ИНТОНИКА. Моё видение
Музыкальное развитиеПо просьбам трудящихся (точнее читающих мой скромный дневничёк) пишу я про наши занятия с дочкой по этой методике.
Для тех кто не в курсе Интоника - подраздел Сонатал педагогики. Это полноценное развитие ребенка с помощью музыки)
Альтернатива Железновым (только более продуманная, сложная и научно обоснованная)
Разработана М.Л.Лазаревым
Подробнее...
Подробнее можно почитать
Вообще, Сонатал - предполагает занятия с момента зачатия! Да-да! Именно так! Я к сожалению не занималась будучи беременной, о сейчас наверстываю упущенное...
Интоника огромный пласт, который полность изучить и применить - это значит погибнуть под ней и не оставить времени ни на что!
Поэтому я использую часть методики (надеюсь правильно), ведь следовать одной методике - не верно. Нужно смотреть на ребенка. Если малыш интересуется и доволен - тогда вперед за победами.
Ну а если малышу не интересно - меняем тактику)
Итак, что представляют собой наши занятия и какие материалы нужны для их проведения.
1. Материалы
Снова обращу внимание, что пишу только о том что использую я!
а) Ковер-цветолет (это сшитый нотный стан). Подробно о нём здесь.
Шить конечно его не обязательно - можно рисовать на ватмане, можно использовать магнитную доску с цветными магнитами и т.д. Все зависит от вашей фантазии.
Используется дл горизонтального и фронтального интонирования.
б) Цветолесенка-звонкопесенка (музыкальный вертикальный цветоряд)
Я сделала его из картона цветного (разных текстур - барахатный, гофрированный - это ещё и тактильные ощущения развивает)
Использется для вертикального интонирования.
в) Дорожка-цветоножка (в моём случае массажная) О ней здесь.
В книге написано размер 20 на 30 см (каждого отрезка) у меня она 20 на 20)
г) Существуют ещё цветокочки и семитоник-цветик - но я их не использую. По краней мере пока.
2. Конспект занятия
В книге написано что мелодия должна находиться на ковре - не менее недели! Она у нас столько и висит)))
Включаю все пройденные (и не только пройденные) песни фоном - вдруг какая понравиться - её и будем учить)
Часто мы берем с собой игрушки к песенке: поем про крокодила в главной роли Крокодил Гена, поём про бабочку - берем игрушки бабочек, поем про гусениц - берем игрушки гусениц - и поём все песни и отрабатываем все пункты с ними!
Правда неизменным учеником у нас является Чебурашка!
1. Слушаем песенку. Иногда сразу с движениями, иногда просто послушаем (зависит от настроения дочки)
2. Интонируем, отбивая ритм. (Поем мелодию с закрытым ртом, отбивая ритм в ладоши или маракасами, кастаньетами, бубном, на металофоне - зависит от настроения дочки)
3. Выкладываем мелодию на ковре (нотном стане). Чаще я с ночи выкладываю мелодию, а на занятиях мы уже пропеваем её по ноткам (Например: ре-ре-ре-до-ре-до-до - сольфеджируем)
Выкладываю не всю песню, а отрывок. Каждый день новый, иногда 2 дня на фрагмент тратим.
4. Рисуем образ песни. Закрепляем на ковре.
Обычно я не рисую - т.к. не умею, поэтому просто ищу картинку (часто из книжек) и вешаю на ковер - тоже ночью. Утром мы смотрим кто пришел к нам в гости и занимаемся)
Иногда рисуем с дочкой вместе - на нашем творчестве) А потом гордо водружаем на ковер!
5. Нотослоговое чтение.
Раньше я выкладывала внизу текст песни - но это отнимало много времени - напечатать буквы, раскрасить, наклеить на картон, затем наклеить на липучку, водрузить на ковер! Поэтому временно не выкладываю - а надо бы вернуть текст! Тем более теперь цветной принтер есть! Куплю плотную бумагу и вперед)
6. Интонируем - без отстукивания ритма (машем ручками, как дирижер - очень Эльвирка уважает эту профессию)
Правда часто совмещаем этот момент с пунктом 1!
7. Ну наконец-то! Наш самы любимый пункт - сольфеджирование!
Сначала на нотном стане. Тыкаем Чебурашкой (или кем ещё) в нотки на ковре)
8. Солфеджирование на вертикальной гамме (цветолесенка-звонкопесенка).
Тыкаем Чебурашкой в нотки в вертикальном направлении. Дочка не достает до верхних нот, поэтому я её поднимаю вверх-вниз сама) А она Чебурашку)
9. Проговариваем слова песни под хлопки - музыкальные инструменты (ритм), иногда я останавливаюсь и дочка заканчивает за меня)
Например, в песне Гусеница: "На цветочке дама - гусеница...МАМА
Рядом на цветочке - гусеница...ДОЧКА"
10. Поем песенку со словами, которые читаем под нотами.
В случае, когда были слова, показывала рукой на них.
11. Поём-слушаем-танцуем песню.
Иногда под минус пою (минус это музыка без слов - для тех кто не в курсе), иногда под фонограмму Лазарева. И в том и в другом случае - танцуем танец, соответствующий песне.
Потом смотрим Little Musician и играем на пианино) Но это уже совсем другая история...
3. Что ещё нужно и планирую реализовать в ближайшее время!
1. Наклеить на клавиши пианино - цветные полоски - будем еще и на нем играть отрывки песен.
2. Ввести в оборот слова песен - нотослоговое чтение (см. стр 542 - книги "Мамалыш или рождение до рождения")
3. Создать файловый альбом "Цветные нотки" - по всем пройденным песням. Пока как он будет выглядеть представляю смутно - как сделаю отпишусь)
План такой: разворот - слева мелодия из цветных ноток на нотном стане - справа рисунок - образ песни.
Ой, чуть не забыла! Есть ещё такой момент как "Активный букварь" Я его не делала, и не делаю..Вот думаю надо ли! Дочка стала так много повторять что запарюсь слова записывать и подбирать картинки... Хотя ей наверняка понравилось бы читать и повторять слова, которые она ВСЕ может повторить...В общем пока я думаю в этом направлении.
Лазарев рекомендует создавать его до 3-х лет!
Активный букварь - это "пособие, включающее активные слоги и слова. В этом пособии каждый новый звук, слог и слово, произнесённые ребёнком, нарисованы на отдельном листе бумаги с соответствующим образным сопровождением. Если мама знает, что "ВА" обозначает ворону, то на противоположной стороне файлового альбома рисуется слово "ВОРОНА" с соответствующей картинкой этой птицы. Этот альбом должен находиться в доступном для ребёнка месте, чтобы он мог в любой момент в течение дня пролистать его, подкрепляя этим пройденный материал."