытого отвержения своего ребенка, а отсутствие знаний атом, что ребенок хорошо улавливает это отношение к нему, не дисциплинирует мышление родителей и невольно формирует в обществе группу нежеланных людей. У них помимо различных отклонений в состоянии здоровья обнаруживается целый ряд психологических особенностей, которые нарушают адаптацию в социуме. Они конфликтны, стремятся выделиться, обратить на себя внимание, что является их способом самоутверждения, склонны к асоциальным поступкам, могут включаться в хулиганские, преступные компании. Нежеланные дети, прошедшие в лоне матери первую школу ненависти и отвержения, "уносят" эти чувства с собой и "пользуются" ими с различной частотой и эффектом. От этого страдают они, их семья и общество в целом.
К этой проблеме тесно примыкает проблема приемных детей, которые на бессознательном уровне улавливают, что воспитывающая мама не является их биологической матерью. Они встречаются с противоречием между отверженцем, испытанным ими в перинатальном периоде, и любовью, которой их одаривают приемные родители. Иными словами, философия жизни, окружающая их после рождения, вступает в противоречие с той, на которой они воспитаны до рождения. Это лежит в основе их внутреннего конфликта, что определяет мышление и неосознанное, провоцирующее поведение, которым они как бы перепроверяют любовь к ним родителей, опасаясь вновь быть отвергнутыми, что делает их трудноуправляемыми и неуживчивыми в семье. Не случайно такие дети убегают из семьи или семьи нередко стараются их пристроить в различные образовательные, воспитательные учреждения. Треть приемных детей демонстрирует другой стиль поведения: любвеобильность до приторности. Согласно нашим наблюдениям, родители нередко испытывают горькое разочарование в связи с неожиданным поведением своих приемных детей: информация, полученная теми до рождения, оказывалась не корригируемой воспитанием после рождения.
Особой и мало изученной проблемой является формирование сексуальной ориентации людей, которая может быть нарушена чрезмерными амбициозными желаниями родителей получить ребенка определенного пола. Наши наблюдения совпадают с данными специальной литературы: если пол неродившегося ребенка не соответствует желаниям матери, то у него в последующей жизни обнаруживается поведение, более характерное для человека противоположного пола.
Генез страхов и фобий, отравляющих жизнь многим людям, до сего времени остается неясным. Возможно. перинатальная психология поможет расшифровать их суть. Так наши наблюдения позволили подойти к объяснению боязни змей некоторыми людьми, в частности родившимися с обвитием пуповины вокруг шеи.
Нельзя быть временщиками Развивающаяся перинатальная психология затрагивает многие стороны жизни человека. Она открывает новые возможности для избавления людей от страданий, которым было до сих пор разумного объяснения. Верно и то, что трудности психотерапии, связанные с необходимостью преодолевать, казалось бы, алогичное сопротивление ( идущее от бессознательного клиента, делают актуальной проблему недопущения появления негативных мыслей у матери, которая является первой экологической средой нового человека. Если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы уже сегодня должны начать осознанное движение в направлении оздоровления общества. В этом проявятся наши. прозорливость и мудрость, и мы избежим шанса оказаться очередными временщиками.
Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологи, согласно которому общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье (психическое и физическое) еще не родившегося человека. В свете этого этого следовало бы вспомнить и возродить многие народные обычаи, которые получают новое и убедительное звучание. Они всегда были направлены на создание зоны комфорта вокруг беременной, максимальное устранение психотравмирующих раздражителей, поступающих через сознание и органы чувств.
Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения. Они же призваны уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.
Третий обязательный аспект -продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит прежде всего найти ответы на два ключевых теоретических вопроса: каким образом информация (психическая, эмоциональная) поступает от матери к неродившемуся робенку и каким образом она фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, решению ряда психологических проблем живущих ныне и предупреждению таковых у будущих: поколений людей. Это знание, определенно внесет гармонию в жизнь человеческого общества.