Джон Робинсон "Быть честным перед Богом"
Рекомендую послушать/почитать/посмотретьНу, и на десерт :)
В преддверии подготовки к Великому посту начал перечитывать книгу владыки Иоанна Вулвичского "Быть честным перед Богом". Впервые прочитал ее где-то с полгода назад, буквально "проглотил". Что сказать? Книга написана полвека назад англиканским богословом, но и современным православным ее почитать не помешает. "Либералам", я считаю, обязательна к прочтению, ибо это "основополагающий текст", хотя епископ Робинсон, конечно, стоит на плечах Тиллиха, Бонхеффера и Бультмана. "Консерваторам" же будет любопытно, что книгу для русского православного читателя перевел русский православный батюшка Николай Балашов, непоследний человек в РПЦ.
Из "Предисловия":
"Я думаю, что от нас требуется нечто большее, чем осовремененный пересказ традиционного ортодоксального учения. Если лишь к этому и сведется наша защита веры, то со временем мы, по всей вероятности, обнаружим, что нас больше никто не слушает, кроме крохотного остатка любителей религии. Мне представляется, нам необходимо куда более радикальное обновление, в ходе которого придется пересмотреть наиболее фундаментальные категории нашей теологии, такие, как понятие о Боге о сверхъестественном, о самой религии. Я могу по меньшей мере понять тех, кто утверждает, что нам стоило бы (хотя это, конечно, невозможно) перестать пользоваться словом "Бог" на время жизни хоть одного поколения - настолько это слово пропиталось представлениями, с которыми пора расстаться, - если мы хотим чтобы Евангелие не утратило своего значения.
Ибо я убежден, что между традиционный ортодоксальным супернатурализмом, на языке которого выражена наша вера, и теми категориями, в которых осмысливает происходящее современный "светский" мир (скажу так за неимением более подходящего выражения), существует разрыв, который все больше увеличивается. При этом я имею в виду не то, что разрастается пропасть между христианством и языческим обществом. Это само собой.
Разрыв, о котором я говорю, зависит не от отношения к истине самого Евангелия. Ведь в тревожащем меня разделении многие христиане оказываются на одной стороне с теми, кто себя к христианам не причисляет. А среди думающих друзей-нехристиан я вижу немало таких, которые куда ближе к Царству Небесному, чем им самим кажется. Они-то думают, что отвергают Евангелие, на самом же деле отталкивает их прежде всего то специфическое мировоззрение, которое действительно не заслуживает доверия.
Более того, я сам рассечен надвое линией этого раздела, хотя со временем всё меньшая часть моего существа остается "по правую сторону" от границы. Так, когда я слушаю по радио или смотрю по телевизору дискуссию между христианином и гуманистом, я нередко ловлю себя на том, что мои симпатии скорее на стороне гуманиста. Это вовсе не потому, что колеблется моя вера или преданность Богу. Просто я инстинктивно разделяю с гуманистом неспособность принять те мировоззренческие схемы и религиозные модели, в которые облекается преподносимая ему вера. Я чувствую, что он прав, восставая против них, и мне всё более неловко, что "ортодоксия" должна с ними идентифицироваться."
http://royallib.com/book/robinson_dgon/bit_chestnim_pered_bogom.html